37 лет назад история человечества разделилась на две эпохи: до и после чернобыльской катастрофы. Природные условия в момент взрыва на атомной станции сложились так, что от него пострадали и жители Белоруссии, отстоящей от Чернобыля всего на 16 км. Не менее 23% белорусской территории оказалась загрязнена радиоактивными элементами, отразилась авария и на образе жизни жителей РБ. В зону заражения попали более 3,5 тыс. населенных пунктов, где проживали более 2 млн человек. Из них 479 поселений прекратили затем существование.
Последствия, отразившиеся на здоровье людей, подтолкнули медицинские и научные круги страны усиленно приступить к изучению влияния излучения на организм человека, освоению новых приёмов в терапии рака, созданию уникальных вакцин. Постепенно сокращается, благодаря усилиям людей, площадь зараженных радиацией земель: за годы, прошедшие с момента аварии, она уменьшилась вдвое.
Специалисты подсчитали, что в общей сложности ущерб для Белоруссии составил $235 млрд, или 32 годовых бюджета страны.
Эхо Чернобыля
Сотрудников спасательных служб, военных, медицинских работников, ликвидаторов последствий аварии роднит не только общее звание – чернобыльцы. Есть у всех этих людей общие проблемы со здоровьем, которые возникли после их тяжёлой работы на опасном объекте.
Одним из главных источников облучения населения Белоруссии после аварии на ЧАЭС был радиойод (прежде всего йод-131), именно он воздействовал на щитовидную железу. К сожалению, самыми облученными жителями БССР оказались дети и подростки – больше всего пострадали малыши до 7 лет.
На сегодняшний день радиационное воздействие на жителей Белоруссии на 90% обусловлено долгоживущими радионуклидами цезия, оно имеет разные по величине и размеру дозы внешнего и внутреннего облучения в зависимости от радиоэкологических условий и уровней загрязнения республиканских территорий цезием-137. Размах заражения пришёлся на первый послеаварийный год – тогда облучение составило практически половину коллективной дозы.
«В первые годы рисовали страшные схемы, что будут развиваться и лейкозы, и мутации, и онкологическая заболеваемость резко подскочит», – отметил недавно в разговоре с журналистами заведующий лабораторией Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека РБ Илья Веялкин. Самые пессимистические прогнозы не подтвердились. Медики смогли к нынешним временам определить, какой орган человека сильнее всего пострадал от воздействия мощной радиации.
Вышеупомянутый учёный-медик уточняет: «Из всех злокачественных образований, что связывают с Чернобыльской АЭС, выделяют только рак щитовидной железы на данный момент. Это считается доказанным. И особенно у лиц, которые подверглись облучению в детском возрасте». Заболеваемость этим видом онкологии выросла беспрецедентно, что потребовало значительного улучшения медицинской помощи этой категории пациентов. Безусловным фактом стало то, что уровень заболеваемости лиц, участвовавших в 1986-87 гг. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, был выше по сравнению с населением того же возраста, которые не подвергались активной радиации.
Сложные диагнозы – вызов медицине, а не приговор
Наука и медицина стали единым фронтом на пути борьбы с рукотворным техногенным кошмаром. Над очищением зараженной территории работали лучшие умы Союза, а потом и СНГ: физики, химики, инженеры, медики. Никто не мог дать точных прогнозов, как и что будет, специалисты были осторожны в своих предположениях. Чернобыль стал причиной создания специализированных институтов и медицинских центров. В частности, один из них вот уже 20 лет работает в Гомеле: здесь принимают пациентов со всего мира, разрабатывают и внедряют свои лекарства.
«У нас очень много белорусских препаратов. Практически 80-90%. Потому что сейчас налажено производство всех необходимых групп препаратов, эффективность хорошая», – рассказывает заведующий отделением Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Алексей Коротаев. Следует отметить, что данное учреждение сейчас – головная организация по оказанию специализированной медицинской помощи пострадавшему от чернобыльской аварии населению.
Все эти исследования требовали значительных затрат, что весьма серьёзно сказывалось на бюджете республики. Выход нашёлся после создания Союзного государства России и Белоруссии – решили совместно преодолевать чернобыльские проблемы при помощи союзных программ. Москва выделила союзнице 2 млрд 130 млн рублей, что дополнило национальные усилия по решению последствий катастрофы.
Начиная с 1998 года, выполнен ряд совместных программ. На каждую пришлось в среднем по четыре года и всякий раз их направляли на решение самых актуальных на тот период задач. В первые годы после катастрофы упор делали на защиту здоровья людей. Сейчас уже акцент ставится на реабилитации пострадавших территорий и поэтапном их возвращении к нормальной жизни.
Отметим, что первая программа в рамках СГ помогла создать банки данных об основных медицинских последствиях аварии на ЧАЭС, разработать технологии и нормативы использования леса в зоне заражения, построить и оборудовать Всероссийский центр экологической медицины в Санкт-Петербурге. Профинансированы Гродненский завод медпрепаратов в Скиделе и специализированный диспансер в Гомеле – здесь уже провели обновление материально-технической базы.
На втором этапе был реорганизован специализированный диспансер в Гомеле, который также объединили с научными институтами и учреждениями.
Особо значение для медицины получила третья чернобыльская программа. Упор был сделан на усовершенствовании адресной специализированной медпомощи гражданам. Специалисты смогли осуществить 27 проектов по разработке и продвижению высоких медицинских технологий.
С повышением качества жизни людей, проживающих на загрязнённых территориях, связана четвёртая программа. Её итогом стали новые медицинские технологии в кардиологии, онкологии, акушерстве, переоснащение детских реабилитационно-оздоровительных центров, адресная медицинская помощь ликвидаторам.
Сейчас готовится очередная совместная программа, которую направят на дальнейшее социально-экономическое развитие пострадавших регионов и обеспечение радиационной безопасности территорий, пострадавших от загрязнения.
Восстановление пострадавшей территории Белоруссии уже потребовало почти $20 млрд. Работу в этом направлении продолжают и расширяют по сей день. И хотя сложно сказать, как быстро земли отчуждения станут окончательно пригодными для жизни, но медики и учёные её безопасность уже практически обеспечили.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram