- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Снижение сотрудничества с Россией окажет пагубное воздействие на экономику стран ЦА

Попытки западных стран втянуть центральноазиатские страны в полнокровное санкционное противостояние с северным соседом пока терпят неудачу. Товарооборот с Россией наоборот увеличивается. Тем не менее частично торговые ограничения всё же вводятся, не все могут выдержать угрозы из Вашингтона.

По итогам прошлого года торговый оборот стран Центральной Азии и России увеличился на 15% до более чем 42 млрд в долларовом эквиваленте (торговля постепенно переходит на рублевые расчеты). Внушительно выросла торговля РФ с Узбекистаном и Киргизией. Экспорт из Казахстана в РФ растет ударными темпами, что свидетельствует о налаживании параллельного импорта санкционных товаров.

Для большинства стран Центральной Азии Россия (а также Китай) является главным экономическим партнером, кроме того, все они входят в СНГ, а две страны (Казахстан и Кыргызстан) – и в Евразийский экономический союз. Не говоря уже о том, что в России работают миллионы трудовых мигрантов из ЦА, ежегодно отправляя на родину миллиарды долларов.

       

Чиновники из США и Европы постоянно наведываются в регион, уговаривая хотя бы частично присоединиться к торговым ограничениям против России, в противном случае угрожая вторичными санкциями. С началом СВО на Украине попытки оторвать страны Центральной Азии от России стали главной целью политики западных стран в данном регионе.

По словам заместителя главы МИД России МихаилаГалузина,в условиях противоборства России с коллективным Западом, центральноазиатским странам приходится непросто. На них постоянно оказывается давление, из-за которого они могут присоединиться к санкциям.«Несмотря на совпадение позиций в отношении неприемлемости и нелегитимности односторонних экономических ограничений, ряд стран Центральной Азии тем не менее не хотят брать на себя соответствующие риски, дают понять о готовности следовать западным ограничительным мерам»,заявил М. Галузин.

* * *

Кандидат исторических наук старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в интервью «Ритму Евразии» рассказал о текущих торговых взаимоотношениях РФ и стран ЦА.

– Станислав Александрович, торговый оборот России и Центральной Азии растет и уже достиг 42 млрд долларов. За счет чего получился такой внушительный рост?

– Россия в целом в последние годы наращивала товарооборот с Центральной Азией. Санкции же, естественно, заставляют российские компании искать новые рынки сбыта, новых торговых партнеров, новые логистические цепочки, в том числе в Центрально-Азиатском регионе. Мы видим довольно позитивную динамику товарооборота РФ с ЦА, который является трендом экономического сотрудничества.

За прошлый годмы видим усиление торговых операций, их интенсификацию. Частично это обусловлено в том числе и параллельным импортом, когда нет возможности напрямую ввозить товары в Россию, часть из них идет через Центральную Азию. Это тот элемент, который обусловлен внешними факторами.

Однако в первую очередь действуют местные экономические предпосылки, когда появляется много совместных проектов. Недавно, например, запустили российско-узбекский «Агроэкспресс», благодаря которому убрана часть бюрократических барьеров, и компании смогут значительно легче оформить доставку своего продовольственного груза. Я думаю, что рост товарооборота частично объясняется и этим фактором. Снимаются торговые преграды, создаются понятные логистические маршруты, что в принципе также является залогом интенсификации экономического сотрудничества.

–По итогам 2022 года у России с Узбекистаном товарооборот вырос на 23%, возможно ли, что Ташкент в будущем обгонит Казахстан и станет главным торговым партнером РФ в регионе?

– Если говорить о лидерстве среди торговых партнеров, то да, мы видим, что Узбекистан показывает очень позитивную динамику. Но в целом эта динамика могла быть еще больше, если бы было начато строительство атомной электростанции и начались поставки оборудования из России.

Помимо этого, на повестке дня стоит вопрос о присоединении Узбекистана к неформальному газовому союзу с РФ И Казахстаном. В РК эти вопросы решаются достаточно быстро, и сейчас обсуждается вопрос экономической обоснованности строительства газопроводаиз России через Казахстан в Китай. Хотя изначально предполагалось использовать в реверсном режиме только газопровод «Средняя Азия – Центр» для того, чтобы РФ смогла поставлять газ в Узбекистан, что, естественно, добавит торговому балансу дополнительные несколько миллиардов долларов, а также создаст возможности для транзита.

Пока же этих шагов нет, поэтому безусловным лидером торговли с Россией в регионе остается Казахстан ($26 млрд), доля Узбекистана ($9,28 млрд) значительно меньше. Здесь вопрос и в размере экономики: казахстанская экономика всё-таки практически в три раза больше узбекской.

Во-вторых, многое диктует география. У России и Казахстана7,6 тысячи километров общей сухопутной границы, уже это одно предопределяет то, что у нас межрегиональное сотрудничество на уровне малого и среднего бизнеса очень серьезно развито, а оно вносит весомый вклад в общий уровень товарооборота между странами.

Соответственно, для того чтобы в этом вопросе Узбекистану обогнать Казахстан, ему необходимо в несколько раз нарастить объемы российско-узбекской торговли. Это  серьезная цель, и вряд ли она в ближайшие годы достижима.

– Западные политики видят в росте торговли России и стран ЦА только параллельный импорт, подвергнутся ли санкциям южные соседи из-за подобного рода подозрений?

– Регулярные визиты в регион представителей Государственного департамента США, американских чиновников Минфина, отвечающих за санкции, европейских чиновников показывают, что они видят в этом проблему. Их заявления добавляют определенную напряженность, потому что вопрос не только в параллельном импорте. Ведь явственно стремление коллективного Запада в принципе снизить уровень сотрудничества РФ и ЦА. Но это  сильно против интересов центральноазиатских государств, экономические издержки от таких действий будут огромными.

Где-то американским чиновникам удается добиться выполнения этих требований, например на финансовом рынке Казахстана, где российские банки вынуждены были продать свои филиалы. Платежная система «Мир» фактически не действует в РК, это создает определенные сложности для транзакций. В свою очередь, такие действия ставят в повестку дня необходимость создания более независимой финансовой системы взаимоотношений между Россией и центральноазиатскими странами.

– С начала СВО коллективный Запад недвусмысленно пытается оторвать Центральную Азию от России, насколько это возможно в ближайшей перспективе?

– Подход западных государств достаточно инструментальный, он выражается в попытках надавить на то или иное государство, снизить интенсивность его взаимодействия с РФ, не предлагая ничего взамен. Конечно же, это неприемлемо для стран Центральной Азии. Потому что любое снижение сотрудничества с Россией ударит очень сильно по социально-экономическому положению местного населения.Из опасения таких последствий и одновременного стремления продемонстрировать Западу определенные уступки центральноазиатские государства могут пойти на некие компромиссные решения. Но в целом такие шаги всё равно будут нести риски больших потерь для их экономик.

– В прошлом году некоторые российские предприятия перенесли производство (или просто офис) в страны Центральной Азии, этот процесс будет продолжаться или был временной мерой, чтобы переждать трудные времена?

– Пока в основном вопрос идет о небольшом переносе сборочного производства, переход к казахской юрисдикции, потому что по географии это ближе. Но я бы не сказал, что это носит системный характер. Скажем, пример известного Ирбитского завода по производству мотоциклов «Урал»: изменило локацию то подразделение, которое занимается экспортом мотоциклов, оно было перенесено и зарегистрировано в Казахстане.

Каких-то серьезных, крупных проектов по переносу именно производств с переносом самих заводов я не видел. Это более сложный процесс, который требует серьезной подготовки, инвестиций, в перспективе это возможно. Понятно, что санкции никуда не уйдут и вопрос выхода на западные рынки для российских производителей останется открытым. Поэтому развитие событий по линии РФ – страны ЦА будет носить взаимовыгодный характер, который приведет к росту взаимных инвестиций, усилению промышленной кооперации. Хорошие перспективы для усиления промышленного производства, совместных исследований и по ряду других направлений, где у России и стран Центральной Азии есть совместные или схожие проекты.

В целом в рамках углубления интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзепром производство – это та сфера, которая может стать более тесным направлением сотрудничества и добавит серьезный вес нашему экономическому взаимодействию.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2257
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика