- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

РФ – Монголия – КНР – Казахстан: формируется транзитная система Большой Евразии

С марта в Монголии введено регулярное грузовое и пассажирское движение на железнодорожных линиях протяженностью примерно в 900 км, построенных на юге и юго-западе страны. Они предназначены в основном для развития транзитных грузоперевозок между этой страной, Россией и Китаем. Смежная задача артерий – ускорение разработки рудно-металлургического сырья в монгольских регионах.

Уточняется, что было введено в эксплуатацию 876 км новых железных дорог по направлениям Зуунбаян – Ханги, Тавантолгой – Зуунбаян и Тавантолгой – Гашуунсухайт. Ввод в действие этих магистралей позволяет ускорить формирование комплексной трансграничной транзитной сети, причем с перспективным участием Казахстана.

Характерно, что об этих монгольских артериях сообщает и центральное информагентство КНР «Синьхуа». Это обусловлено растущей заинтересованностью китайской стороны в новых стыковках с трансмонгольской железнодорожной сетью, внешнеэкономически сориентированной в основном на освоение транзитных грузопотоков от восточнокитайских портов (как и в обратном направлении).

Напомним в этой связи, что РФ участвует в проектах, предусматривающих новые выходы стальных магистралей в КНР на северо-востоке Монголии. Реализация этих проектов, с учетом упомянутых магистралей, увеличит общее число железнодорожных стыковок Китая и Монголии с двух до пяти - семи к концу 2020-х гг. Они востребованы для освоения растущих транзитных грузопотоков в «треугольнике» РФ – Монголия – КНР.

План развития трансграничной железнодорожной сети РФ – Монголия – Китай до 2030 г.

В контексте этой коллективной востребованности, как отметил в конце ноября 2022 г. на российско-китайском бизнес-форуме замглавы ОАО «РЖД» Алексей Шило, «с казахстанскими партнерами прорабатываем проект новой железнодорожной линии Аягоз – Бахты с новым пунктом пропуска на казахстано-китайской границе». С монгольскими «прорабатываются вопросы реконструкции линии Соловьевск – Чойбалсан и строительства новой линии от Чойбалсана к монгольско-китайской границе».

Имеется также разработанный в середине 2010-х проект строительства ж/д дороги примерно в 550 км из северо-восточного Казахстана на северо-запад Монголии – через примыкающую территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. Казахстано-монгольский бизнес-форум, состоявшийся в Улан-Баторе в конце 2016 г., одобрил этот проект. Его предварительный маршрут: Зыряновск – Урыль (Казахстан) – Дандар – Алтай (КНР) – Улгий (Монголия). К Улгию планируется железнодорожная ветка от центральномонгольской магистрали (Улан-Батор – Дзамын-Удд).

Как отмечал Энэбиш Оюунтэгш, генеральный секретарь Торгово-промышленной палаты Монголии, поскольку нет «прямой казахстано-монгольской железной дороги, всё идёт через Новосибирск (подразумевается грузопоток между Монголией и Казахстаном через РФ. – Ред.), значит, приходится делать большую дугу. Отсюда высокие транспортные расходы». Он также подтвердил, что упомянутый проект поддерживают в Казахстане и создание этой магистрали «нецелесообразно затягивать».

Точные сроки реализации проекта и источники финансирования пока не определены. По имеющейся информации, эти вопросы планируется решить до конца текущего года.

В целом программа развития железнодорожной сети Монголии, рассчитанная на 2015-2030 гг., нацелена на решение двух основных задач. Первая – стимулирование межрегиональных экономических связей с освоением весомых запасов металлургического, химического сырья и гидроэнергоресурсов в разных регионах. Вторая – повышение конкурентоспособности железнодорожной сети Монголии в транзитных, то есть в евроазиатских, грузовых перевозках. С включением в эти перевозки новых маршрутов на западе/северо-западе страны, выходящих, повторим, в Китай (СУАР), восточный Казахстан (через СУАР) и в Россию (Тува, юго-восточное Забайкалье).

       

География трансмонгольских проектов в принципе соответствует экономико-географическим приоритетам известной программы КНР «Один пояс – один путь». Поэтому, по имеющейся информации, инвестиционное участие Китая в реализации этих проектов оценивается примерно в 30-35%. Конкуренции же с аналогичными китайскими проектами (например, железная дорога КНР – Киргизстан – Узбекистан, железнодорожные проекты в СУАР, СУАР – Тибет) в КНР не опасаются. Поскольку ввиду географии все транзитные магистрали Монголии, сориентированные на китайские порты, также формируют минимум половину грузовой базы и китайско-монгольско-российского транзита (в обоих направлениях).

В контексте этих факторов упомянутая железная дорога Казахстан – СУАР – северо-запад Монголии будет фактически южным дублером западносибирского сектора Транссиба. Что наверняка нацелено в том числе на переориентацию какой-то части транзитного грузопотока с Транссиба на дублирующий маршрут. Тем более если сохранятся на длительный период санкции Запада против транспортной системы РФ, в том числе портов.

Примечательно и то, что реализация упомянутых проектов в МНР вполне сопрягается с планами Улан-Батора увеличивать реэкспорт, прежде всего, в Россию. Это связано и с ужесточением антироссийских санкций коллективного Запада, которые в азиатско-тихоокеанском контексте затрудняют прямые торговые связи РФ с участвующими в санкциях Японией, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем. Соответственно, правительство и бизнес Монголии в ходе совместного с РФ делового форума в конце марта с. г. в Улан-Баторе выступили за развитие монгольского реэкспорта в Россию.

В целом означенные проекты и тенденции формируют более разветвленную транзитную конфигурацию с участием РФ, Казахстана, Монголии и Китая, что отражает динамику взаимного экономического партнерства. Но чтобы предотвратить конкуренцию на этих маршрутах, которая может «провоцироваться» влиянием как внешнеполитических факторов, так и перепадами общерегиональной хозяйственной конъюнктуры, представляется целесообразной согласованная политика в сфере транзитных тарифов по всем упомянутым артериям. В частности, это должно быть отражено в дополнении к соглашению РФ и МНР 2018 года «Об условиях транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом».

В статье 3 этого документа указывается, скажем так, на «сепаратное» установление транзитных тарифов в российском и монгольском секторах основной трансграничной магистрали Наушки (РФ) – Улан-Батор – Дзамын-Удд (Монголия/граница с КНР). При этом в данном документе нет никаких упоминаний о стальной магистрали Борзя – Соловьевск – Чойбалсан (юго-восточное Забайкалье – северо-восток Монголии – монголо-китайская граница), где тоже осуществляются двусторонние и транзитные грузоперевозки.

В свою очередь, формирование трансмонгольской железнодорожной сети с выходами во все соседние страны наверняка потребует многостороннего соглашения по транзиту, регламентирующего сквозные тарифный и эксплуатационный режимы на транзитных артериях. Пожалуй, только такой подход обеспечит взаимодействие, а не конкуренцию национальных стальных магистралей в освоении двусторонних и евроазиатских грузопотоков.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4294
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика