В последний день марта Владимир Путин подписал указ о новой Концепции внешней политики Российской Федерации. Глава государства назвал ее «взвешенным документом, который ляжет в основу практических действий в среднесрочной и на более отдаленную перспективу».
«В перспективном планировании наших действий важно учитывать всю полноту факторов и тенденций развития международных отношений, работать на укрепление суверенитета России, повышение роли нашей страны в решении мировых проблем и формировании более справедливого, многополярного миропорядка», – заявил глава Российского государства.
Концепция внешней политики обычно меняется с приходом нового президента, который по Конституции является лицом, ее определяющим. Впрочем, за последние 10 лет этот документ меняется уже третий раз, и причиной тому – стремительно меняющийся мир, который переходит от однополярности к многополярности, и сопровождающая этот процесс политическая турбулентность, ломающая прежние внешнеполитические векторы. Именно ломающая, а не меняющая, т. е. способствующая быстрой, вынужденной и зачастую болезненной переориентации, сопровождающейся эскалацией напряженности, заставляющей мир балансировать на грани войны.
В связи с этим вполне объяснима необходимость появления новых доктринальных документов, отражающих новые реалии.
За последние 30 лет мы прошли тяжелый путь от откровенного преклонения перед Западом, от отрицания самих себя как отдельной цивилизации и попыток встроиться в чужую конфигурацию до конфронтации и гибридной войны с Западом. Там нас откровенно не ждали, препятствуя всеми силами становлению России в качестве полностью самостоятельного центра силы и притяжения для других.
Это нетрудно отследить по тому, как менялась российская внешнеполитическая доктрина в период новейшей истории.
В первом документе от 1993 года основой внешней политики России было названо выстраивание новых взаимоотношений с бывшими союзными республиками и иностранными государствами, а также интеграция в систему международных связей. Документ провозглашал курс на развитие особых отношений с тремя группами стран: государствами ближнего зарубежья (бывшими республиками), «экономически мощными и технологически развитыми» западными государствами и «новыми индустриальными странами в различных регионах». Сегодня, зная, как развивались события, можно констатировать, что абсолютный приоритет тогда отдавался второй группе.
Кроме того, совместно с ведущими мировыми державами (читай: странами Запада) должна была выстраиваться архитектура международной безопасности. Отдельно одной из приоритетных целей объявлялось достижение «устойчивого развития отношений с США с установкой на стратегическое партнерство, а в перспективе – на союзничество».
Однако уже в доктрине 2000 года констатировалось, что «расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, не оправдались», а также объявлялось, что международная обстановка начала XXI века требует переосмысления приоритетов российской внешней политики. Среди основных ее задач указывалось формирование многополярной системы международных отношений, стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права.
Кроме того, «тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США», ставка на западные институты и форумы ограниченного состава при решении вопросов международной безопасности, ослабление роли Совета Безопасности ООН объявлялись угрозой национальным интересам России. В то же время мы подчеркивали готовность РФ к преодолению значительных трудностей в отношениях с США и сохранению инфраструктуры российско-американского сотрудничества.
2008 год начался под знаменем медведевской модернизации и перезагрузки отношений с Западом, и в новой доктрине декларировалась многовекторность как отличительная черта российской внешней политики. При этом все же заявлялось о перспективе утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы, а активизация политики западных государств по сдерживанию России рассматривалась как реакция на этот процесс.
В той доктрине Россия впервые обозначалась как крупнейшая евразийская держава, а также упоминалась евразийская интеграция в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.
В доктрине 2013 года также говорилось о том, что Запад теряет свою доминирующую роль как в политике, так и в экономике, а потенциал силы и развития смещается на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. Также осуждались попытки деструктивного использования «мягкой силы» для политического давления на суверенные государства и вмешательства в их внутренние дела.
Но уже в 2016-м в разгар украинского кризиса пришлось принимать новую концепцию, которая констатировала серьезный кризис в отношениях между Россией и Западом, вызванный геополитической экспансией США, НАТО и ЕС. В числе угроз мировой безопасности отдельно упоминались события на Украине, при этом подчеркивалось, что Россия во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными структурами готова приложить усилия для политико-дипломатического урегулирования этого конфликта.
Сегодня, на второй год спецоперации, очевидно, что Россия уже не рассчитывает на какое-либо взаимодействие, тем более с «западными партнерами», да и последние нам явно уже не «партнеры». Кроме того, за последние годы произошел ряд других важнейших политических событий. Во-первых, это разгром ИГИЛ* и начало восстановления политической стабильности Сирии, что стало во многом заслугой именно нашей страны, что значительно подняло ее авторитет в мире. Во-вторых, это безуспешные попытки Запада изоляции России, приведшие, скорее, к брожению в собственных рядах и ускорению распада однополярного мира. В-третьих, это рост политического и экономического веса БРИКС, ШОС и других структур, не вписывающихся в ту самую однополярность, отказ многих стран от участия в навязываемых Западом торговых войнах и, как следствие, начало конца долларовой гегемонии. В-четвертых, это укрепление отношений России со странами глобального Юга – государствами Африки, Азии и Латинской Америки.
Главная мысль новой концепции: Россия – самобытная страна-цивилизация, обширная евразийская и евротихоокеанская держава, оплот Русского мира и один из суверенных центров мирового развития. Кроме того, Россия будет выстраивать связи с другими государствами в зависимости от их отношения к ней.
При этом внешняя политика США рассматривается как источник рисков, причем не только для России, но и для всего мира, поэтому Москва намерена устранить «рудименты доминирования» Вашингтона, а также заняться нейтрализацией угроз со стороны недружественных стран Европы и НАТО.
В документе особо подчеркивается, что Россия не считает себя врагом Запада, не хочет изолироваться от него и даже рассчитывает, что США и Евросоюз осознают бесперспективность конфликта и примут многополярность, перестав злоупотреблять своим положением в экономике, и откажутся от неоколониальных амбиций.
При этом, однако, перспективы налаживания отношений зависят от степени готовности Вашингтона отойти от силового доминирования.
Таким образом, Россия фактически констатирует невозможность в нынешних условиях диалога с Западом, не уподобляясь ему – не называя его врагом и не закрывая возможности для переговоров и сохраняя пространство для маневра, но оставляет продолжение конфронтации целиком на его совести.
Трудно сказать, насколько в обозримом будущем возможно исполнение наших пожеланий относительно того, что Запад «перестанет злоупотреблять» и вернется на путь взаимодействия, однако Россия не закрывает окна возможностей в то время, как наши бывшие» партнеры, провозглашая курс на «стратегическое поражение России, делают именно это, сжигают все мосты.
А пока Запад отказывается от взаимодействия в строительстве нового мироустройства, отрицая саму его необходимость, Россия выстраивает диалог с теми, кто этого хочет, и готов действовать без оглядки на бывшего гегемона.
Пожалуй, главное в новой доктрине: особо важное значение для Москвы имеет всеобъемлющее углубление связей и координация действий с дружественными суверенными глобальными центрами силы – Китаем и Индией. Кроме того, в документе говорится, что Россия будет способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития и намерена укреплять взаимовыгодные связи со странами Латинской Америки.
Сотрудничество с Африкой – отдельное важнейшее направление. Распад СССР надолго вывел нас из региона. Сегодня эти ошибки исправляются. Россия все глубже погружается в региональную тематику, да и сама Африка становится полноценным субъектом международных отношений на фоне окончательного краха колониализма и отчаянных, но бесплодных попыток Запада зацепиться за старую систему отношений. Сегодня Африка – это полтора миллиарда населения, перспективный и быстрорастущий рынок, самое большое количество государств в мире и огромная кладовая полезных ископаемых.
Еще один важный момент: флагманский проект России в XXI веке – превращение Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира. Еще в прошлых доктринах говорилось о России как одном из центров евразийского пространства. Сегодня речь идет уже об амбициозной задаче – формировании широкого интеграционного контура – Большого евразийского партнерства с опорой на ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и другие континентальные проекты, сопряжении планов ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс – один путь». На фоне попыток США, с одной стороны, ликвидировать Россию как ключевого регионального лидера, а с другой – установить контроль над Азиатско-Тихоокеанским регионом – такое взаимодействие приобретает характер экзистенциального, и недавний визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву продемонстрировал всему миру отчетливые перспективы формирования этого контура.
Примечательно, что во внешнеполитической службе ЕС новую внешнеполитическую концепцию России назвали «попыткой восстановить международную репутацию и преодолеть изоляцию».
Но так ли это? Международную репутацию предстоит восстанавливать вассалам США, утратившим ее вместе с политической и теперь еще и экономической субъектностью. И преодолевать свою собственную самоизоляцию.
Россия всегда готова протянуть руку помощи, вот только готовы ли они будут ее принять? Это будут уже их проблемы. Для нас главный итог – окончательное крушение мифа о западоцентричности, который долгое время не позволял родиться многополярному миру. В новом мире вообще не должно быть места мифам и предрассудкам.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram