- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Союзное государство союзным льном пока не прирастает

Фестиваль белорусского льна, состоявшийся в последних числах марта в Минске, выявил весьма сложную ситуацию в сфере российско-белорусского сотрудничества в этой отрасли. Между тем оно при надлежащем кооперационном  взаимодействии способно существенно увеличить совместное производство широкого ассортимента продукции не только легпрома, но и многих других отраслей. 

В ходе упомянутого форума отмечалось, что намеченные в  середине - второй половине 2010-х совместные проекты по возделыванию льна-долгунца (текстильного льна) и его комплексной переработке, включая наработки по производству профильных видов сельхозтехники и другого оборудования, не  реализуются. И, если в Белоруссии благодаря весомой государственной поддержке этой отрасли местное льносырье перерабатывают в основном на местных предприятиях легпрома, то российское сырье по-прежнему перерабатывается главным образом в дальнем зарубежье. И откуда затем ввозится за инвалюту разнообразная готовая продукция - из Бельгии, Польши, Словении, даже из Люксембурга, периодически из стран Балтии, Скандинавии. При этом расценки на ввозимые «дальнезарубежные» изделия из льна растут ежегодно.  

Вот один из свежих примеров такой, можно сказать, кооперации наизнанку.  По данным компании «Русский лён» (Смоленская область), 17 марта ее первая партия льнокотонина (полуфабрикат – льняная вата. - Ред.) «отправлена в Пакистан. Из 10 тонн нашего котонина на местных текстильных фабриках изготовят пробную партию пряжи. Мы ждем на льнозаводе в Сафоново делегацию пакистанских предпринимателей, которая вскоре прибудет для обсуждения новых контрактов и поставок».

Автор этой статьи направил запрос в эту компанию: почему продукция направлена на переработку в Пакистан, а не на профильные предприятия РФ или Белоруссии? Ответа не последовало… ​​​​  

Кроме того, в РФ и Белоруссии действуют «раздельные» государственные программы по развитию в 2020-25/26 гг. льноводства-льнопереработки, причем реальный объем финансирования такой программы в РФ едва достигает половины от требуемого. А в Белоруссии этот показатель - не менее 80%. При этом качественные характеристики российского льносырья по-прежнему хуже, чем белорусского. Поставки же в РФ белорусских изделий из льна растут с 2010-х не менее чем на 15% ежегодно. Плюс к тому в РФ поставляется минимум 20% объема семян долгунца, получаемых в Белоруссии: этот объем - не меньше 200 тонн в год. Это  максимальный показатель в экс-СССР. 

Характерно и то, что к настоящему времени посевные площади подо льном в Белоруссии лишь на 11-13% меньше, чем в России. Если же сравнить производство высококачественного (т. н. длинного) льноволокна, то пропорции, по данным ООН (2021/22), таковы: до 60 % мирового объема такого волокна производят во Франции; по 14 % - в Бельгии и Египте; 6 % - в Белоруссии и только 3 % - в России.

Средняя  урожайность льна-долгунца в РФ и Белоруссии (в пересчете на льноволокно, центнеров/1 га):

                               2017 г.            2021 г.         2022 г. (предварит. данные)

РФ                           9,1                    6,9                 7,1

Белоруссия             9,2                    8,6                 8,8

По данным профильного портала ASM-GROUP, возделывание льна-долгунца в России уже несколько лет финансируется государством (с середины 2010-х), «но меры поддержки направлены на сохранение площадей, а не на повышение качества конечного продукта». Точнее, в РФ сейчас можно получить погектарную субсидию на выращивание льна-долгунца - то есть возместить часть расходов, потраченных на обработку каждого «льногектара». Но размеры субсидий недостаточные, потому фермерам приходится заботиться «о количестве урожая льна, а не о его качестве».

По имеющимся оценкам, использование льняного волокна и продуктов его  комплексной переработки позволяет, во-первых, заменить не менее 40% дорогостоящих нефтегазохимических компонентов  в машино- и станкостроении, производственном и жилищном строительстве, в ряде отраслей двойного назначения - по каждому из этих отраслевых секторов. Во-вторых, более чем наполовину сократить импорт хлопка-сырца и хлопковолокна в РФ: эти поставки, напомним, всё более проблематичные и всё более дорогостоящи.

В-третьих, более чем на 60% увеличить производство текстильных и смежных изделий медицинского назначения, притом с одновременным сокращением использования других, тоже дорогостоящих компонентов в таких изделиях. В свою очередь, применение побочных продуктов льнопереработки в фармацевтике способно минимум наполовину сократить использование дорогостоящих биохимических компонентов, в основном ввозимых из дальнего зарубежья, в производстве примерно половины ассортимента лекарственных препаратов.

Уже только эти факторы предопределяют стратегическую роль льняной отрасли в кооперационных проектах Союзного государства. И, разумеется, в экономике и экономической безопасности РФ и Белоруссии. Однако данные факторы пока остаются, скажем так, на втором плане в двусторонних экономических проектах.

Кстати, в легпроме Белоруссии - в отличие от российского легпрома - уже проявляется сокращение зависимости от хлопкоимпорта, что отмечалось и на Фестивале белорусского льна. А в целом складывается впечатление, что белорусская сторона заинтересована не столько в совместных проектах в этой отрасли, сколько в дальнейшем росте поставок своей льняной продукции на обширный рынок РФ.

А российская сторона, похоже, стремится в нынешних внутри- и внешнеэкономических условиях побыстрее насыщать внутренний рынок готовыми, но в  основном ввозимыми льноизделиями, поскольку реализация совместных проектов в этой сфере по технологическим причинам невозможна в рекордно короткие сроки. И вдобавок требует весомых совместных инвестиций.

Косвенным подтверждением таких подходов является, во-первых, то, что в кооперационных планах Союзного государства на начало - середину 2020-х  не значится программа по возделыванию текстильного льна и его переработки. Во-вторых, союзная «льняная» программа конца 90-х - начала 2000-х более чем на две трети осталась нереализованной, а варианты новой программы лишь  периодически обсуждаются, притом с середины 2010-х.

Между тем еще в ходе прежней совместной льнопрограммы эксперты отмечали, например, что кооперация научных, технологических и льноресурсов обеих стран способна как минимум на две трети сократить совокупный импорт Союзным государством хлопкового сырья/волокна. И с учетом замещения продуктами комплексной льнопереработки «дальнезарубежных» компонентов  минимум на треть увеличить производство готовой продукции не менее чем в 10 отраслях. Чем же эти факторы не стимул для союзной кооперации в данной отрасли?

Так что вполне можно согласиться со Светланой Разиной, российским экспертом в сфере индустрии моды: «Нам надо серьезно подумать, как совместить ресурсы. Имея ваши (белорусские. - Ред.) прекрасные возможности по производству льняных тканей и наш уровень дизайна, мы можем сделать хорошие коллекции, которые сможем продвигать дальше».

А другую - «экспортную» - точку зрения обозначила в ходе Фестиваля белорусского льна Надежда Лазаревич, первый замглавы Минского горисполкома: в Белоруссии «есть ряд программ по выращиванию, уборке и переработке льна. Мы занимаем одно из значимых мест в реализации льна на постсоветском пространстве, поставляем лен и в страны Европы». Уточнено, что «львиная доля белорусского льна уходит в Россию, где он всегда востребован. Сейчас самое главное - продолжать продвигать белорусский лен».

Всё же российско-белорусская кооперация в льноводстве/льнопереработке -  с учетом вышеупомянутых факторов - будет, подчеркнем, бессрочно  выгодна и Белоруссии, и  России. По мнению президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрея Разбродина, для текстиль- и легпрома необходима «единая операционная программа, которая была бы подписана на межгосударственном уровне. И в которую в качестве основы вошли бы в первую очередь Россия, Белоруссия и Узбекистан». А затем к этой программе, по оценке А. Разбродина, целесообразно «кооперативно присоединить другие страны ЕАЭС и СНГ, с которыми на сегодняшний день имеются нормальные операционные отношения. Но эти отношения пока не в том объеме, который нужен для развития нашей отрасли».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2832
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика