Председатель правительства РФ М. Мишустин 29 марта подписал постановление № 497, вносящее значительные изменения в госпрограмму переселения соотечественников. Это постановление позволяет устранить наиболее существенные недостатки и изъяны программы, отчетливо проявившиеся в последние годы.
По словам самого М. Мишустина, произнесенным им 3 апреля 2023 года в ходе оперативного совещания с вице-премьерами, изменения направлены на то, чтобы упростить соотечественникам из недружественных стран участие в госпрограмме переселения в Россию. Эти изменения позволят им подавать заявления об участии в программе не только в той стране, где они постоянно проживают, но и в государстве, гражданами которого они являются, а также в стране их фактического пребывания. Претендентам на участие в программе не надо будет переводить и нотариально заверять документы, где записи уже продублированы на русском языке. Сокращаются сроки принятия решения по участию в программе тех соотечественников, которые, уже будучи в России, получили статус беженца или временное убежище. Ранее на это требовалось 40 рабочих дней, а по новым условиям – 25. Заметно сокращается пакет обязательных для участника программы документов, из числа которых исключены свидетельство о рождении, сведения об образовании, трудовом стаже и другие.
Накануне совещания президент РФ В. Путин своим указом № 219 (от 30.03.2023) внес изменения в госпрограмму переселения соотечественников, которые и вызвали необходимость корректировки правительством подзаконных актов. С 1 января 2024 г. прием заявлений об участии в программе от тех соотечественников, которые находятся как в самой России, так и за ее пределами, теперь будет осуществляться только при условии владения ими русским языком «на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды». Подтвердить владение языком можно будет при помощи трех видов документов: 1) документа об образовании (не ниже основного общего), которое получено до 1 сентября 1991 г. на территории государств, входивших в состав бывшего СССР или в России после этой даты; 2) документа о получении образования в государствах, на территории которых русский является одним из государственных языков; 3) решением специальной «языковой» комиссии, которое будет приниматься по итогам собеседования. Не распространяются эти требования на граждан России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана.
Прежние правила предоставления гражданства предусматривали возможность его приобретения в упрощенном порядке. Так, пункт 7 статьи 14 федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ гласит, что, если участники госпрограммы переселения соотечественников имеют регистрацию в том или ином регионе России или же состоят на учете по месту пребывания, они вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке. Его преимуществом являлось отсутствие тех требований, которые предъявляются к получающим российский паспорт в общем порядке. В числе этих требований: проживание на территории России не менее пяти лет с момента получения вида на жительство, наличие законного источника средств к существованию, а также владение русским языком, которое определяется в соответствии с положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Последнее как раз и требует предъявления документа, подтверждающего владение русским языком на уровне, предусмотренном последним указом президента РФ.
Таким образом, участники программы переселения соотечественников в части владения русским языком теперь должны соответствовать тем же самым требованиям, которые предъявляются при приобретении гражданства РФ в общем порядке. Примечательно, что статья 1 федерального закона № 99-ФЗ «О госполитике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 рассматривает в качестве таковых лиц, «родившихся в одном государстве… и обладающих признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев», а также их потомков по прямой нисходящей линии. Нетрудно заметить, что общность языка среди критериев принадлежности к соотечественникам стоит на первом месте, будучи важнее прочих культурно-исторических факторов идентичности. Сама программа переселения при трактовке понятия «соотечественник» прямо ссылается на закон. В соответствии с пунктом «а» ее 6-й статьи «соотечественник – лицо, определенное федеральным законом от 24 мая 1999 г. «О госполитике в отношении соотечественников».
Поскольку критерии отнесения к числу соотечественников в законе крайне размыты, фактически охватывая все население республик бывшего СССР, ликвидация «языкового фильтра» имела крайне неоднозначные последствия. Именно отказ от требований владения русским языком через несколько лет после начала действия программы, который противоречил самому смыслу законодательства о соотечественниках, привел к трансформации состава ее участников в пользу титульных этносов азиатских стран СНГ. Как следствие, программа переселения соотечественников превратилась в основной канал упрощенного получения гражданства для выходцев из Средней Азии и Закавказья. Хрестоматийным успел стать пример Калужской области, где, по словам губернатора В. Шапши, в первые годы действия программы переселения славяне составляли около 80% ее участников, а в последнее время их доля опустилась до 17%. Нарастание миграционного кризиса привело к тому, что в феврале 2022 г. регион приостановил участие в этой программе.
По подсчетам Н. Мязина, выполненных на основании данных Росстата об этнической принадлежности получающих гражданство по странам исхода число выходцев из государств Средней Азии и Азербайджана среди обладателей новых российских паспортов в последние годы заметно увеличилось. Если в 1992-2002 гг. доля представителей титульных этносов мусульманских стран СНГ среди получателей гражданства составляла 9,1%, то в 2003-2022 гг. – уже 22,1%, а за первые три квартала 2022 г. – 28%. Так, в 2003 г. гражданство РФ получили 5,3 тыс. представителей титульных этносов Средней Азии и Азербайджана, в 2021 г. – уже 140 тыс., а за 9 месяцев 2022 г. – 147 тыс. Всего же по итогам 2022 г. новыми гражданами РФ стали не менее 200 тыс. представителей титульных этносов мусульманских стран СНГ.
Особенно быстрыми темпами растет число обладателей российского гражданства из Таджикистана, где европейского населения почти не осталось. Между тем только за 2022 г. паспорта РФ получили 173 тыс. граждан РТ.
Рост межэтнической напряженности и ухудшение криминогенной обстановки в местах концентрации мигрантов из южных стран СНГ вынудили власти реагировать. 10 февраля прошлого года В. Путин подписал указ о создании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по вопросам совершенствования миграционной политики, председателем которой был назначен зампредседателя Совбеза Д. Медведев.
В августе прошлого года МВД выступило с инициативой ввести проверку знания русского языка для участников программы переселения соотечественников, многие из которых на достаточном уровне им не владели. Именно эта инициатива и была реализована в последнем указе президента. А член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов в конце января этого года предложил временно ограничить предоставление гражданства России по программе переселения гражданам всех государств, кроме Белоруссии, а также носителей русского языка и общеславянской культуры, имеющих исторические родственные связи с Россией, представителей ее коренных народов и обладателей уникальных компетенций.
В целом же введение языковых требований к участникам программы переселения выглядит разумным, но всех возможностей получения гражданства теми, кто не владеет русским языком, они не перекрывают. Требования по владению языком теперь будут предъявляться к участникам программы, которые, получив гражданство, имеют право перевозить в Россию членов своих семей. К ним относятся супруги, дети, дети супругов, родители, родные сестры и братья участника программы и его супруги(а), дети родных сестер и братьев, бабушки, дедушки и внуки. В отношении них правила участия в программе никаких требований по владению языком не предусматривают. В случае предоставления его в упрощенном порядке предъявлять соответствующие документы или сдавать экзамены они не обязаны.
Логичным было бы предъявлять к ним те же требования, что и к участникам программы. А также вплоть до урегулирования наиболее острых вопросов миграционной политики действительно ввести предложенный К. Кабановым временный мораторий на выдачу новых паспортов.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram