- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Проблемы с зерном и сахаром в ЕАЭС решены. На очереди – продукты птицеводства

На рынке птицеводческой продукции России и в целом ЕАЭС сложилась к настоящему времени сложная, если не предкризисная ситуация. Уже впрямую выдвигаются предложения, например, о временном запрете поставок продукции из РФ в другие страны ЕАЭС и в третьи страны. Соответственно, правомерно предположить, что межгосударственные балансы по этой продукции, да и по материально-техническому обеспечению птицеводства в Союзе либо не разработаны, либо составлены по лекалам «рекордных» темпов производства и сбыта означенных продуктов.

Напомним, что схожие ситуации в ЕАЭС на рубеже 2010-2020-х годов возникали, в частности, по сахару и зерновым продуктам. Опять-таки из-за непроработанности балансов спроса-предложения и недостаточного стимулирования кооперации в этих АПК-сегментах. Те ситуации удалось отрегулировать к концу 2022 – началу 2023 г., но в основном за счет «срочного» использования госрезервных продовольственных фондов стран Союза, прежде всего российских.

       

Напомним: в ЕАЭС-регионе (исключая наблюдателей – Узбекистан и Кубу, где пока высокая доля «птицеимпорта») 55-60% объема производства птицеводческих продуктов приходится на Россию, более 25% – на Белоруссию. Так что ситуация на российском рынке весомо влияет на ситуацию по данной продукции в ЕАЭС в целом.    

Тем временем «Росптицесоюз», объединяющий свыше 70% мощностей (250 предприятий) по производству птицеводческой продукции, в конце апреля официально предупредил о предстоящих проблемах с этими продуктами. Точнее, о возможной остановке работы большинства птицефабрик ввиду ухода из РФ иностранных производителей профильного оборудования. Уточним в этой связи, что речь идет о производителях из стран, участвующих в антироссийской санкционной политике: их доля в технологическом обеспечении птицеводства/птицепереработки в РФ до последнего времени достигала как минимум 70%. По Армении, Казахстану и Киргизстану этот показатель – не менее 80%, по Белоруссии – примерно 60%. То есть с развитием коллективного импортозамещения в данной сфере были и остаются серьезные проблемы.

Минсельхоз и Минэкономразвития РФ извещены упомянутым союзом, что фактически до 80% техники для переработки домашней птицы приходится на зарубежные бренды, а российское оборудование не обладает аналогичными мощностями и качественными показателями. Скажем, отечественное оборудование позволяет отправлять на убой до 3 тыс. голов в час, тогда как зарубежные аналоги перерабатывают до 14 тыс. голов. С уходом зарубежных технологических брендов с этого рынка, например крупнейшего игрока «Meyn» (Нидерланды), у российских производителей возникают проблемы с сервисным обслуживанием и приобретением запчастей. Российские же аналоги – повторим, меньшей мощности и сравнительно невысокого качества – продаются по ценам чуть ли не в 10 раз выше зарубежных.

Возникает вопрос: почему решение этих вопросов, возникших отнюдь не сегодня, не было предложено Ассоциацией птицеводов ЕАЭС, созданной еще в 2019 г.? Почему до сих пор не налажена научно-технологическая кооперация с Белоруссией в птицеводстве/птицепереработке? По имеющейся информации, национальные технологические разработки успешно внедряются в этой белорусской отрасли, что позволило ей уже к 2020 г. войти в реестр основных производителей птицепродуктов в Европе. Помнится, еще в начале 2000-х и немного позже были предварительные варианты российско-белорусского сотрудничества в это сфере, но они так пока и не воплотились в конкретные совместные проекты.  

Смежный фактор ситуации, по оценке «Росптицесоюза», – это быстрорастущие поставки мяса птицы и других продуктов этой отрасли из КНР с конца 2010-х и особенно с 2022 г. Причем, как правило, по заниженным ценам и нередко «среднего» качества. Главным образом это реэкспорт через ряд стран ЕАЭС. Генеральный директор Национального союза птицеводов РФ (имеется и такая ассоциация) Сергей Лахтюхов считает «такую тенденцию тревожным звонком для отрасли», отмечая, что, хотя общий импорт данных продуктов в РФ сократился в 2022 г. на 21% в сравнении с 2019 г., но все равно оставался «сравнительно высоким: 180 тыс. тонн в 2022-м».

 В контексте наращивания поставок из КНР возникает вопрос, почему не применяются меры, хотя бы временные, по защите внутреннего рынка за счет антидемпинговых и т. п. защитных импортных пошлин?  Или с помощью конкретных квот (то есть определенных объемов) по китайскому «птицеэкспорту» в РФ?

Резонно предположить, что с учетом отмеченного «Росптицесоюзом» возможного сокращения производства означенные защитные меры не принимаются во избежание конечного удорожания этой продукции в РФ и для большего насыщения ею внутрироссийского рынка.  

Проблемным же оказалось не только изготовление продуктов птицеводства. Еще в середине марта в Минсельхоз РФ поступили предложения от многих птицеводческих предприятий временно запретить экспорт, в том числе в страны ЕАЭС, кормовых фуражной пшеницы и кукурузы, а также другой продукции и оборудования, используемых в этой отрасли. Речь идет и о кормовом соевом шроте, витаминах для производства кормов, ветеринарных препаратах, а также о тароупаковочных материалах и изделиях из них для птицеводства. Кроме того, в тот же перечень предложено включить большую часть отраслевого технического ассортимента, то есть оборудования с запчастями и комплектующими для выращивания, убоя и переработки птицы, для производства яиц, ввиду возможного дефицита столь широкого ассортимента на внутреннем рынке. Окончательное решение по этим предложениям пока не принято.

Отрадно, что тренды по коллективному решению вышеупомянутых проблем уже проявляются. Скажем, в конце апреля в Ташкенте подписано соглашение между союзами птицеводов РФ и Узбекистана о сотрудничестве в комплексном развитии и кооперации в этой отрасли. А Союз птицеводов Армении к концу 2022 г. разработал проект по созданию в ЕАЭС племенной птицефабрики и с этим предложением уже обратился к другим странам.

Как отмечает Сергей Степанян, председатель этого союза, «уже изъявили желание участвовать в проекте Казахстан и Киргизстан. Причем в этих странах нет племенных птицефабрик». Не исключено, по его мнению, и участие России в проекте, поскольку «кур-несушек до недавнего времени РФ ввозила из Германии, а мясные породы – из Венгрии». Но эти страны, как отмечает С. Степанян, из-за санкций отказываются от торговли с РФ, «российское же птицеводство ищет новые пути пополнения поголовья».

По данным Союза птицеводов Армении, в Евразийском союзе положительно оценили упомянутую инициативу, так как во всех странах ЕАЭС пока сохраняется необеспеченность по племенному поголовью, нехватка инкубационных цыплят и яиц.  Поэтому создание в Союзе общего племенного хозяйства – «единственный вариант минимизировать импорт замороженной курятины из стран вне ЕАЭС, а в дальнейшем и вовсе отказаться от этого импорта».

Словом, развитие комплексной кооперации, о необходимости которой в различных отраслях неоднократно писал «Ритм Евразии», востребовано и в птицеводческой отрасли Евразийского союза. Ибо, как показывает практика, экспортно-импортные «запреты» и т. п. меры в рамках Союза лишь усиливают обоюдные торговые споры между странами-участницами. А это совершенно не способствует евразийской интеграционной повестке.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2405
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика