- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Итоги ЕЭФ-23 созвучны решениям Высшего Евразийского экономического совета

II Евразийский экономический форум, состоявшийся 24-25 мая в Москве, обозначил ряд ключевых, взаимосвязанных друг с другом направлений, коллективное освоение которых странами ЕАЭС и дружественными Союзу странами позволит выстраивать новую международную политико-экономическую систему. Характерно в этой связи, что нацеленность на формирование такой системы проявилась и в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), состоявшегося в Москве одновременно сфорумом.

Неудивительно, что столь важные международные мероприятия проводились в буквальном смысле на встречных курсах.Суть основных рекомендаций ЕЭФ-23 и высказанных там мнений состоит, прежде всего, в растущей востребованности согласованной внутри- и внешнеэкономической политики стран ЕАЭС по всем вопросам, прямо или косвенно связанным с интеграционными программами. И соответственно, с межотраслевыми кооперационными проектами.

Само собой разумеется, что такая политика не может изолироваться от все более сложных геополитических вызовов, адресованных коллективным Западом Евразийскому союзу. А стержень таких вызовов – возрастающее политико-экономическое давление уже не только на РФ и Белоруссию, но и на страны-партнеры Москвы и Минска по ЕАЭС. Равно как и на дружественные Евразийскому союзу государства. Причем новые меры такого прессинга были приняты параллельно с работой ЕЭФ и ВЕЭС.

Соответственно, ускорение интеграционных процессов в ЕАЭС и политико-экономического партнерства с дружественными странами едва ли возможны без их коллективной контрсанкционной политики.Вопросы такой политики в той или иной степени присутствовали в мероприятиях форума и в рамках состоявшегося ВЕЭС.Жаль только, что конкретных совместных решений/рекомендаций по этим вопросам не прозвучало. Скорее всего, они будут прорабатываться в рамках двусторонних межправительственных раундов, исходя из оценок влияния санкционного давления на отдельные страны Союза и в целом на ЕАЭС.

Основные рекомендации состоявшегося форума сводятся к тому, что требуется выработать межгосударственные меры, ускоряющие реализацию кооперационных проектов в различных отраслях стран Союза, способствующие формированию цивилизованного, «прозрачного» рынка рабочей силы, дальнейшему развитию взаиморасчетов в национальных валютах. Ускоренное развитие взаимовыгодных зон свободной торговли ЕАЭС с дружественными странами– тоже в числе рекомендаций форума.

Впрочем, его официальные итоги пока высказаны, скажем так, в лаконичной форме. Например, для большей эффективности торгово-экономического сотрудничества, успешного выхода участников Союза на рынки третьих стран необходимы «формирование общих правил и принципов торговли, меры по снижению рисков для экспортеров, а также новые логистические схемы доставки грузов».

В свою очередь, статистика, обеспечивающая информацией страны ЕАЭС, нуждается в использовании «инновационных информационных технологий и новых источников данных в связи с ускорением и усложнением глобальных процессов». Рекомендовано также работать над формированием «общего образовательного пространства, в том числе над развитием сетевых образовательных программ», что позволит решить проблемы в том числе «с взаимным признанием ученых степеней на евразийском пространстве».

Отмечена также востребованность единой в Союзе системы «безопасности и ответственности в сфере искусственного интеллекта».

В официальных рекомендациях форума также значится много секторов взаимовыгодного экономического партнерства с Индонезией в связи с проводимыми переговорами по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС с этой страной. Среди наиболее приоритетныхсфер партнерства указаны алюминиевая отрасль (в Индонезии крупные запасы высококачественного алюминиевого сырья), энергетика,агропромышленный комплекс, «креативные технологии» (высокотехнологичные методы обучения, переквалификации работников.– Ред.), а также «деловой туризм, развитие взаимодействия в сфере рыболовства, производстве инсулинов».

В то же время, хотя на прошедшем форуме эти вопросы плодотворно обсуждались, как отметил вице-премьер РФ Алексей Оверчук, соглашение по ЗСТ ЕАЭС–Индонезия «не будет подписано до конца текущего года: это длительный процесс». Не исключено в этой связи, что в Джакарте из-за возможных санкций Запада стремятся минимизировать экономические риски по проекту ЗСТ с Союзом, а это влияет на переговоры. 

По остальным вопросам ВЭФ-тематики в официальном итоговом релизе сказано лаконично: «Рассматривались и другие вопросы в рамках деловой программы форума».

По оценке министра по макроэкономике и интеграции ЕЭК Сергея Глазьева, в контексте главных стратегических вопросов, обсуждавшихся в ходе форума, все более актуальна тема единого для ЕАЭС бюджета. Странам Союза нужно создать «собственный бюджет развития», ибо долгосрочные приоритеты всех из них сходятся «и с точки зрения критических технологий, и приоритетных направлений, и совпадают с ключевыми направлениями нового технологического уклада».

Общесоюзный бюджетный дискурс актуален и потому, что, по данным С. Глазьева, за 10 лет работы Союза его «покинул целый триллион долларов – то, что не возвращено в основном в виде валютной выручки от экспорта сырья (офшорный отток капиталов и экспортных доходов. - Ред.). Мы предлагаем подумать о том, как связать эти деньги в совместных проектах». Соответственно, Союзу требуется «единый бюджет развития».

Нуран Ниязалиев (Киргизстан), заместитель генерального секретаря ШОС, отметил значимость тематикимежблоковых взаиморасчетов в нацвалютах. Он уточнил, что ранее страны ШОС приняли дорожную карту, предусматривающую «постепенное увеличение использования национальных валют во взаимных расчетах. Это было утверждено главами государств ШОС на саммите в Самарканде» и направлено на «создание условий для стимулирования таких взаимных расчетов». Но, по оценке Н.Ниязалиева, данный процесс «сложный и требует решения ряда процедурных вопросов».

Что касается итогов заседания Высшего Евразийского экономического совета, то принятые здесь решения созвучны проблематике ЕЭФ-23 и сформулированным на этом форуме рекомендациям.

Так, принят пакет поправок в Договор о ЕАЭС, направленных на устранение пробелов в правовом регулировании хозяйственных связей, на уточнение используемой в Договоре о Союзе терминологии. Тот же пакет усиливает наднациональный базис ЕАЭС, ибо предусмотрено наделение «органов Союза рядом полномочий в части технического регулирования, фитосанитарных мер, госзакупок, статуса государства-наблюдателя при Союзе».

Принят Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части финансового содействия «при реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности». Финансовое содействие таким проектам будет осуществляться субсидированием процентных ставок по кредитам/займам, выдаваемым международными и национальными финансовыми организациями. Их перечень вскоре определит Совет ЕЭК.

Одобрен обязательный для применения доклад Союза по реализации планов «либерализации в сфере туризма, метеорологии, оценки имущества», ряда других секторов. В документеуказаныкритерии эффективности реализации таких планов. Урегулированы большинство вопросов, связанных с «выдачейв странах Союза лицензий и разрешений на экспорт-импорт товаров в электронном виде».

На заседании ВЕЭС утвержден доклад «О реализации основных направлений международной деятельности ЕАЭС в 2022 году»: рекомендовано ускорить развитие финансово-экономического партнерства Союза с Китаем, Индией, Ираном, ОАЭ, рядом других дружественных стран. 

Словом, вполне можно согласиться с казахстанским политологом АлибекомТаджибаевым: оценка состоявшегося заседания ВЕЭС и ЕЭФ-23 «в целом положительная». Но в складывающемся геополитическом ракурсе необходимо «уходить от формата поздравительного, восхваляющего, к формату реальной прагматичной оценки ситуации». Конечные рекомендации и высказанные мнения «пока сложно назвать дорожной картой, но выработаны очертания новых решений, действий, которые позволят преодолеть те вызовы, с которыми столкнулся ЕАЭС». 

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

_________________________________

Фото: https://photo.roscongress.org

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2481
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика