- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Какой будет новая миграционная политика России?

Президент РФ Владимир Путин 12 мая подписал указ о внесении изменений в концепцию миграционной политики на 2019-2025 гг. Обновленная концепция призвана ответить на новые миграционные вызовы, с которыми в последнее время столкнулась Россия.

Наиболее явные, бросающиеся в глаза отличия от прежней версии концепции, утвержденной 31 октября 2018 г. – констатация миграционного притока населения из новых регионов РФ, а также «антивоенной» эмиграции из самой России. В обновленной концепции отмечаются массовые «экстренные» миграции из Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей в другие субъекты РФ, а также усиление миграционного оттока за рубеж, требующего дополнительных мер по его снижению и сохранению «человеческого капитала».

Именно эти два разнонаправленных миграционных потока, первый из которых, впрочем, в несколько раз превосходит второй, и определили особенности миграционной ситуации в России, сложившейся после начала СВО. Общая численность населения страны в итоге скорее возросла, но массовый характер «антивоенной» эмиграции, а также заметная доля в ее составе квалицированных кадров требуют корректировки миграционной политики.

В отношении новых регионов РФ концепция явно нацелена на будущее, которое наступит после их окончательного освобождения и ликвидации военной угрозы со стороны Украины. С этой целью в концепцию добавлен пункт про «создание условий для возвращения, в том числе из-за рубежа, жителей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, покинувших в период проведения специальной военной операции места постоянного проживания». Очевидно, что реализовать это положение можно будет только при налаживании на новых территориях РФ мирной жизни. Примечательно, что возвращать беженцев планируется в том числе из-за рубежа, где многие из них в результате эвакуации оказались отнюдь не по своей воле. Как следствие, в странах ЕС в ходе украинского кризиса оказалась, помимо проукраинского, также часть нейтрально или даже пророссийски настроенного населения новых регионов РФ и Украины.

Опросы, которые проводятся среди украинских беженцев в странах ЕС, рисуют разную картину их будущих миграционных планов. Согласно опубликованным в конце февраля данным опроса Агентства ЕС по основным правам, охватившего почти 15 тыс. чел., вернуться домой планируют 35%, остаться в принимающей стране – 38%, не определились – 23%, а еще 4% хотят отправиться в третью страну. Со временем беженцы с Украины все более адаптируются к жизни в странах ЕС, и доля тех, кто не собирается возвращаться, растет. Так, в сентябре прошлого года не планировали возвращаться или колебались в этом вопросе лишь четверть выходцев из Украины. Тем не менее потенциал возвратной миграции, в том числе на территории новых регионов, значителен и измеряется сотнями тысяч человек. Еще одним источником пополнения населения новых регионов РФ может стать сама Украина. Массовый приток ее населения в новые регионы РФ отмечался еще летом 2022 г., после чего украинским властями удалось его перекрыть. Не исключено, что стабилизация военно-политической ситуации может привести к оживлению этого потока.

Некоторые из новых положений концепции направлены на усиление контроля над миграционными потоками. К ним, в частности, относится пункт об «увеличении масштабов организованного привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности» в РФ. Идея с расширением оргнабора трудовых мигрантов, которых будут отбирать прямо у них на родине, обсуждается давно. Однако больших масштабов эта практика пока не получила, поскольку, как правило, накладывает на бизнес дополнительные обязательства – оформление документов, оплату патентов, медосмотра и т. п. Бизнесу же выгодно именно неофициальное трудоустройство, которое не влечет за собой никаких обязательств и позволяет сокращать издержки, не оплачивая НДФЛ и социальные взносы. Поэтому оргнабор мигрантов будет иметь смысл лишь в том случае, если им будет заменена «свободная» трудовая миграция и возможности нанять иностранных работников вне его рамок у бизнеса не будет.

На усиление контроля потенциально направлен и пункт о «создании информационной инфраструктуры государственного управления в сфере миграции». Дело в том, что действующая система миграционного учета не позволяет достаточно эффективно контролировать пребывание в стране конкретного человека, который вполне может пропасть из поля зрения силовых структур. Далеко не все трудовые мигранты из «безвизовых» стран СНГ оформляют необходимые для работы в России документы. Так, в январе-марте этого года на миграционный учет, по данным МВД, было поставлено 3 млн 464,1 тыс. иностранцев, что немного (на 8,5%) меньше показателей прошлого года. Однако патентов за это же время было оформлено 556 тыс., а трудовых договоров с иностранцами - 521 тыс. То есть трудовые отношения официально оформили менее трети въехавших в РФ иностранцев. Решить проблему МВД планирует с помощью обязательной выдачи всем иностранцам, прибывающим более чем на 90 дней, пластиковых карт с личными данными, фотографией и чипом для дактилоскопии. Внедрение системы биометрического контроля потребует оснащения соответствующим оборудованием аэропортов и других пограничных пунктов пропуска.

В новой версии концепции появился пункт о «проведении мониторинга и всесторонней оценки потребности российского рынка труда в рабочей силе», который должен проводиться по регионам, отраслям, предприятиям и профессионально-квалификационному составу. Ранее отслеживания спроса на рабочую силу в контексте трудовой иммиграции не проводилось, что позволяет надеяться на создание системы регулирования, а в случае необходимости – ограничения доступа иностранцев на те рынки труда, где потребности в них нет. Это позволит в том числе избежать падения зарплат местного населения, занятого в тех же отраслях и сферах деятельности, что и мигранты. Помимо спроса на рабочую силу, в тех или иных регионах такую систему целесообразно совместить с мониторингом ее предложения, что позволит стимулировать внутреннюю трудовую миграцию и перенаправлять трудовые ресурсы внутри страны из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные.

Наряду с рынком труда необходим мониторинг и самой миграционной ситуации, который новой версией концепции не предусмотрен. Мигранты, большинство которых сегодня являются выходцами из среднеазиатских стран СНГ, прибывают в Россию отнюдь не только с целью работы. Массовая натурализация граждан Таджикистана на протяжении последних лет ведет к тому, что трудовая иммиграция превращается в постоянную. Последняя же ведет к переселению семей и целых родственных групп, что создает нагрузку на социальную инфраструктуру. Резкое увеличение числа инокультурных мигрантов приводит к обострению отношений с местным населением. Показательно, что конфликты с участием мигрантов в столичном и соседних с ним регионах начали происходить в образовательных учреждениях. В связи с этим целесообразно отслеживать национальность мигрантов или же страну происхождения, а также их удельный вес в населении регионов, городов, муниципалитетов и населенных пунктов, а в крупных городах – и внутригородских районов.

Раздел про адаптацию иностранных граждан в России дополнен пунктами про успешное освоение ими русского языка, общепризнанных норм поведения, правосознания, приобщение их к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям». Прежняя версия концепции говорила лишь о создании институтов и механизмов социокультурной адаптации, а также препятствовании возникновению этнических анклавов. Важность адаптации мигрантов, однако, порождает вопрос о том, почему вообще их приходится адаптировать к условиям жизни в России? Дело в том, что по закону мигранты, включая трудовых, должны сдавать экзамену по русскому языку, истории и праву. Исключения существуют лишь для выходцев из четырех стран с русскоязычным в массе своей населением – Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана. И отбор как трудовых мигрантов, так и переселяющихся на постоянное место жительства, должен, по идее, проводиться еще до их прибытия в Россию.

В конечном счете концепция очерчивает лишь общие рамки миграционной политики, а ее практическая реализация будет зависеть от действий исполнительной власти. Не случайно председатель правительства Михаил Мишустин 16 мая провел стратегическую сессию по миграционной политике, посвященную разработке плана мероприятий по реализации концепции, а также проекта федерального закона, регулирующего условия въезда, выезда и пребывания иностранцев в России.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3118
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика