- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Нужно ли России министерство по делам миграции?

В Государственной Думе предложили создать министерство по делам миграции, призванное решать накопившиеся в этой сфере проблемы. Между тем аналогичное учреждение в структуре высших органов власти России было ликвидировано совсем недавно, что заставляет задуматься о целесообразности его воссоздания.

С инициативой создания министерства по делам миграции 15 мая выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. «…В рамках существующих ведомств проблема не решается вообще, если она не выделена в отдельное ведомство, - завил он в беседе с информагентством URA.RU. - Если мы…  хотим ликвидировать все ведомства, как это делал Хрущев, создавая совнархозы, то стоит помнить, чем закончилось это дело. А если вы укрепляете ведомства, поручаете им что-то, но не выделяете эту проблему в отдельное рассмотрение, то она как бы не существует». В рамках МВД проблема миграции, на взгляд депутата, не решается, поскольку задача ведомства - борьба с преступностью, а отнюдь не решение миграционных проблем.

На первый взгляд, предложение выглядит логичным. Нарастание в последние годы миграционных проблем, связанное с ростом преступности мигрантов, обострением социальных и этнических конфликтов с их участием, привлекло к этой сфере пристальное внимание общества, экспертных кругов и властных структур. А последние как раз склонны решать возникающие проблемы, создавая предназначенные специально для них бюрократические структуры. К тому же председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в ноябре 2021 г., отмечая усугубление проблем с преступностью мигрантов, выступил с инициативой кодификации миграционного законодательства и разработки соответствующего кодекса. Его введение логическим образом может подразумевать и создание отвечающего за эту сферу органа власти.

Тем не менее вопрос о необходимости его создания выглядит неоднозначным. И, прежде всего, потому, что такое учреждение в недавней истории России уже существовало. В июне 1992 г. была создана Федеральная миграционная служба, которая в 1990 гг. не дублировала деятельность МВД, а занималась планированием миграционной политики и регулированием трудовой миграции. Традиционные для МВД функции выдачи паспортов, виз, регистрации и учета населения полностью оставались в ведении его паспортно-визовой службы. В мае 2000 г. ФМС была упразднена, а ее функции переданы министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики, которое в октябре следующего года также было упразднено с передачей функций МВД. В феврале 2002 г. Федеральная миграционная служба была воссоздана в структуре самого МВД, а в марте 2004 г. выделена в самостоятельное ведомство.

Воссозданная служба получила часть тех функций, которые в России исторически выполняло МВД, включая выдачу удостоверяющих личность документов, регистрационный учет населения, предоставление гражданства, выдачу въездных виз, разрешений на работу, привлечение работодателями иностранной рабочей силы, борьбу с нелегальной миграцией, работу с беженцами и вынужденными переселенцами и т.п. Служба имела территориальные органы в каждом субъекте РФ, а также заграничные подразделения, включая представительства в пяти государствах: Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркмении, а также представителей в Молдавии и Туркменистане.

В апреле 2016 г. в ходе реформы МВД, из которого в состав Росгвардии были выделены внутренние войска и подразделения ОМОНа, вместе с Госнаркоконтролем ФМС была ликвидирована, а функции переданы Главному управлению МВД по миграции. Причем ее ликвидация объяснялась необходимостью сокращения числа руководителей, дублированием функций и наличием у МВД необходимых силовых ресурсов.

Создание министерства по делам миграции поставит вопрос о том, какие функции оно будет выполнять. В том варианте ФМС, который существовал в 1992-2000 гг., задач регистрационного учета населения и выдачи удостоверяющих личность документов служба не решала. В 2004-2016 гг. такие функции у ФМС были, но проблема нехватки силовых ресурсов регулярно возникала при проведении проверок, к которым приходилось регулярно привлекать подразделения МВД. Если же необходимые силовые ресурсы новому министерству предоставить, это приведет к созданию еще одного ведомства внутренних дел с необходимым ему штатом и неизбежным увеличением затрат. Наделение нового министерства широкими функциями в сфере работы с мигрантами поставит вопрос о смысле существования Федерального агентства по делам национальностей, которое этой работой уже занимается.

В вопросе о целесообразности создания ведомства по делам миграции необходимо разделить две основные проблемы, которое оно призвано решать – контроля за миграционными потоками из-за рубежа и привлечения в страну переселенцев для решения ее демографических и кадровых проблем. Все прочие вопросы являются производными от этих двух проблем. С первой из них лучше всего справится то ведомство, которое занимается контролем за населением и располагает для этого необходимыми силовыми ресурсами, то есть МВД. Дублировать его функции, создавая в регионах и муниципалитетах представительства нового министерства, нет никакого смысла в силу явного пересечения их полномочий и огромных затрат. Существующая сегодня проблема эффективности контроля над миграционными потоками связана, скорее, с отсутствием необходимой для ее ужесточения правовой базы, а также соответствующих полномочий и инструментов.

Переселенческая же политика с функциями МВД напрямую не связана. И в этой сфере на вооружение можно взять крайне успешный пример Израиля, успевшего накопить огромный опыт по репатриации этнических евреев. Практическая реализация политики репатриации в Израиле разделена между двумя структурами. За рубежом репатриацией занимается агентство «Сохнут», которое было создано еще в 1908 г. Всемирной сионистской организацией на территории Палестины. Об эффективности его деятельности говорит тот факт, что с 1929 г. «Сохнут» помогло переселению в Израиль около 3 млн евреев, что составляет около трети всего его современного и около 40% - еврейского населения. За рубежом «Сохнут» действует через своих представителей более чем в 65 странах мира, где проживают еврейские общины. Помимо репатриации агентство реализует программы по сохранению еврейской идентичности в самом Израиле и еврейских диаспорах, поддержке малообеспеченных слоев населения, профессиональной адаптации и получению образования внутри страны.

Внутри же Израиля репатриацией занимается министерство алии (от еврейского «алия» - возвращение, репатриация) и абсорбции, главная задача которого – оказание содействия еврейским переселенцам для их успешной адаптации в стране. Оно оказывает репатриантам материальную помощь («корзина абсорбции»), содействие в поиске жилья, изучении иврита, организации бизнеса и трудоустройстве. Процесс интеграции начинается сразу по прибытии репатриантов в аэропорт им. Бен-Гуриона, где в специальном зале для репатриантов им оформляют документы, выдают денежные средства для первых затрат, направление на медицинское обслуживание, а если негде жить – гостиничную путевку. Прямо в аэропорту министерство предоставляет каждому репатрианту или их семье постоянного советника-представителя, который должен оказывать им содействие для дальнейшего разрешения вопросов интеграции. В случае если репатриант не найдет работу до завершения выплат, предусмотренных «корзиной абсорбции», министерство продолжит платить ему прожиточный минимум.

Несмотря на то, что отзывы об опыте репатриации в Израиль можно встретить разные, а сам процесс максимально благоприятен именно для этнических евреев, следует признать, что ничего подобного в России на данный момент нет. Программа переселения соотечественников, по которой в первые годы ее реализации в РФ переселялись в основном этнические русские и другое русскоязычное население, в настоящее время превратилась в основной способ упрощенного получения российского гражданства выходцами из Средней Азии.

Для МВД она является «непрофильным» видом деятельности. Да и условия этой программы не идут ни в какое сравнение с теми, что предоставляются репатриантам в Израиле. Поэтому в ситуации, когда за рубежом проживают миллионы этнических русских, многие из которых не имеют возможности вернуться на родину, к опыту израильских институтов по организации репатриации соотечественников стоит присмотреться как можно внимательнее.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3086
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика