На днях Главное таможенное управление Китая обнародовало статистику товарооборота с Россией за последний год (с апреля 2022 по апрель 2023 г. включительно). Опубликованные данные свидетельствуют, что за год данный показатель вырос на 41,3%. В прошлом 2022 году взаимный товарооборот, несмотря даже на последствия пандемии коронавируса и санкционный прессинг, достиг рекордных значений, увеличившись на 29,3% (до 185 млрд долларов).
Но это ещё не предел: в Москве считают, что в 2023 году Россия и Китай доведут товарооборот до 200 млрд долларов и даже преодолеют эту отметку.
Что покупают и что продают
По информации издания Financial Times, Китай стал главным торговым партнером России уже к ноябрю 2022 года. Однако на тот момент взаимную торговлю ещё осложняли коронавирусные ограничения. Но с декабря прошлого года в КНР взяли курс на ослабление режима «нулевой толерантности» к коронавирусу – именно тогда власти государства уже отказались от значительной части ограничений, заметно замедлявших рост китайской экономики. С 8 января Пекин отменил ограничения на въезд в страну, введённые в разгар пандемии. Послабления касаются как прибытия в международные аэропорты страны, так и прохождения границ в сухопутных и морских пунктах пропуска. «Открытие» Китая стало существенным фактором важной для РФ поддержки сырьевых цен.
По итогам первого квартала текущего года товарооборот между РФ и КНР поднялся ещё на 38,7% и составил 53,85 млрд долларов. При этом экспорт в Россию из КНР за три месяца увеличился на 47,1% (до 24,07 млрд долларов), а импорт из РФ в Китай вырос на 32,6% (29,77 млрд). «Китайские производители сейчас активно занимают освободившиеся ниши на рынке: активно начали поставлять автомобили китайского производства, бытовую технику и прочее. Это не только поставка товаров, но ещё и инвестиционное сотрудничество – создание совместных российско-китайских производств», – говорит первый вице-президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей и правнучка бывшего китайского лидера Лю Шаоци Маргарита Федотова.
Самые свежие данные гласят, что с апреля 2022 по апрель 2023 г. экспорт из Китая в РФ вырос на 67,2% (33,68 млрд долларов). Импорт же из России в Китай за это время увеличился на 24,8% – до 39,46 млрд долларов. При этом товарооборот РФ с КНР, осуществлённый в течение нынешнего апреля, достиг 19 млрд долларов. Из них экспорт в Россию из Китая составляет 9,6 млрд. А вот американское издание Bloomberg и вовсе пишет о том, что экспорт в РФ из КНР за год вырос на рекордные 156%. Данное СМИ приводит сравнение динамики экспорта в Россию товаров из Китая и из ряда других стран. На графике можно увидеть, что после «ковидного» снижения в 2020-21 гг., на 2022-й пришёлся «взрывной» рост экспорта китайских товаров в Россию. Как известно, Китай обогнал США в рейтинге крупнейших экономик 2022 года, стало быть, в таком успехе КНР есть и немалая доля российского участия.
Основные группы российского экспорта в Китай – топливо-энергетические товары, минеральные ресурсы, древесина, механическое оборудование, сельскохозяйственная продукция, морепродукты, а также жиры и масла животного или растительного происхождения (в том числе российский майонез, который пользуется огромным спросом в Поднебесной). Характерно, что Россия вышла на первое место по объему поставок сырой нефти в КНР, обойдя по этому пункту Саудовскую Аравию. Всего на нефть, трубопроводный газ, сжиженный природный газ, уголь и мазут приходится более 70% всего объема российских поставок в Китай. Доля России в структуре внешней торговли Китая составляет пока около 3%, так что расти есть куда.
В свою очередь, Китайская Народная Республика традиционно экспортирует в Россию бытовую электронику, экскаваторы, автомобили, микропроцессорные блоки, смартфоны, одежду, обувь и товары широкого потребления. Если до начала военной операции на Украине Китай обеспечивал около четверти российского товарного импорта, то потом эта доля значительно выросла. В 2022 году КНР, в частности, увеличила поставки в Россию грузовых автомобилей, экскаваторов и погрузчиков, резиновых шин, насосов и компрессоров (включая турбокомпрессоры для автомобильных двигателей), кранов, задвижек, клапанов и вентилей. Западная пресса отмечает, что именно Китай стал главным поставщиком санкционной технологической продукции в РФ.
Амбициозные планы
Конечно, китайские автомобили, смартфоны и компьютеры, электроника и сетевая инфраструктура были широко распространены в России и до 2022 года. Но за последний год они заняли на российском рынке ещё большую долю, после того как оттуда ушла часть западных компаний. Разумеется, западная продукция в РФ полностью не пропала и её по-прежнему можно купить. Но из-за замысловатых схем «параллельного импорта», по которому теперь ввозятся санкционные западные товары, их цена существенно выросла. Соответственно, они по соотношению «цена-качество» уже не столь привлекательны для российского потребителя в сравнении с более доступными китайскими аналогами.
Если говорить о потребительских товарах, то в сегменте стиральных машин и холодильников самой продаваемой в России стала продукция китайского бренда Haier. Доля же продаж китайских ноутбуков во втором полугодии 2022-го достигла 40-45%. На изменение ландшафта брендов и усиление в РФ позиций китайских продавцов компьютерной техники влияет качество и востребованные характеристики предлагаемых ими устройств, их широкая дистрибуция, а также появление новых производителей, известных россиянам по другим категориям. Среди самых востребованных – Haier с ноутбуком Thunderobot, Xiaomi и realme. Согласно опросу, тройку лидеров сформировали тот же Thunderobot, а также Honor и Asus.
Некоторые зарубежные СМИ утверждают, что за минувший год, вопреки заявлениям китайской стороны, вырос и экспорт в Россию технологий двойного назначения из КНР. Речь идет о технологиях, которые могут быть использованы в военных целях. Так, японский англоязычный портал Nikkei Asia утверждает, что, по данным, собранным его журналистами, в период с 24 февраля по 31 декабря 2022 года экспорт в РФ чипов и полупроводников из Китая (в частности, из Гонконга) подскочил в десять раз. Часть этих поставок якобы осуществлялась через третьи страны (включая Индию), дабы замаскировать их источник. Делается вывод, что КНР извлекает большую выгоду из украинского конфликта и из введённых против России санкций.
Политики обоих государств полагают, что достигнутые объёмы взаимного товарооборота вовсе не предельные и ещё есть куда развиваться. Цель на ближайшие годы, которую на недавней встрече в Москве поставили президенты России и Китая, – достичь ежегодного объема товарооборота в 250 млрд долларов. «В 2023 году, скорее всего, удастся достичь цели в 200 млрд долларов – даже при сохранении тех же количественных объемов поставок: только за счёт инфляции цен. Но даже при сохранении масштаба цен этот показатель, скорее всего, удалось бы достигнуть, потому что импорт в количественном выражении в 2023 году вырастет», – считает заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Денис Перепелица.
Ведётся создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить движение выросших товарных потоков. Так, 16 ноября 2022 года было объявлено о вводе в эксплуатацию первого в истории железнодорожного моста через реку Амур. С того момента и вплоть до начала апреля по мосту прошло 130 составов поездов и было перевезено уже более 540 тыс. тонн грузов. Этот мост обеспечил новый транспортный коридор между двумя государствами, который позволил сократить расстояние доставки грузов из РФ в северные провинции Китая более чем на 700 км, стимулировал реализацию новых логистических и промышленных проектов на территориях российской Еврейской автономной области и приграничных провинций КНР.
В связи со значительным ростом трансграничного грузооборота пункты пропуска пришлось даже временно перевести на круглосуточный режим работы, что позволило увеличить частоту движения составов через амурский мост в два раза. Кроме того, в январе губернатор Приамурья Василий Орлов упомянул о развитии пограничного пункта пропуска, находящегося на мосту между городами Благовещенск и Хэйхэ. Ожидается, что до конца года там построят транзитный узел, который обеспечит не только возросшие объемы грузооборота, но и движение туристов из обеих стран.
Существуют и более амбициозные планы. «Железнодорожный коридор уже загружен полностью. Но эту проблему тоже постепенно стараются решать. По итогам 2022 года провозная способность Восточного полигона ж/д увеличилась примерно на 14 млн тонн в год – до 158 млн тонн, а по поручению президента РФ к 2024 году пропускная способность Восточного полигона должна быть увеличена до 180 млн тонн в год. Всего же ожидается её увеличение до 240 млн тонн в год», – указывает аналитик издания Freedom Finance Global.
Потенциал для развития
Одновременно российские финансовые учреждения в своих расчетах всё больше переходят на китайскую валюту. По свежим данным Банка России, доля юаня в структуре российского экспорта достигла 18%, а импорта – 27%. Число российских банков, предлагающих юаневые вклады, выросло почти в 10 раз. У крупнейших из них ставки по таким вкладам ныне доходят до 3,5% годовых (после менее 1% минувшей осенью). 40% объема размещений на локальном рынке облигаций в юанях приходится на «Роснефть». Впервые такие бумаги появились на Московской бирже в июле 2022 г. – самой первой облигации в китайской валюте разместила компания UC Rusal. С августа 2022 г. российские эмитенты осуществили выпуски облигаций в юанях на Мосбирже в объеме около 74 млрд юаней. Пики размещений пришлись на сентябрь и декабрь прошлого года – по 17 млрд юаней соответственно.
Ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин прогнозирует закрепление и развитие позитивных тенденций российско-китайского взаимодействия в инновационно-технологической, энергетической, продовольственной, научно-исследовательской и туристической сферах. «На 2023 год расширение объемов такого взаимодействия, включая заключение впечатляющего пакета двусторонних инвестиционных соглашений и предстоящих контрактов, прогнозируется, по нашим оценкам, в размере, эквивалентном 160–180 млрд долларов», – отмечает Д. Морковкин. Он предрекает также углубление и военно-технического сотрудничества, и поставку китайской стороной товаров и компонентов для микроэлектроники, станкоинструментальной промышленности, компонентной базы, беспилотных летательных аппаратов.
В свою очередь, Д. Перепелица подчёркивает, что РФ сумела успешно возместить большинство потерь, понесенных в результате санкций. «Большая часть "выпавших" товаров уже замещена китайскими и российскими аналогами. Однако некоторый потенциал роста импорта есть, особенно при условии перехода России к активной индустриализации экономики, когда потребуется много станков, оборудования, комплектующих и т. п.», – говорит эксперт. По его мнению, самая большая проблема для России – это поставки высокоточного оборудования для производства чипов и точной механообработки и сами чипы. «Данное оборудование производилось на Тайване, в Японии, США и ЕС, и материковый Китай может заместить не все подобные импортные позиции», – предупреждает Д. Перепелица.
Недавно сотрудники Российского технологического университета (РТУ МИЭРА) провели опрос на тему наиболее перспективной сферы партнерства России и Китая. Большинство из опрошенных 120 специалистов (среди них оказался профессорско-преподавательский состав крупнейших технологических вузов РФ и представители российских и китайских компаний различных отраслей) назвали именно микроэлектронику. Речь, среди прочего, идёт о создании новых материалов и технологий, которые будут востребованы не только сейчас, но и в ближайшей перспективе, например для создания нейропроцессоров и логических устройств нового поколения.
Также эксперты сочли перспективными совместные разработки в сферах авиации и судостроения, направленные как на модернизацию существующих образцов, так и на создание совершенно новых моделей тяжелой техники. Третье место в составленном в РТУ МИЭРА рейтинге заняли телекоммуникационные технологии и сфера искусственного интеллекта. Эксперты отмечают, что оба государства заинтересованы в создании систем связи нового поколения, и каждая из сторон обладает уникальным набором компетенций и потенциалом к развитию. Как ожидается, совместные усилия по развитию искусственного интеллекта, нейросетей и машинного обучения помогут совершить качественный рывок в развитии государств-партнеров. Таким образом, у России и Китая есть поистине неисчерпаемый потенциал сотрудничества, нужно лишь усердно работать над его реализацией.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram