- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Казахстан: водный вопрос и бессмысленные прожекты Запада

15 мая под председательством президента Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Совбеза Казахстана, на котором были рассмотрены аспекты экологической и водной безопасности.

Безусловно, основным животрепещущим вопросом, ради которого, по сути, и собрались авторитетные представители органов власти, стала острая проблема постоянно растущего уровня рисков в сфере водной безопасности как важнейшего направления национальной безопасности страны.

По оценке К.-Ж. Токаева, в стране существует объективная необходимость системного подхода, связанного с рациональным использованием воды и снижением потерь во всех отраслях экономики, а также с внедрением водосберегающих технологий и развитием мер экономического стимулирования оптимального водопотребления.

По итогам обсуждения стороны пришли к единому мнению о том, что ключевым индикатором водной безопасности является доступность качественной питьевой воды, поэтому казахстанское правительство просто обязано принять исчерпывающие меры по ее сохранению для будущих поколений.

При этом нельзя списывать со счетов и такие актуальные вопросы, как цифровизация водохозяйственной инфраструктуры (в том числе для учета, мониторинга и прогнозирования использования воды), укрепление научно-кадрового потенциала и разработка научно-исследовательских проектов в области оценки водных ресурсов.

Что интересно: не далее как 2,5 года назад подошёл к своему логическому завершению масштабный проект, рассчитанный на центральноазиатскую пятёрку и Афганистан (в придачу), под громким пафосным названием «Smart Waters» («Вода, Образование и Сотрудничество»), щедро финансируемый запрещённым в России агентством USAID.

По этому поводу в конце сентября 2020 года посол США в Казахстане Уильям Мозер даже закатил весёлую пирушку, пригласив на нее весь «цвет» казахстанской (и не только) нации, дабы похвалиться огромнейшими достижениями Smart Waters в подготовке высококвалифицированных кадров в области управления водными ресурсами и внедрении принципов интегрированного управления водными ресурсами в стране.

Пo словам Мозера, ряд экспертов приобрели ценнейшие навыки по водной дипломатии, водосберегающим технологиям и т. п., участвуя в мероприятиях, организованных Smart Waters, а целых 36 местных студентов (и это просто «прорыв научной мысли» для государства) окончили Казахстанско-Немецкий университет со степенью магистра в области интегрированного управления водными ресурсами.

Кроме того, USAID провёл весьма забавный семинар для представителей гидрометеорологической службы «Казгидромет» по компьютерному моделированию стока рек и прогнозированию паводков, в ходе которого шесть молодых девушек изучили инструменты прогнозирования с использованием программного обеспечения MIKE, построив модель участка реки Есиль от истока до входа в Сергеевское водохранилище.

Отметив столь «ошеломляющий» успех, результатами которого явились банальные рекомендации как раз в стиле «Умной воды» – типа наращивания научного потенциала и использования таких новых и современных технологий и концепций четвёртой промышленной революции, как искусственный интеллект и применение дронов в водном секторе, с октября 2020 года USAID начал раскручивать в Казахстане (и других странах Центральной Азии) не менее «интеллектуальный» проект, также рассчитанный на пять лет, до 2025 года, и на бюджет в размере 21,5 млн долларов США.

Но на этот раз его название почему-то стало, наоборот, слишком скромным – просто «Региональный проект USAID по водным ресурсам и окружающей среде». Его основной задачей по-прежнему служит решение текущих и возникающих экологических проблем для обеспечения стабильности, экономического процветания и здоровых экосистем в Центральной Азии. Правда, от перестановки слагаемых, как известно, сумма не меняется…

И опять его ключевыми итогами в недалёком уже 2025 году станет всё та же подготовка «высокопрофессиональных» кадров и усиление национальных и региональных инициатив, направленных на развитие трансграничного сотрудничества в области водных ресурсов посредством нахождения общих экономических выгод.

Кстати говоря, несмотря на то, что USAID страстно ратует за продвижение казахской науки в водной сфере, сами разработки так называемого аналитического центра настолько посредственные, что не выдерживают никакой критики, да ещё если учитывать вложенное в них количество «зелёных».

Так, в «Региональном обзоре водного сектора стран Центральной Азии и Афганистана» за 2020 год обозначено, что в плане воды Казахстан в значительной степени зависит от своих соседей и поэтому (что вполне логично) «активно поддерживает трансграничное сотрудничество». Делаются уж совсем детские выводы о том, что «основным потребителем воды (почти 75%) в Казахстане является (о, чудо!) сельское хозяйство, после которого следуют промышленность и «использование воды для питьевых нужд».

При этом «производительность воды в сельском хозяйстве низкая и составляет всего 15 центов США/куб. м, а потери воды высокие – лишь 40-45% воды доходят до фермерских полей». Дефицит «голубого золота» носит регулярный характер, а в летние месяцы (даже «странно», почему так происходит) «достигает 20% от спроса».

И обратим внимание, насколько «глубокомысленны» выводы USAID касательно насущных водных проблем Казахстана: растущий ущерб от таких стихийных бедствий, как наводнения; повышение уровня грунтовых вод, засоленность почв; засухи; износ водной инфраструктуры; и снова дефицит специалистов-водников. На «закуску» – всё те же избитые затасканные псевдоэкспертные советы: здесь надо «поставить» на паузу и посмотреть настоящий текст выше...

Безусловно, проанализировав подобное «плодотворное» сотрудничество с USAID, казахстанский лидер, похоже, осознал полный провал прошедшего и предстоящего американских прожектов. Видимо, поэтому он и поручает правительству усилить контроль и принять необходимые меры по укреплению не только научного и кадрового потенциала в водной сфере в период до 2030 года, но и решить вопросы эффективности функционирования водохозяйственных объектов, повышения прозрачности и результативности использования выделяемого финансирования.

Очевидно, что Вашингтон, внедряя в РК в качестве «помощника по голубому золоту» USAID, больше известный как главный американский движитель цветных революций, и не ставил себе целью оказать какое-либо содействие в улучшении водохозяйственной ситуации в стране, лишь для проформы признавая в своих «научных» докладах, что «водообеспеченность является тем фактором, который влияет на экономические показатели, общую обстановку в обществе, а в наши дни – даже на политическую стабильность».

Видимо, в части именно «политической стабильности» американская «конторка» отталкивается от обратного – под прикрытием укрепления регионального потенциала по управлению водными ресурсами и снижению экологических рисков донельзя расшатать ситуацию в Казахстане, как это происходило в трагичном январе 2022 года. Одновременно планируется стравить Казахстан с Россией, Китаем и другими государствами ЦА, то есть со всеми соседями по семи (из восьми) речным бассейнам.

По информации CENTER FOR STRATEGIC INITIATIVES, в данный момент коэффициент зависимости Астаны от трансграничных рек составляет более 46%: из 100 куб. км объёма речного стока Казахстана из Китая поступает более 20 куб. км, из Узбекистана – 14 куб. км, из России – 7 куб. км и из Кыргызстана – 3 куб. км.

По сведениям Forbes.kz, если темпы водозабора из Чёрного Иртыша со стороны Китая не будут уменьшаться, то к 2050 году Поднебесная возьмет под контроль всю реку, что нанесет сильнейший удар по ресурсной безопасности Казахстана. И хотя Пекин постоянно проводит переговоры с Астаной по поводу трансграничных рек, значимых изменений по данному вопросу по-прежнему не наблюдается. И это при том, что в Китае работает более 30 научных институтов, которые занимаются только водными проблемами.

В отношении Ташкента, например, тоже не все так просто. В частности, Узбекистан, преследуя только свои интересы, активно осуществляет заполнение Арпасайской впадины. Им также пока не согласовано с соседом строительство атомной электростанции на берегу озера Тузкан, расположенного всего лишь в нескольких десятках километров от границы с Казахстаном.

Лишь Россию можно причислить к немногим странам, с которыми у Казахстана отмечается по-настоящему «водная дипломатия». В конце 2020 года состоялось важное историческое событие для обеих стран: подписан целый ряд стратегически важных документов в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, диалог о которых вёлся предшествующие 20 лет.

Среди принятых документов – программа российско-казахстанского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2021-2024 годы, которая предполагает реконструкцию водопропускных сооружений для улучшения водообмена в бассейне реки Иртыш, очистку и восстановление водных объектов, совместную работу экспертов двух стран по гидрохимическому и гидрологическому состоянию бассейна реки, экологическое просвещение, развитие волонтёрства и другие мероприятия. И это только начало...

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4632
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика