- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Год безвиза для соседей – зачем Белоруссия разрешила приезжать к себе без ограничений

Белоруссия с конца 2020 года находится под крайне жестким санкционным давлением со стороны стран Запада, которое усилилось после начала российской специальной военной операции на Украине. США, ЕС и их союзники за прошедшее время сделали многое для того, чтобы максимально изолировать республику на международной арене, однако результаты такой политики так и не привели к тем результатам, на которые надеялись в Вашингтоне или Брюсселе. Белоруссия за счет продолжающейся интеграции с Россией и расширения сотрудничества с дружественными странами «дальней дуги» сумела не только выдержать натиск, но даже нанести несколько ответных ударов.

Одним из таких шагов, направленных на противодействие западному давлению, может считаться введение весной 2022 года безвизового режима для жителей соседних с республикой государств – Польши, Литвы и Латвии. Именно это решение сегодня вызывает особое раздражение в Варшаве, Риге и Вильнюсе, где считают неприемлемым для своих граждан возможность свободно посещать Белоруссию, которую называют «тоталитарным государством», якобы представляющим наряду с Россией опасность для всей Европы.

Необходимо отметить, что безвизовый режим в Белоруссии появился не в прошлом году, а Минск и ранее практиковал свободный въезд в республику. В частности, еще в январе 2017 года Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому устанавливался безвизовый порядок въезда в страну через Национальный аэропорт Минск для граждан 80 государств на срок не более пяти суток. Документ распространялся на 39 стран Европы, включая весь Евросоюз, а также Бразилию, Индонезию, США, Японию и иные государства. Тогда такое решение обосновывалось необходимостью открытия страны для туристов, в первую очередь из стран-партнеров Белоруссии. Правда, это вызвало определенные трения Минска и Москвы, а ФСБ даже установило пограничную зону на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей, обосновав это необходимостью «создания необходимых условий охраны государственной границы России». Однако особого влияния на белорусско-российские отношения события того года не оказали.

Кроме того, в Белоруссии не один год существует практика разрешения посещения приграничья на церковные праздники (на Радуницу и накануне Дня поминовения усопших с 22 по 25 апреля), правда, при наличии определенных документов. Также попасть в Белоруссию без визы могут участники и гости фестиваля «Славянский базар в Витебске». В целом же, согласно данным белорусского МИД, в настоящее время безвизовый порядок въезда в страну касается граждан 76 государств, которые имеют право находиться в республике не более 30 суток.

Введение безвизового режима для граждан Латвии, Литвы и Польши стало одним из самых резонансных решений в отношениях Белоруссии с ЕС. С 15 апреля 2022-го безвиз заработал для граждан и «неграждан» Латвии и жителей Литвы, а с 1 июля – Польши. Изначально упрощенный въезд для литовцев, латышей и поляков действовал до 31 декабря 2022 года, однако, учитывая популярность и востребованность безвиза среди иностранцев, А. Лукашенко продлил его на весь 2023 год.

При этом стоит заметить, что даже в рамках данного режима есть некоторые отличия для каждой из стран, хотя в целом он, конечно, более лоялен по сравнению с правилами, установленными для граждан остальных государств. Так, регистрация по месту пребывания для поляков должна быть оформлена в течение 10 суток, а для литовцев и латышей – 30. Однако граждане Польши могут приехать в Белоруссию через любой международный пункт пропуска на границе, в то время как Литвы и Латвии – только на участках границы своих стран. При этом и литовцы, и латыши, и поляки могут пользоваться белорусским безвизом неограниченное количество раз, но не более 90 дней в календарном году. Более того, по информации МВД республики, сегодня и вовсе рассматривается вопрос о возможности упрощения получения вида на жительство жителям прибалтийских республик и Польши с белорусскими корнями. Все это указывает на то, что подобные действия были предприняты властями Белоруссии неслучайно и уже дают определенный эффект.

В частности, с начала действия безвиза Белоруссию по данному режиму посетили более полумиллиона иностранцев. Среди них около 330 тыс. граждан Литвы, более 140 тыс.  - Латвии и еще порядка 33 тыс. из Польши. Для того чтобы понять, как отразился безвиз на посещаемости Белоруссии, стоит посмотреть на статистику 2022 года, согласно которой в республике побывали около 1 млн 163 тыс. иностранцев, что на 22% больше, чем годом ранее. И это при условии усиления санкционного давления на страну. Конечно, больше всего Белоруссия приняла россиян – 393 тыс., однако на втором месте оказались граждане Литвы – 315 тыс., а поток из Латвии и вовсе увеличился в 7 раз.

Примечательно в данном случае и то, что сразу же после начала действия безвиза против него ополчились и в Варшаве, и в Вильнюсе, и в Риге, где власти прекрасно осознали, что своими действиями Минск сорвал попытку Запада поставить новый железный занавес на границе с Белоруссией. Не помогли ни запреты на выдачу виз в эти страны, ни намеренное затруднение пересечения белорусской границы в обоих направлениях, ни даже закрытие пунктов пропуска, чем особенно отличились поляки, оставив работающим только один в Бресте. Поэтому в ЕС назвали решение Минска политически мотивированным и призвали своих граждан отказаться от поездок в Белоруссию. Из Белоруссии прибалтийские и польские СМИ начали формировать образ враждебной и опасной территории, а внешнеполитические службы этих стран заявили, что граждане, прибывшие в соседнюю республику, могут стать «объектом провокаций со стороны белорусских спецслужб».

Более того, были даже попытки увязать ситуацию в Белоруссии с проведением Россией СВО на Украине, однако это звучало настолько дико, что вскоре от подобных пассажей власти стран ЕС отказались и сфокусировались на массовом запугивании своих же граждан. Для примера можно привести одно их многочисленных заявлений МИД Латвии, которое было распространено в марте текущего года. Согласно ему, для латышей есть риск, что российско-белорусские спецслужбы могут устроить против них провокации и «принудить их к сотрудничеству». При этом ранее в латвийском ведомстве утверждали, что у них «нет оснований полагать», что в основе решения Минска о разрешении на безвизовый въезд лежат «гуманитарные соображения или добрые намерения». Впрочем, ожидать иного от стран, где царит русофобия, а в последнее время и белорусофобия, бессмысленно.

Вместе с тем, как показывает практика, никакие запугивания, беседы с путешественниками представителей спецслужб на границе, длинные очереди на пунктах пропуска и прочие трудности так и не стали препятствием для тех, кто решил воспользоваться белорусским безвизом. И причин этому несколько.

С одной стороны, между жителями Белоруссии и сопредельных стран существует множество родственных связей, которые воплощаются не только в личных контактах, но и в посещение мест захоронений. Уничтожить эти отношения и традиции не удалось ни одному политику за весь период с момента распада СССР и советского блока и, по всей видимости, не удастся и в будущем.

С другой стороны, это вопросы социально-экономического характера. По данным белорусских властей, значительная часть прибывающих в республику иностранцев из близлежащих стран приезжает за покупками и получением медицинских услуг, которые дешевле, чем в странах ЕС. Считается, что основой упор латыши, литовцы и поляки делают на закупке автомобильного топлива, сигарет и некоторых продуктов питания. При этом, как показывают опросы в сфере торговли белорусского приграничья, безвиз пока не смог стать толчком для ее бурного развития, так как значительная часть товаров все еще остается дешевле и привлекательнее в Евросоюзе. К сожалению, нечто подобное наблюдается и в туризме, где поток иностранных гостей из Польши или стран Прибалтики после введения безвиза значительно не изменился.

Впрочем, даже белорусские власти признают, что особого экономического эффекта от введенного безвизового режима они не ожидают, хотя вливание любых средств из-за границы в местную экономику, конечно, будет не лишним. Главную же задачу в Минске видят в другом – создании положительного образа республики и развенчании негативных нарративов, которые в последние годы появляются в информационном пространстве Запада. И, как отмечают в белорусском МИД, определенный эффект от этого уже есть, что проявляется в многочисленных положительных отзывах и словах благодарности на официальных страницах внешнеполитического ведомства и посольств республики в Польше и странах Прибалтики.

В Минске серьезно надеются, что те, кто уже посетил Белоруссию, теперь понимают, насколько велика разница между тем, что они видят своими глазами, и тем, какой образ страны рисуют на Западе.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2285
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика