- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Сколько на самом деле получают трудовые мигранты в России?

Уровень заработной платы трудовых мигрантов в России сравнялся с оплатой труда местного населения. Поэтому говорить о необходимости импорта дешевой рабочей силы из стран бывшего СССР теперь как минимум некорректно.

О выравнивании доходов мигрантов и коренного населения РФ 23 апреля сообщила правительственная «Российская газета», по информации которой работодатели сегодня платят им те же заработные платы, что и российским сотрудникам. Издание ссылается на данные своих источников, в числе которых  директор проекта фонда "Добрососедство" Юрий Московский, независимый эксперт в сфере миграции, бывший глава Федерации мигрантов России Вадим Коженов, а также на статистику рекрутингового портала hh.

По имеющимся сведениям, работодатели сегодня не устанавливают пониженные тарифы для оплаты труда мигрантов, поскольку сделать это просто невозможно. К тому же сами мигранты предпочитают сдельные условия труда в тех сферах (такси, доставка, комплектация заказов в логистических центрах, строительство), где уровень заработка зависит от объема выполненной работы. А потому доходы трудовых мигрантов могут быть даже выше, чем у коренного населения.

По словам Ю. Московского, «благодаря мигрантам во многих сферах растет уровень зарплат, что положительно сказывается на сотрудниках-россиянах». Из чего логическим образом должен следовать вывод о том, что трудовая миграция – явление сугубо положительное, и чем больше мигрантов, тем выше будут стимулируемые их массовым притоком зарплаты коренного населения. Между тем элементарная логика и законы экономики подсказывают, что увеличение предложения рабочей силы на рынке труда должно вести не к росту, а к снижению зарплат местного населения в связи с увеличением конкуренции. И данные hh о том, что почти половина (45%) населения России готова работать в тех сферах, где заняты трудовые мигранты, это лишь подтверждают. Наиболее высокий уровень конкуренции за рабочие места наблюдается как раз в тех сферах, куда охотнее всего идут работать трудовые мигранты в связи со сдельными условиями оплаты. Там же, где нужна стабильная занятость, а заработки не столь привлекательны (торговля, клининг), уровень конкуренции заметно ниже.

В реальности конкуренцию со стороны трудовых мигрантов так или иначе ощущает большая часть населения России. Так, всероссийский опрос ВЦИОМа, данные которого были опубликованы в октябре 2021 г., показал, что 44% опрошенных «скорее согласны» с утверждением, что мигранты отнимают работу у местных жителей, и еще 16% согласны отчасти. То есть как минимум 60% населения страны так или иначе ощущает конкуренцию со стороны трудовых мигрантов, а вообще не ощущают ее только 37%. И это с учетом огромных размеров территории России, концентрации мигрантов в крупных городах и их незначительного присутствия на остальной территории РФ. Более того, 49% опрошенных «скорее согласны» с утверждением, что в случае отсутствия на рынке труда мигрантов зарплаты местных жителей повысятся, 14% «отчасти согласны, а отчасти нет», и только 31% скорее не согласны.

То есть, с точки зрения большинства населения, трудовые мигранты оказывают отнюдь не положительное, а, напротив, отрицательное влияние на уровень их доходов. Кроме того, 56% скорее согласны с утверждением о том, что мигранты восполняют нехватку рабочих рук на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе, и почти столько же (57%) считают, что их присутствие повышает уровень преступности.

Еще более любопытную картину рисует всероссийский опрос фонда «Общественное мнение», результаты которого были опубликованы в марте прошлого года. На вопрос: «Как вам кажется, мигранты из Средней Азии приносят России больше пользы или больше вреда?», голоса распределились почти поровну: 29% считает, что больше пользы, а 30% - вреда. При этом, чем выше присутствие мигрантов, тем, как правило, больше сторонников второй точки зрения и меньше – первой. Так, в Центральном федеральном округе, лидирующем по привлечению мигрантов, соотношение людей, считающих, что мигранты приносят больше пользы, составило 30%, а вреда – 33%, а в Северо-Кавказском, где мигрантов немного, соответственно 41% и 14%.

Самым неблагоприятным это соотношение является в Уральском федеральном округе, где в последнее время остро стоит проблема преступности мигрантов. Как следствие, доля считающих, что от мигрантов больше пользы (20%), на Урале в 1,7 раза меньше тех, кто видит от них больше вреда (34%). Немногим лучше это соотношение в Сибирском и Дальневосточном округах, граничащих соответственно с Казахстаном и Китаем. Пользу от мигрантов там ощущает 23% опрошенных, а вот вред – 32%.

Среди причин, по которым мигранты приносят больше вреда, чем пользы, сторонники этой точки зрения на первое место поставили конкуренцию с приезжими на рынке труда, отметив, что те занимают рабочие места, где могло бы трудиться местное население. Второй причиной оказалось несоблюдение мигрантами законов и навязывание ими своих порядков, а на третьем – совершаемые ими преступления. Поскольку этот вопрос был открытым (опрашиваемые могли сами назвать вариант ответа), преобладание конкуренции с мигрантами за рабочие места выглядит неслучайным.

В целом конкуренцию с приезжими на рынке труда ощущают чуть менее трети всех опрошенных (29%), считающих, что мигранты отнимают работу у местных жителей, а около двух третей (59%) считают, что они работают в тех сферах, которые местное население не привлекают. Поскольку мигранты широко представлены далеко не во всех отраслях экономики, это соотношение во многом объяснимо. Но при этом половина участников опроса (50%) считает, что въезд мигрантов из Средней Азии необходимо ограничить, и лишь треть (31%) полагает, что делать этого не следует.

Весьма показательными выглядят и данные «Левада-центра» о том, готовы или нет опрашивамые, их родственники и знакомые выполнять ту работу, которую сейчас делают трудовые мигранты. По результатам опроса, опубликованного в декабре 2021 г., 26% опрошенных ответили «определенно да», и еще 33% - «скорее да». В совокупности их доля составляет 59%, что говорит о том, что конкуренция с приезжими за рабочие места воспринимается обществом как довольно острая и назревшая проблема. Отрицательно на этот вопрос ответили треть опрошенных («скорее нет» - 20%, «определенно нет» - 12%).

Показательными является и общее отношение к иммиграции, не связанное напрямую с конкуренцией за рабочие места. Так, более половины (57%) участников опроса считают, что присутствие мигрантов в местах их проживания чрезмерно, а более двух третей (68%) настаивают на том, что приток трудовых мигрантов в Россию правительство должно ограничивать. Тех, кто настаивает на необходимости стимулировать приток мигрантов, в 6 раз меньше (11%).

В заключение следует отметить, что сведения о выравнивании зарплат трудовых мигрантов и коренного населения России порядком устарели и никакой сенсацией для специалистов не являются. Социологи уже давно фиксируют отнюдь не выравнивание доходов иностранных работников с местными жителями, а их более высокий уровень. Так, исследование, проведенное весной 2020 г., показало, что заработки мигрантов из Киргизии и Узбекистана в России превышают зарплаты местного населения в 1,3-1,5 раза. Такая ситуация наблюдается как по Москве, так и России в целом, причем сложилась она достаточно давно.

Более высокие зарплаты мигрантов объясняются тем, что большинство из них работает без официального оформления трудовых отношений, а потому более выгодны для бизнеса на временных или сдельных работах, не требующих долгосрочной занятости. Работодатель, не будучи связанным с такими работниками трудовыми контрактами, не платит за них налоги и социальные взносы, что позволяет ему платить иностранным гражданам более высокие зарплаты. Заинтересованы в этом и сами мигранты, приезжающие в Россию с целью заработка, а не для того, чтобы обеспечивать российскому бюджету налоговые поступления.

Тем не менее в официальном признании выравнивания трудовых доходов мигрантов и коренного населения есть одно важное преимущество. Говорить о привлечении в Россию дешевой рабочей силы из южных стран СНГ теперь не приходится, потому что она уже не дешевле, чем труд местного населения.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3076
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика