- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Китай и Центральная Азия сделали шаг к союзническим отношениям

В китайском городе Сиане 18-19 мая на высшем уровне прошел саммит «Центральная Азия – Китай». Стороны подписали десятки важных документов для укрепления экономических связей. Всему миру был послан четкий сигнал – попытки Запада оторвать страны региона от сотрудничества с их традиционными партнерами провалились.

В последние годы торговля стран Центральной Азии и Китайской Народной Республики растет внушительными темпами. По итогам 2022 года товарооборот превысил 70 млрд долларов, увеличившись на 40% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, Китай, наряду с Россией, является крупнейшим экономическим партнером региона.

Не случайно мероприятие проходило в городе Сиане, административном центре провинции Шэньси, откуда исторически брал свое начало знаменитый Шёлковый путь. Китайские СМИ назвали саммит эпохальным, по итогам которого было подписано 82 документа.

Наиболее важными стали соглашения о строительстве транспортно-логистических хабов, постройке новых и модернизации существующих железных и автомобильных дорог из Китая в Центральную Азию. В том числе завершение ТЭО проекта железной дороги «Китай–Кыргызстан–Узбекистан», что означает скорейший запуск её строительства.

Кроме того, Пекин предоставит Центральной Азии финансовую поддержку на сумму 26 млрд юаней (3,7 млрд долларов), чтобы помочь сотрудничеству с центральноазиатскими странами, дать толчок их развитию. По словам Си Цзиньпина, Китай разработает план по научно-техническому взаимодействию для борьбы с бедностью в ЦА, а также будет поощрять китайские компании создавать в регионе больше рабочих мест.

Китайский лидер обратил внимание и на вопросы безопасности. Он отметил, что КНР готова помочь шести странам Центральной Азии укрепить свой оборонный потенциал и поддерживать усилия для борьбы с деструктивными силами.

«Шесть стран должны решительно противостоять внешнему вмешательству во внутренние дела стран региона, а также попыткам спровоцировать "цветные революции", придерживаться нулевой терпимости по отношению к таким "трем силам", как терроризм, сепаратизм и экстремизм», – заявил Си Цзиньпин.

Новый образ Китая для Центральной Азии

Научный сотрудник Института Шёлкового пути при Северо-Западном университете в городе Сиане политолог Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» рассказал о новом этапе взаимоотношений между Китаем и Центральной Азией.

– Игорь Альбертович, Китай предоставит 26 млрд юаней безвозмездной помощи странам региона. В связи с чем такая щедрость?

– Я думаю, что таким образом китайское руководство демонстрирует приоритетность своего сотрудничества с Центральной Азией. Как известно, оппоненты Пекина в последние годы (это было хорошо видно на примере Кыргызстана) ведут против него информационные синофобские войны. Активно муссировались две темы: лагеря перевоспитания в Китае, о чем активно транслировали западные и прозападные СМИ в центральноазиатских медийных сегментах, и то, что Китай якобы захватывает Центрально-Азиатский регион с помощью кредитов.

Накануне саммита в Сиане в Кыргызстане были масштабные информационные вбросы о том, что за долги китайцы якобы могут забрать месторождение полезных ископаемых Жетим-Тоо. Всё это делается в том числе в рамках информационного противостояния между Вашингтоном и Пекином. Поэтому выделение такого щедрого гранта должно помочь бороться с фейковой антикитайской информацией. Причем, как пояснил Си Цзиньпин, средства пойдут на создание рабочих мест для местного населения в совместных проектах с Китаем. Это тоже очень важный посыл, поскольку распространено мнение, что если китайские компании реализуют проекты в нашем регионе, то они, как правило, привозят свою рабочую силу из Китая.

Такие действия по борьбе с бедностью призваны формировать в Центральной Азии новый имидж и новый образ Китая – страны, которая в сложные времена мирового экономического кризиса готова оказывать помощь, подставлять плечо для сохранения и развития социально-экономической стабильности.

Это также можно связать с тем, что в этом году исполняется 10 лет проекту «Один пояс – один путь». В рамках этого проекта Китай уже вложил около 15 млрд долларов в наш регион, потому что он является одним из приоритетов во внешней повестке Пекина в Центральной Азии, за который сейчас идет борьба. Ведь есть Турция со своим проектом Организации тюркских государств, арабские страны – с экономической и религиозной повесткой, коллективный Запад – со своим глобализмом. Все они хотят максимально обозначить здесь свое присутствие. Исходя из всех этих обстоятельств, Китай сделал такой щедрый жест.

– На 9 мая все лидеры стран Центральной Азии посетили Москву, а спустя полторы недели отправились в Китай. Есть ли в этом политический посыл, говорящий о приоритетах во внешней политике?

– В СМИ ЦА и соцсетях сразу же были такие мнения, что 9 мая президенты приехали в Россию в том числе и для того, чтобы в узком формате обсудить с Владимиром Путиным предстоящие переговоры в Сиане. Я бы не стал верить в такую конспирологическую теорию, которую пытаются выдать на экспертном и медийном уровнях.

Китайская тема в целом звучит на разных площадках, в том числе обсуждается на уровне сотрудничества с Россией, с которой центральноазиатские республики состоят в общих интеграционных объединениях. Недавняя встреча Путина и Си Цзиньпина – это ключевой этап формирования новой мировой повестки, поскольку взгляды Пекина и Москвы на внешнеполитическую деятельность во многом совпадают. В отличие от тех идей или концепций, которые продвигают США и их союзники.

Создать новый имидж союзника

– Если вернуться к саммиту ЦА и КНР, то в целом что можно выделить по его итогам?

– Подписанные договоренности важны, поскольку всё-таки саммит проходил на самом высоком уровне, была принята дорожная карта для развития и укрепления внешнеполитического и экономического сотрудничества. Помимо самого саммита, прошли переговоры и достигнуты двухсторонние соглашения КНР с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Это тоже является частью итогов встреч в Сиане, поскольку Китай заинтересован в том, чтобы сотрудничество с ЦА проходило в формате развития не просто деловых, но и дружественно-союзнических связей.

Мне кажется, в этом и состоит уникальность этого саммита, потому что раньше подобные мероприятия проходили на уровне министров иностранных дел, и они не носили такой масштабный характер. Заявления Си Цзиньпина охватило фактически все векторы сотрудничества от торгово-экономических до культурно-гуманитарных. Китай готов создавать новый образ, подтверждать имидж дружеского и союзнического государства.

Именно под таким углом зрения стоит воспринимать итоги переговоров. Подписанное соглашение с Казахстаном о безвизовом режиме, я думаю, было модельным для стран Центральной Азии. Схожие соглашения, скорее всего, в ближайшее время будут подписаны и с другими странами, в первую очередь это нужно Кыргызстану. Мы проводили в Бишкеке круглые столы, и кыргызские бизнесмены жаловались на то, что у них есть определенные сложности с получением виз со свободным передвижением по Китаю, потому что выдаваемые визы были туристические и они сокращали возможности для широкого формата делового сотрудничества.

Такие соглашения носят, прежде всего, важный политический характер, и безусловно стоит ожидать, что оппоненты дружбы с Китаем начнут рассказывать страшилки о неконтролируемой миграции граждан Китая в страны ЦА. Такие разговоры давно ведутся, но они пока не имеют примеров действительно массового притока туристов из Китая. Сейчас туристов стало меньше, чем было до пандемии. Из Китая, допустим, в Европу, давно ездят миллионы туристов, но это не означает, что он массово заселил европейские государства.

В целом необходимо выделить, что были расставлены приоритеты в сотрудничестве в двух важных сферах – энергетики и формировании транспортно-логистических путей и хабов. Китай готов наращивать сотрудничество в этом направлении. Один из ключевых и приоритетных проектов – строительство железной дороги «Китай–Кыргызстан–Узбекистан», который вписывается именно в формат инициативы «Один пояс – один путь».

Строительство этой железной дороги позволит максимально интегрировать государства Центральной Азии с Пекином, потому что речь не просто о том, что будут проходить железнодорожные составы с продукцией. Не менее важно то, что вдоль этой железной дороги будет формироваться экономическая инфраструктура, состоящая из предприятий и сферы услуг. Я думаю, это один из модельных проектов взаимодействия между Китаем и ЦА.

Также можно обратить внимание на то, что Россия тоже станет одним из бенефициаров достигнутых соглашений в Сиане, поскольку сегодня идет беспрецедентный рост торговли между РФ и ЦА, РФ и КНР. Развитие торговли и новых транспортных путей затронет и северного соседа, что станет большим плюсом для российской экономики.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2170
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика