II Евразийский экономический форум, состоявшийся 24-25 мая в Москве, обозначил ряд ключевых, взаимосвязанных друг с другом направлений, коллективное освоение которых странами ЕАЭС и дружественными Союзу странами позволит выстраивать новую международную политико-экономическую систему. Характерно в этой связи, что нацеленность на формирование такой системы проявилась и в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), состоявшегося в Москве одновременно сфорумом.
Неудивительно, что столь важные международные мероприятия проводились в буквальном смысле на встречных курсах.Суть основных рекомендаций ЕЭФ-23 и высказанных там мнений состоит, прежде всего, в растущей востребованности согласованной внутри- и внешнеэкономической политики стран ЕАЭС по всем вопросам, прямо или косвенно связанным с интеграционными программами. И соответственно, с межотраслевыми кооперационными проектами.
Само собой разумеется, что такая политика не может изолироваться от все более сложных геополитических вызовов, адресованных коллективным Западом Евразийскому союзу. А стержень таких вызовов – возрастающее политико-экономическое давление уже не только на РФ и Белоруссию, но и на страны-партнеры Москвы и Минска по ЕАЭС. Равно как и на дружественные Евразийскому союзу государства. Причем новые меры такого прессинга были приняты параллельно с работой ЕЭФ и ВЕЭС.
Соответственно, ускорение интеграционных процессов в ЕАЭС и политико-экономического партнерства с дружественными странами едва ли возможны без их коллективной контрсанкционной политики.Вопросы такой политики в той или иной степени присутствовали в мероприятиях форума и в рамках состоявшегося ВЕЭС.Жаль только, что конкретных совместных решений/рекомендаций по этим вопросам не прозвучало. Скорее всего, они будут прорабатываться в рамках двусторонних межправительственных раундов, исходя из оценок влияния санкционного давления на отдельные страны Союза и в целом на ЕАЭС.
Основные рекомендации состоявшегося форума сводятся к тому, что требуется выработать межгосударственные меры, ускоряющие реализацию кооперационных проектов в различных отраслях стран Союза, способствующие формированию цивилизованного, «прозрачного» рынка рабочей силы, дальнейшему развитию взаиморасчетов в национальных валютах. Ускоренное развитие взаимовыгодных зон свободной торговли ЕАЭС с дружественными странами– тоже в числе рекомендаций форума.
Впрочем, его официальные итоги пока высказаны, скажем так, в лаконичной форме. Например, для большей эффективности торгово-экономического сотрудничества, успешного выхода участников Союза на рынки третьих стран необходимы «формирование общих правил и принципов торговли, меры по снижению рисков для экспортеров, а также новые логистические схемы доставки грузов».
В свою очередь, статистика, обеспечивающая информацией страны ЕАЭС, нуждается в использовании «инновационных информационных технологий и новых источников данных в связи с ускорением и усложнением глобальных процессов». Рекомендовано также работать над формированием «общего образовательного пространства, в том числе над развитием сетевых образовательных программ», что позволит решить проблемы в том числе «с взаимным признанием ученых степеней на евразийском пространстве».
Отмечена также востребованность единой в Союзе системы «безопасности и ответственности в сфере искусственного интеллекта».
В официальных рекомендациях форума также значится много секторов взаимовыгодного экономического партнерства с Индонезией в связи с проводимыми переговорами по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС с этой страной. Среди наиболее приоритетныхсфер партнерства указаны алюминиевая отрасль (в Индонезии крупные запасы высококачественного алюминиевого сырья), энергетика,агропромышленный комплекс, «креативные технологии» (высокотехнологичные методы обучения, переквалификации работников.– Ред.), а также «деловой туризм, развитие взаимодействия в сфере рыболовства, производстве инсулинов».
В то же время, хотя на прошедшем форуме эти вопросы плодотворно обсуждались, как отметил вице-премьер РФ Алексей Оверчук, соглашение по ЗСТ ЕАЭС–Индонезия «не будет подписано до конца текущего года: это длительный процесс». Не исключено в этой связи, что в Джакарте из-за возможных санкций Запада стремятся минимизировать экономические риски по проекту ЗСТ с Союзом, а это влияет на переговоры.
По остальным вопросам ВЭФ-тематики в официальном итоговом релизе сказано лаконично: «Рассматривались и другие вопросы в рамках деловой программы форума».
По оценке министра по макроэкономике и интеграции ЕЭК Сергея Глазьева, в контексте главных стратегических вопросов, обсуждавшихся в ходе форума, все более актуальна тема единого для ЕАЭС бюджета. Странам Союза нужно создать «собственный бюджет развития», ибо долгосрочные приоритеты всех из них сходятся «и с точки зрения критических технологий, и приоритетных направлений, и совпадают с ключевыми направлениями нового технологического уклада».
Общесоюзный бюджетный дискурс актуален и потому, что, по данным С. Глазьева, за 10 лет работы Союза его «покинул целый триллион долларов – то, что не возвращено в основном в виде валютной выручки от экспорта сырья (офшорный отток капиталов и экспортных доходов. - Ред.). Мы предлагаем подумать о том, как связать эти деньги в совместных проектах». Соответственно, Союзу требуется «единый бюджет развития».
Нуран Ниязалиев (Киргизстан), заместитель генерального секретаря ШОС, отметил значимость тематикимежблоковых взаиморасчетов в нацвалютах. Он уточнил, что ранее страны ШОС приняли дорожную карту, предусматривающую «постепенное увеличение использования национальных валют во взаимных расчетах. Это было утверждено главами государств ШОС на саммите в Самарканде» и направлено на «создание условий для стимулирования таких взаимных расчетов». Но, по оценке Н.Ниязалиева, данный процесс «сложный и требует решения ряда процедурных вопросов».
Что касается итогов заседания Высшего Евразийского экономического совета, то принятые здесь решения созвучны проблематике ЕЭФ-23 и сформулированным на этом форуме рекомендациям.
Так, принят пакет поправок в Договор о ЕАЭС, направленных на устранение пробелов в правовом регулировании хозяйственных связей, на уточнение используемой в Договоре о Союзе терминологии. Тот же пакет усиливает наднациональный базис ЕАЭС, ибо предусмотрено наделение «органов Союза рядом полномочий в части технического регулирования, фитосанитарных мер, госзакупок, статуса государства-наблюдателя при Союзе».
Принят Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части финансового содействия «при реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности». Финансовое содействие таким проектам будет осуществляться субсидированием процентных ставок по кредитам/займам, выдаваемым международными и национальными финансовыми организациями. Их перечень вскоре определит Совет ЕЭК.
Одобрен обязательный для применения доклад Союза по реализации планов «либерализации в сфере туризма, метеорологии, оценки имущества», ряда других секторов. В документеуказаныкритерии эффективности реализации таких планов. Урегулированы большинство вопросов, связанных с «выдачейв странах Союза лицензий и разрешений на экспорт-импорт товаров в электронном виде».
На заседании ВЕЭС утвержден доклад «О реализации основных направлений международной деятельности ЕАЭС в 2022 году»: рекомендовано ускорить развитие финансово-экономического партнерства Союза с Китаем, Индией, Ираном, ОАЭ, рядом других дружественных стран.
Словом, вполне можно согласиться с казахстанским политологом АлибекомТаджибаевым: оценка состоявшегося заседания ВЕЭС и ЕЭФ-23 «в целом положительная». Но в складывающемся геополитическом ракурсе необходимо «уходить от формата поздравительного, восхваляющего, к формату реальной прагматичной оценки ситуации». Конечные рекомендации и высказанные мнения «пока сложно назвать дорожной картой, но выработаны очертания новых решений, действий, которые позволят преодолеть те вызовы, с которыми столкнулся ЕАЭС».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_________________________________
Фото: https://photo.roscongress.org