Подписание в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе должно было обеспечить незыблемость границ на континенте и отказ от каких-либо попыток изменить их. Однако крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века – распад СССР – снова привела к перекройке границ, причем не только в виде провозглашения новых государств в лице бывших союзных советских республик, но и, если называть всё своими именами, к аншлюсу ГДР Западной Германией с согласия Горбачева, а также к распаду Югославии и восстановлению статуса Балкан как «пороховой бочки Европы». Именно в такие периоды истории происходит передел и других границ, и очень часто бенефициарами этих процессов становятся страны, которые могут в лучшем случае претендовать на роль региональных игроков, причем даже не на вторых, а на третьих-четвертых ролях в международной политике.
Ярким примером подобных государств являются Польша и Румыния, чьи территории формировались в результате международных договоров, знаменующих окончание двух мировых войн, в которых, необходимо отметить, эти страны играли далеко не ведущую роль и не всегда на стороне победителя.
Так, объединение и провозглашение Румынии в 1859 году являлось по сути аннексией половины территории бывшего Молдавского княжества со стороны Валахии. Современный вид территория Румынии приобрела лишь в 1921 году, когда по Трианонскому договору она получила населенную венграми Трансильванию в качестве приза за участие в Первой мировой войне против Австро-Венгрии. То, что вступление Румынии в эту войну на стороне Антанты доставило России в основном дополнительные проблемы, а не помощь, не имело тогда значения.
В 1918 году Румыния предприняла попытку аннексии Бессарабии, а также украинской Буковины – остальной части бывшего Молдавского княжества, но в 1940 году эти территории пришлось вернуть. Однако, как показывают сегодняшние события, реваншистские планы Бухареста остаются абсолютно реальными.
Приблизительно также формировалась и нынешняя территория Польши - другого претендента на статус лидера Восточной Европы. Не все знают, что не только нацистская Германия, но и Польша в 1938 году предъявила Чехословакии территориальные претензии. Варшава положила глаз на промышленно развитую Тешинскую область, где проживало немало поляков. В дальнейшем был организован ряд вооруженных провокаций – одно подразделение перешло границу и учинило перестрелку с чешскими солдатами, а польские самолеты регулярно вторгались в воздушное пространство Чехословакии. Все эти действия четко координировались с немецкой стороной, и в итоге Тешинская область была захвачена Польшей.
В 1945 году по инициативе Сталина Польша получила территориальные приобретения. В первую очередь это было сделано за счет восточных земель Германии. Польше достались те западные и северные регионы, которые исторически принадлежали ей либо в Средневековье, либо же вообще чисто иллюзорно. Если в Силезии и Западной Померании и было что-то польское, то к 1945 году оно уже осталось в далеком прошлом.
Сегодня аппетиты Варшавы, также как и Бухареста, претендующего на роль лидера восточноевропейского региона, уже практически не скрываются – они направлены на западную часть Украины, которая находилась под Польшей в период между мировыми войнами.
Проведение Специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине возродили амбиции и территориальные притязания Польши и Румынии на территории, которые они уже в достаточно близкой перспективе видят в своем составе.
Последние новости свидетельствуют, что подобные территориальные притязания выходят на новый уровень – официальный, открыто декларируемый и продвигаемый ускоренными темпами. Так, в парламент Румынии внесен законопроект о поглощении Молдовы. Его авторство принадлежит сенатору румынского парламента Диане Шошоакэ. Ранее Шошоакэ потребовала присоединения к Румынии также Северной Буковины и юга Бессарабии (Черновицкой и Одесской обл. Украины).
Очевидно, что автор этого законопроекта представляет ту часть румынского политического класса, которая состоит из наиболее правых представителей унионистов (сторонников поглощения Молдовы Румынией). Подобные политики рассчитывают за счет радикальности вносимых предложений привлечь к себе внимание и повысить свою значимость. Однако то, что сегодня они прибегают именно к подобным идеям, свидетельствует, что реальность такого развития событий возрастает.
Действительно, проведение СВО обозначило реальные возможности серьезных изменений государственных границ в этом регионе, и это касается территории не только Украины, но и соседней Молдовы. Особенно это актуально в свете того, что нынешнее руководство РМ во главе с Майей Санду и проевропейской партией ПДС отказывается придерживаться зафиксированного в Конституции страны нейтралитета, открыто приняло сторону Украины и коллективного Запада и предпочитает путь противостояния России. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что события на территории Украины стали своеобразным триггером для возрождения колониалистских амбиций Румынии в отношении тех территорий, которые были захвачены ею в первой половине прошлого века и которые пришлось вернуть после падения режима Антонеску. Таким образом, к унионистским мотивам в румынской политике в отношении Бессарабии добавились и украинские мотивы.
При этом в Румынии все чаще звучат заявления, что Киев не учитывает интересов Бухареста, лишь потребляя поставляемую военную и гуманитарную помощь. Та же сенатор Д. Шошоакэ выступила с гневной речью в адрес Украины: «Я бы хотела знать, что у нас общего с Украиной?! То, что румынское меньшинство в этой стране ущемляется? Или то, что все отели заняты гражданами Украины? А может, то, что украинцы разъезжают на болидах за сотни тысяч евро? Мы оплачиваем их расходы и ничего не делаем для наших румын. Есть ли соглашение, защищающее права румынского меньшинства на Украине?»
В то же время Польша играет все большую роль в оказании помощи киевскому режиму как в военном, так и в политическом плане. Это проявляется даже в давлении на Германию с целью ускорения поставок военной техники для ВСУ. Сама Польша уже давно играет роль главного хаба для поставок Киеву военной техники, топлива и боеприпасов. Понятно, что подобные усилия не имеют ничего общего с альтруистическим подходом к событиям на Украине, а преследуют свою цель, которую можно коротко и четко выразить словосочетанием «восточные кресы». Эта синтагма является польским названием территорий нынешних западной Украины, западной Белоруссии и Литвы, некогда бывших в составе Польши.
Текущие политические и экономические проблемы вынуждают ставить вопрос о политическом будущем Польши. В этой связи неизбежно встает проблема кресов в контексте обсуждения основных направлений внешней политики страны на востоке. В правых политических кругах утрата восточных территорий интерпретируется как национальная катастрофа, существенно ослабившая Польское государство, причем настолько, что современная Польша до конца не преодолела всех последствий этой потери. Это неизбежно приковывает внимание к Украине, Беларуси и Литве не просто как к странам-соседям, но как к пространству, по отношению к которому Польша исторически обречена вести активную политику с целью реинтеграции этого региона в той или иной форме в свое культурное, а возможно, и в политическое пространство, даже несмотря на такие события прошлого века, как «Волынская резня».
Принятие на Украине закона об особом статусе граждан Польши в этой стране говорит о том, что политика польского руководства находит понимание и отклик в Киеве и особенно в западных областях Украины. Достаточно бегло просмотреть положения этого закона, чтобы стало очевидно, что он фактически уравнивает в правах на территории Украины граждан двух государств. По существу, граждане Польши не имеют только возможности избирать и быть избранными на Украине. Пока! По сути, в определенном отношении этот закон пошел еще дальше, чем это произошло в Молдове, где сегодня все руководство, кроме молдавского, имеет и румынское гражданство. Но в Молдове лица без молдавского гражданства не имеют права получать ту социальную защиту, которую имеют поляки на Украине. Правда, тоже, судя по всему, пока!
Две «гиены Европы», почуяв возможность поживиться чужими территориями, выходят на охоту. При этом их тактика не так уж разнообразна – практически свободная раздача паспортов, создание сетей НПО, продвигающих нужные идеи и политические течения под видом образовательной и культурной деятельности, «прикормка» экстремистских и националистических течений в политике и содействие их приходу во власть. И главное, русофобия и стремление искоренить все мало-мальски имеющее отношение к России и русской культуре – вот с чем идут на Украину и в Молдову Польша и Румыния.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram