Все союзники по НАТО согласны с тем, что Украина должна стать членом Североатлантического альянса. Об этом после визита в Киев заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг.
«Как я вчера сказал в Киеве, будущее Украины – в семье альянса. Все союзники по НАТО согласны с тем, что Украина станет членом альянса», – сказал он журналистам перед началом встречи контактной группы по поддержке Украины на американской авиабазе «Рамштайн» в Германии.
Ранее, прибыв с необъявленным визитом на Украину, Столтенберг в очередной раз щедро раздавал обещания о будущем этой страны в военном блоке: «Надлежащее место Украины – в евроатлантической семье, в НАТО. И со временем наша поддержка поможет сделать это возможным».
Кроме того, он отметил, что многолетняя программа поддержки даст Украине возможность перейти от советских военных доктрин и техники к армии, соответствующей стандартам НАТО. Очевидно, слова «многолетняя программа» тут могут быть ключевыми: Украина станет членом альянса, но потом – через много лет.
Не знаю, понял ли намек Зеленский. Очевидно, понял. Понял, что со стороны Столтенберга это лишь повторение дежурных фраз. И весь его визит – это элемент игры, суть которой в том, чтобы обещать Украине членство в НАТО, понимая, что оно ей никогда не светит. А задача Украины – носить на лице блаженную улыбку, кивать головой и благодарить. Ну и по возможности напоминать о том, что ей нужно больше денег и оружия. Впрочем, Столтенберг явно не тот человек, который решает эти вопросы.
По словам Зеленского, НАТО готово «начать новую главу» в отношениях с Украиной. «Приветствую генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Киеве. Этот визит… мы трактуем как знак, что альянс готов начать новую главу в отношениях с Украиной – главу амбициозных решений», – написал он в своем Telegram-канале. А выступая на брифинге, отметил, что сейчас нет ни одного барьера, мешающего пригласить его страну в Североатлантический альянс.
«Вильнюсский саммит НАТО может стать историческим. Благодарен за приглашение посетить саммит, но важно, чтобы и Украина получила соответствующее приглашение. Нет ни одного барьера, мешающего принятию политических решений по приглашению Украины в альянс. Сейчас, когда большинство поддерживают вступление в альянс, время для соответствующих решений», – сказал президент Украины.
Зеленский, безусловно, понимает, что барьеров слишком много, но нужно говорить дежурные слова – иначе его просто не поймут сторонники НАТО на родине, которые давно захватили информационную повестку.
«Ни большинство украинцев, ни большинство европейцев, ни большинство жителей всего пространства НАТО не поймут лидеров альянса, если на этом саммите в Вильнюсе не прозвучит заслуженное политическое приглашение Украины в альянс», – сказал он, прекрасно понимая, что большинству украинцев нет дела до НАТО, а многие страны Европы членство Украины в блоке воспринимают просто как кошмарный сон.
В свою очередь, Столтенберг, уже вернувшись домой, заверил Зеленского в том, что в НАТО Украину очень ждут, добавив при этом, что сейчас главное внимание страны НАТО уделяют «обеспечению победы Украины над Россией». И тут тоже можно отметить ключевые слова, меняющие суть фразы.
Почти то же самое заявил министр обороны Германии Борис Писториус, по мнению которого Украину в НАТО могут принять только после окончания конфликта. «Для Киева дверь в альянс "приоткрылась"», «но сейчас не время для принятия подобных решений», сказал он.
Трудно сказать, что министр обороны Германии имел в виду, используя приставку «при», означающую частичное выполнение действия. Ведь частичное выполнение не есть выполнение. То есть приоткрыть дверь Украине – не значит впустить ее. Тем более что в НАТО существует еще и «предбанник», то есть положение для некоторых стран, которых по той или иной причине не могут взять в альянс, во всяком случае сейчас, но отказывать неудобно или невозможно по причинам пропагандистского характера, поэтому им придумывают особый статус. К примеру, «партнер НАТО». Такой статус имеют, к примеру, Колумбия, Грузия, Иордания, Австралия. Кроме того, «партнерами НАТО» в разные годы являлись нейтральные Швейцария и Австрия, а также все бывшие советские республики, включая Россию. Этот статус не означает абсолютно ничего.
Очевидно, чтобы Украине было не так обидно, специально для нее придумали особый статус: «партнер с расширенными возможностями». По словам официального представителя альянса Оаны Лунгеску, благодаря предоставлению этого статуса у Украины появится возможность получения более широкого доступа к программам альянса, касающегося повышения военной совместимости вооруженных сил, а также участия в учениях НАТО и расширения обмена информацией.
«Получение Украиной статуса партнера с расширенными возможностями не означает никаких решений по вопросу членства в НАТО. Страны альянса продолжают поддерживать усилия Украины по проведению реформ, в том числе в секторе обороны и безопасности, включая обеспечение гражданского контроля и гражданского надзора и борьбу с коррупцией», – оговаривалось тогда в заявлении блока.
Не означает никаких решений по вопросу членства в НАТО – вот главное, что нужно было бы услышать. Несмотря на это, Киев продолжает делать заявления о скором вступлении в альянс. К примеру, осенью прошлого года в ответ на проведенные в Донбассе и Таврии референдумы о присоединении к России Зеленский заявил, что Украина подает заявку о вступлении в НАТО в ускоренном порядке. Разумеется, эта заявка не была принята. Но и проигнорировать ее на Западе тоже не могли, неудобно. Помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан заявил, что проведение такой процедуры сейчас несвоевременно, а Столтенберг, признавая политику «открытых дверей» и неизменную позицию блока о праве каждой страны на определение своего пути, отметил, что альянс сконцентрирует усилия на оказании помощи Киеву в самозащите.
В этот раз Столтенберг, впрочем, пошел в разнос, заявив, что все члены альянса ждут в нем Украину.
«Что?!» – ответил на его слова в своем Twitter премьер министр Венгрии Виктор Орбан.
Столтенберг, очевидно, забыл о существовании Венгрии, которая тоже член альянса, и жесткая позиция по членству Украины которой всем давно известна. Будапешт очень озабочен притеснением этнических венгров в украинском Закарпатье и не раз давал понять, что готов защищать их права любыми методами: от раздачи паспортов с намеком на перспективу решения вопроса силовым путем до блокирования всех европейских и евроатлантических инициатив Киева. Это происходит с 2017 года, когда Украина приняла дискриминирующие нацменьшинства законы «об образовании и о языке».
Но надо понимать, что проблема не в Венгрии, которую, подобно Турции по вопросу Финляндии и Швеции, можно всегда уговорить, подкупить, наконец, запугать исключением из альянса. Дело в общем-то, во всех остальных.
Украина де-факто находится в состоянии войны. И ее вступление в альянс автоматом будет означать войну всего альянса с Россией, на что никто из стран членов-альянса добровольно не согласится, за исключением, может быть, прибалтов и поляков, чья готовность совершить самоубийство назло Москве на самом деле несколько преувеличена – они не против воевать с нами, но чужими руками. Стоит напомнить также, что устав НАТО не позволяет брать в состав страны не то что находящиеся в состоянии конфликта, но и имеющие нерешенные территориальные споры.
К слову, Украину и Грузию планировали позвать в НАТО еще на саммите в Бухаресте весной 2008 года, однако, очевидно, большинству европейских политиков хватило ума этого не делать, а события в Грузии через несколько месяцев подтвердили верность этого решения. У Украины тогда, к слову, еще не было никаких территориальных проблем, однако многим на Западе было очевидно, что принятие в альянс стран Прибалтики – это последний рубеж, который Москва разрешит перейти, а попытка принятия Молдавии, Грузии и тем более Украины (на тогдашней территории которой, в Крыму, располагалась тогда крупнейшая российская военно-морская база) может привести к непредсказуемым последствиям. Они, собственно, и случились, когда Москва в ответ на антироссийский переворот в Киеве возвратила Крым.
Все эти годы, однако, Запад не отказывался от идеи членства Украины в НАТО, не делая, впрочем, никаких конкретных шагов по ее принятию. Однако де-факто она все же стала членом НАТО: на ее территории располагаются американские и британские военные базы, ВСУ вооружены западным оружием и его количество и качество постоянно растет.
В некотором смысле это даже удобнее для США – они могут строить в этой стране свои базы, заваливать ее своим оружием, даже ракеты могут разместить. При этом у них перед Киевом нет никаких обязательств.
Но нам от этого не легче, ибо кошмарный сон, которым нас запугивали все последние 20 лет – американские ракеты вдоль Днепра, – может стать реальностью и без формального членства Украины в альянсе.
Её вступление в НАТО создало бы новую существенную опасность для России, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, согласившись таким образом с тем, что недопущение этого является одной из целей спецоперации.
С ним невозможно не согласиться, но необходимо дополнить. Существенная угроза для России уже создана на Украине и без ее вступления в НАТО. Минские соглашения были призваны ее не допустить, сохранить «нейтральную» Украину. То, что эти соглашения были нереализуемы изначально, другой вопрос. Очевидно, окончательное осознание того, что с мифом о «нейтральной» (в первую очередь де-факто, а не де-юре) Украине придется расстаться, и стало главной причиной СВО.
Самая же большая проблема в том, что в России это поняли, увы, не все. Есть еще среди элит желание «вернуть все, как было». Лишнее тому подтверждение – инцидент с украинским флагом в Санкт-Петербурге, который вплоть до 15 апреля висел в числе флагов стран СНГ перед Таврическим дворцом – штаб-квартирой и Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ. Некоторые политики взялись объяснять ситуацию тем, что Украина официально о выходе из МПА не заявляла, следовательно, закрепленные за ней позиции в Таврическом дворце, включая поднятый флаг, останутся.
Выходит, все еще бытует вера в некую «нормальную» Украину, которая после «денацификации», мол, снова будет нашим хорошим соседом, партнером по СНГ и т.д. Реальность же, многие годы подтверждаемая фактами, такова, что любая «нейтральная» Украина в любых границах рано или поздно под влиянием Запада превращается в анти-Россию и становится источником смертельной опасности – неважно, будет она членом НАТО или нет.
Я, кстати, вполне допускаю, что для Украины могут придумать новый статус, согласно которому она будет членом НАТО, но на нее не будет распространяться действие пятой статьи. Суть, однако, в том, что сегодня Украина – де-факто оружие, с помощью которого НАТО ведет с нами войну, и мало вырвать это оружие из рук врага, нужно сделать так, чтобы оно к нему больше никогда не попало…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram