- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Единая промышленная политика РБ и РФ – реальный шаг по пути интеграции

Процесс развития Союзного государства Белоруссии и России не может идти без создания серьезной материально-производственной и технологической базы. Именно поэтому еще в конце прошлого столетия Минск и Москва, подписывая союзный договор и сопутствующие ему документы, заявляли о необходимости формирования единой промышленной политики.

Вместе с тем только развернувшееся беспрецедентное санкционное давление стран Запада на обе наши страны оказалось тем триггером, который подтолкнул их к практической реализации всего того, что обсуждалось многие годы. Итогом этого сегодня стало ускорение кооперации промышленности двух стран, а с ним и появление нового механизма реализации единой промышленной политики СГ, который призван решить все предыдущие проблемы и создать основу для дальнейшего развития как национальных, так и общесоюзной экономик.

Вопросы промышленной политики в документах Союзного государства неоднократно поднимались на всем протяжении существования объединения. Например, в октябре 2014 г. был рассмотрен проект плана мероприятий по формированию и реализации единой структурной промышленной политики в рамках СГ, когда изучалась возможность создания совместных конкурентоспособных компаний в машиностроении, нефтехимии, волоконной отрасли, микроэлектронике, фармацевтике и т. д. Однако каждый раз сторонам не хватало усилий, а порой и откровенного желания для перехода к практической реализации договоренностей.

Долгие годы Минску и Москве не удавалось выработать согласованную промышленную политику, основанную на общем понимании ее содержания и задач. Проблемы усугублялись еще и тем, что на государственном уровне данным вопросом занимались только в Белоруссии, в то время как в России ранее многие отвергали даже сам этот термин, считая, что не стоит вмешиваться в рыночные отношения, и уповая на сверхприбыли от торговли энергоресурсами. Только провозглашенный в 2011 году Владимиром Путиным курс на новую индустриализацию страны изменил ситуацию, хотя процесс развития промышленной политики в РФ оказался крайне сложным, что отразилось и на ситуации в СГ.

Разность в подходах управления экономикой, ряд политических противоречий, а также нежелание чиновников брать на себя инициативу в конечном счете не позволяло двум странам вести скоординированную промышленную политику, из-за чего страдали обе стороны. Белорусские и российские предприятия, по сути, работали в одной и той же ценовой нише и конкурировали друг с другом на одном рынке, что вело к лишним потерям, нежеланию создавать крупные совместные предприятия, формированию административных барьеров на пути доступа на рынки двух стран, а также дублированию производств и многому другому.

В конечном счете все это не позволяло производителям Белоруссии и России не только сотрудничать и развивать собственные компетенции, но и превращало их в жестких и непримиримых конкурентов. Поэтому ранее Минск и Москва так и не смогли реализовать знаменитые 5 интеграционных проектов в СГ, которые в реальности должны были принести обоюдную выгоду.

Ситуация, которая начала разворачиваться вокруг Белоруссии с 2020 года, а затем и начало СВО на Украине изменили в белорусско-российских отношениях все. Первым и наиболее серьезным шагом стало утверждение осенью 2021 года 28 союзных программ по интеграции, среди которых значительная часть уделялась вопросам экономики, в том числе и промышлености. В ноябре 2021 года декретом Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства в рамках Основных направлений реализации положений Договора о создании СГ на 2021–2023 годы была определена программа по формированию единой промышленной политики, что стало правовой основой для дальнейшего развития двух стран в данном направлении, которое сегодня выходит на финишную прямую.

В частности, в рамках реализации подписанных ранее документов в декабре 2022 года вступило в силу соглашение о признании технологических операций, которое должно обеспечить перевод промышленных предприятий на общие стандарты, а также помочь в создании совместных компетенций и сформировать условия для свободного выхода на рынки двух стран. Кроме того, Белоруссия и Россия смогли решить ряд проблем, касающихся доступа к участию в государственных закупках, а также подписать соглашение в области микроэлектроники.

Однако наиболее значимым событием все же можно считать подписание 15 февраля 2023 года в Москве межправительственного Соглашения о единой промышленной политике. В апреле стало известно, что стороны уже приступили к выработке механизмов реализации данного соглашения, что должно привести к «обеспечению скоординированной работы отраслей промышленности двух стран».

По официальной информации, Соглашение и все последующие действия Минска и Москвы в данной сфере должны способствовать максимальному «вовлечению в кооперационный процесс промышленных предприятий государств-членов союза в целях повышения импортонезависимости и обеспечения технологического суверенитета Союзного государства». Кроме того, планируется выработать «эффективные механизмы финансирования и реализации таких кооперационных проектов», а также усилить научно-техническое сотрудничество. Все это в конечном счете должно привести к созданию «единого промышленного пространства и объединение материального и интеллектуального потенциалов промышленных предприятий». И, как было заявлено на недавней встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве, сегодня формирование единой промышленной политики Белоруссии и России уже «идет полным ходом», а «работа приносит конкретный, ощутимый результат».

За столь громкими и, на первый взгляд, общими и сложными фразами о единой промышленной политике кроются довольно простые и вполне достижимые задачи: повысить эффективность и конкурентоспособность продукции Белоруссии и России на внутреннем и внешнем рынках, а также решить главную проблему двух стран в условиях санкционного давления, связанную с импортозамещением. Именно последнее в настоящее время является главным стимулом для развития совместных производств в СГ, чего ранее стороны опасались делать по самым различным причинам.

Сегодня иного выбора у наших двух стран попросту нет. Именно поэтому Минск и Москва в ускоренном темпе начали расширять производственно-технологическую кооперацию, создавать совместные структуры и реализовывать различные производственные и научно-технические программы. Как считают эксперты, подписание Соглашения о единой промполитике создало дополнительные возможности для поддержки значимых проектов в рамках Союзного государства, упростило развитие производственной кооперации, обеспечило возможность взаимного финансирования проектов, а также стало стимулом к развитию новых видов конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем стоит понимать, что Минск и Москва вели работу по формированию единой промышленной политики и до подписания соответствующих документов, а само соглашение лишь придало юридический статус происходящему на практике. В частности, одним из ярких примеров скоординированных действий стало появление в 2022 году на территории РФ девяти совместных сборочных производств, например производство тракторов МТЗ в Краснодарском крае и трамваев «МиНиН» в Нижегородской области. Важными стали и совместное решение вопроса по замене американских двигателей на российские для белорусских самосвалов БелАЗ, а также договоренность о производстве в Белоруссии и России унифицированных узлов и компонентов для МАЗа и КамАЗа. Страны также начали активно сотрудничать в сфере производства, ремонта и модернизации авиатехники, а также финансируют различные совместные проекты в машиностроении, деревообрабатывающей промышленности и пр.

Более того, Минск и Москва смогли договориться и о создании импортозамещающих интеграционных проектов, 16 из которых уже одобрены российской стороной для финансирования. Подписали страны и дорожные карты, предусматривающие взаимодополняемость промышленных предприятий, чтобы исключить ненужное дублирование производств. Все это уже привело к тому, что только за прошлый год и только в рамках замещения критического импорта страны сумели наторговать друг с другом на $43,4 млрд (по данным Минска, сумма еще больше – $50 млрд), закрыв позиции по более чем двум десяткам направлений. И, по всей видимости, после принятия Соглашения о единой промышленной политике, а также дальнейших шагов по его практической реализации суммы будут только увеличиваться.

В конечном счет развитие совместных промышленных производств и компетенций, о которых Минск и Москва говорили не один десяток лет, можно считать настоящим прорывом в экономическом развитии Союзного государства. По мнению большинства аналитиков, этот шаг придаст дополнительный импульс интеграции и создаст основу для более активного сотрудничества на уровне различных отраслей.

Более того, можно будет ожидать решения проблем с поставкой комплектующих, повышения качества белорусского и российского оборудования, снижения затрат на логистику, а также превращения предприятий двух стран из конкурентов в партнеры. Итогом должно стать ускорение импортозамещения, а также создание продукции под брендом Союзного государства, которая может стать востребованной и на рынках третьих стран.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2533
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика