- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Турция укрепляет свое влияние в Центральной Азии

Землетрясение в Турции позволило Эрдогану вновь поднять повестку общности тюркских государств. Помимо экономических и политических связей, Анкара теперь больше внимания уделяет гуманитарному сотрудничеству.

Попытки Турции сформировать по аналогии с Евросоюзом союз тюркозяычных стран пока далеки от завершения. Во многом это следствие чрезмерно напористой политики 90-х годов, когда попытки Анкары заменить собой Москву привели к выходу Узбекистана и Туркмении из Тюркского совета. С тех пор политика Реджепа Эрдогана стала гибче, что позволило вернуть Ташкент в организацию.

Попытки Эрдогана привлечь Тюркский совет (переименованный в Организацию тюркских государств – ОТГ) к своей внешней политике на других направлениях пока не слишком удаются. Даже Азербайджан не спешит поддерживать Турцию в вопросе Северного Кипра и других внешнеполитических авантюрах. Проведение неоосманской и неопантюркистской политики вызывает настороженность у других членов ОТГ, которые видят в Турции источники инвестиций и другой выгоды, но никак не направляющий фактор их собственной политики.

Тем не менее в период кризисов страны ОТГ обращают свои взоры в том числе и на Турцию. Кыргызстан после приграничного военного конфликта с Таджикистаном стал закупать турецкие военные беспилотники, Казахстан тоже заявил о покупке турецких БПЛА. Военные ЦА давно обучаются турецкими инструкторами, пусть и в небольшом количестве, также Анкара оказывает безвозмездную поддержку поставками амуниции и вооружения.

В период коронавируса страны ОТГ получили гуманитарную помощь от Анкары. А в период землетрясения, наоборот, Турция получила большую помощь от центральноазиатских стран, которые прислали в том числе и спасателей для ликвидации последствий природного катаклизма. Это событие подтолкнуло во время внеочередного саммита, состоявшегося в Анкаре 16 марта, подписать декларацию о создании Центра гражданской обороны для борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций. Это событие хорошо повлияло на имидж организации, укрепив связи как на двухстороннем уровне, так и по линии ОТГ.

По мере укрепления союза России, Китая и Ирана в вопросе противостояния экспансии Соединенных Штатов Центральная Азия чувствует себя не очень уверенно, находясь в географическом центре этого треугольника. Находящаяся поблизости Турция становится естественной опорой для любителей многовекторной политики. Турецким вектором можно разбавить военно-политическое влияние России и финансово-экономическое доминирование Китая.

Таким образом, турецкая политика по сближению тюркских государств на основе экономического и культурного сотрудничества постепенно дает свои плоды, пусть и не в таком быстром темпе, как на это рассчитывали в Анкаре.

Экономика или культура – что важнее?

Политолог из Кыргызстана Арсен Усенов в интервью «Ритму Евразии» рассказал об особенностях взаимоотношений Турции и государств Центральной Азии.

– Какую вы видите тенденцию – на улучшение или ухудшение отношений в ближайшем будущем между Турцией и странами Центральной Азии?

– Страны Центральной Азии заинтересованы в развитии отношений с Турцией, международные позиции которой в последние годы усиливаются. Основу сотрудничества Турции с тюркоязычными республиками региона составляет тюркская идентичность, соответственно, культурно-исторические связи между государствами.

В последние годы мы наблюдаем расширение сфер сотрудничества в рамках ОТГ. Например, в рамках подписанного документа по итогам саммита ОТГ в Самарканде в сентябре 2022 года страны-участники намерены наладить сотрудничество в торгово-экономических, транспортно-логистических, культурно-гуманитарных, военно-технических и прочих сферах. Изменился и формат сотрудничества Турции и Центральной Азии, о чем говорит переименование Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Организацию тюркских государств.

Деятельность формата ОТГ является альтернативой стратегическому партнерству ЦА с Россией и Китаем, но не имеет неразрешимых противоречий с ними, не претендует на монополизацию вектора внешней политики центральноазиатских государств. Думаю, что имеющийся темп и характер отношений между Турцией и странами Центральной Азии и впредь будет сохраняться.

– Подписанные документы на последнем саммите ОТГ имеют шансы на реализацию?

– В целом внеочередной саммит ОТГ продемонстрировал солидарность стран-участниц с Турцией. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать Центр гражданской обороны и совместно бороться с возможными чрезвычайными ситуациями. Также стороны подписали соглашение о создании Тюркского инвестиционного фонда с капиталом в 500 млн долларов, который должен способствовать реализации экономических проектов как в странах ОТГ, так и между участниками организации. Думаю, что подписанные документы вполне реализуемы при должном распределении ресурсов.

– После землетрясения в Турции страны ОТГ отправили туда спасателей и гумпомощь. При коронавирусе, наоборот, Турция помогала странам ОТГ. Значит ли это, что ОТГ превращается больше в гуманитарную, а не политическую организацию?

– Землетрясение в Турции и оказанная помощь со стороны стран ОТГ показали гуманитарный потенциал организации, причем не только на уровне лидеров государств, но и на уровне народов, так как к помощи подключились простые граждане республик. К примеру, кыргызстанцы собрали около 1 млн долларов в помощь турецкому народу.

ОТГ не является по факту политической организацией, она больше экономическая и культурно-гуманитарная. По крайней мере, так она видится с точки зрения государств Центральной Азии (членов ОТГ). Это было заметно, исходя из тезисов выступлений глав центральноазиатских государств на самаркандском саммите 2022 года. Многие предложения лидеров касались преимущественно сотрудничества в строительстве транспортных коридоров, логистике, экономической кооперации.

Турция представляется как одна из возможностей выхода на мировой экономический рынок, способ диверсификации внешней политики и торгово-экономических отношений. Разумеется, гуманитарная составляющая организации с учетом последних событий в Турции будет возрастать, но и экономическая составляющая определенно будет сохраняться. 

– В странах Центральной Азии высоко котируются турецкие строительные компании. Их репутация пострадала после того, как выяснилось, что даже в Турции многие объекты строили с нарушением строительных нормативов?

– В странах Центральной Азии турецкие компании участвовали и участвуют в строительстве масштабных объектов. Например, в строительстве аэропортов в Туркестане (Казахстан) и Ашхабаде (Туркмения). Турецкие строительные компании строят небоскреб Nest One в Ташкенте, пятизвездочный отель «Исмоили Сомони Marriottt» в Душанбе, участвуют в строительстве многофункционального бизнес-комплекса «Бишкек сити».

В сфере строительства недвижимости в Кыргызстане имеются строительные компании с турецким капиталом. Как такового массового снижения спроса на недвижимость от этих компаний не наблюдается, хотя в целом опасения о низкой сейсмоустойчивости новых домов в условиях строительного бума в Бишкеке актуализировались. Специализированные исследования на предмет сейсмоустойчивости зданий в Кыргызстане не проводятся.

– Оказывают ли сейчас какое-либо влияние на политику Кыргызстана расположенные там турецкие учебные заведения?

– В Кыргызстане имеются учебные заведения официальной Анкары, но есть также сеть лицеев «Себат» (ныне «Сапат») и один университет, которые в Турции связывают с разыскиваемым турецкими властями Фетхуллахом Гюленом. В свое время эти учреждения были открыты в Кыргызстане как элемент культурно-гуманитарного сотрудничества между республиками.

Несмотря на требования Анкары в 2016 году закрыть эти учреждения, Кыргызстан сохранил их. Выпускники школ «Сапат» показывают одни из самых высоких результатов в республиканских, международных олимпиадах, у них традиционно высокие баллы по общереспубликанскому тестированию выпускников. Как такового влияния на политику турецкие учебные заведения в целом не оказывают.

– Каким мотивом в большей степени руководствуется турецкое руководство в отношении ЦА – укрепить близость родственных тюркоязычных стран или получить экономическую выгоду?

– Концептуально Турция подходит с точки зрения этнической близости тюркских народов, с точки зрения практической реализации внешней политики в отношении Центральной Азии она прагматична и пытается получить не только экономическую выгоду, но нередко и политические дивиденды. Так, к примеру, она пыталась получить поддержку Центральной Азии в карабахском вопросе, а в 2022 году использовала саммит ОТГ в своих интересах, объявив о принятии Северного Кипра наблюдателем в организацию, чего, как оказалось, не было даже в повестке.

Примечательно, что турецкое информагентство Anadolu опубликовало анонс неформального саммита ОТГ с участием Северного Кипра в статусе наблюдателя, чего не было, например, в пресс-релизах МИД Кыргызстана.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2749
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика