Второй саммит Европейского политического сообщества, который 1 июня провели в Молдове – стране, не являющейся членом Евросоюза, завершился, и самое время разобраться, что же представляло из себя это мероприятие на винодельческом комплексе «Кастел Мими» и насколько оно оправдало ожидания его организаторов и участников.
В принципе, с самого начала было понятно, что в том формате, который был объявлен, саммит не является форумом, на котором может состояться какое-то серьезное обсуждение важных вопросов и тем более может быть найдено их решение. При том что в Молдавию прибыли 47 глав государств и правительств Евросоюза, представители тех стран, которые официально идут по пути евроинтеграции, а также государства, которые не объявляли о своем стремлении вступить в ЕС, в частности Армения и Азербайджан, это всего лишь рядовая тусовка, главное предназначение которой – выработка того, что в наши дни принято называть тим-билдингом. Другими словами, провозглашение полного единства позиций стран-участников Европейского политического сообщества, которое по сути является неформальным объединением и не имеет возможностей и полномочий для принятия действительно важных решений.
В то же время прошедшее мероприятие имело для принимающей хозяйки – президента Майи Санду – огромное значение. Связано это в первую очередь с тем, что за два с половиной года пребывания на высшем государственном посту ей абсолютно нечем похвастаться. Катастрофическая ситуация в экономике, самый высокий уровень инфляции в Европе, одни из самых высоких тарифов на газ и электроэнергию и, как следствие всего этого, резкое обнищание большей части населения и массовые протесты – вот с чем Молдова подошла к саммиту. В этой ситуации приезд почти полсотни глав государств и правительств, а также высших чиновников Евросоюза в Молдову стали для Санду и поддерживающей ее партии событием, которые позволили ей продемонстрировать поддержку западных лидеров. Впрочем, здесь ничего нового жители страны не увидели. И ранее высшие функционеры партии «Действие и солидарность» признавали, что пользуются поддержкой больше вне страны, чем у своего собственного населения.
Но и при этом не все было «о’кей». Первый «сбой» в программе произошел после того, как переизбранный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что проигнорирует мероприятие. В Молдове это попытались объяснить тем, что Эрдогану нужно готовиться к очередной инаугурации. Однако все хорошо понимали, что, скорее всего, дело как в независимой позиции турецкого лидера, так и в том, что Санду не поздравила Эрдогана с переизбранием, что было официально отмечено администрацией президента Молдовы. Подобное пренебрежение правилами вежливости неприлично в принципе, а учитывая, что Турция является крупнейшим внешнеторговым партнером Молдовы с оборотом в 1 млрд долларов, что составляет около 15% общего бюджета страны, вообще недопустимо. Кроме этого, Турция принимает активное участие в помощи Гагаузской автономии и имеет там большое влияние, что в условиях беспрецедентного обострения отношений между Кишиневом и Комратом также крайне важно было учесть. Но Санду идет строго в фарватере своих западных кураторов, которых независимая политика Эрдогана никак не устраивает.
Но, конечно, самым большим разочарованием для хозяйки саммита Санду стало то, что мероприятие стало не её бенефисом, а более опытного актера – президента соседней Украины Зеленского. То действо, которое планировалось как представление светлого европейского будущего Молдовы, пришедшей к этому достижению под «чутким руководством» Санду, с появлением Зеленского плавно трансформировалось в собрание в поддержку Украины против России.
«Чешская Республика высоко оценила хорошую организацию саммита и отметила, что восхищается мужеством противостоять России, - заявил, например, премьер-министр Чехии Петр Фиала. - Мы посылаем мощный сигнал поддержки Молдове и Украине. Я рад, что это европейское политическое сообщество, созданное в прошлом году в Праге, дает плоды».
В рамках обсуждения темы международной безопасности лидеры, собравшиеся на саммит ЕПС, сделали акцент на проблеме ядерной безопасности и выражали поддержку президенту Украины. Сам Зеленский добавил беспочвенных заявлений, сказав, что замороженный конфликт в Республике Молдова закончится, когда Украина «покончит с агрессией России».
В том же духе высказалась председатель Европейского парламента Роберта Метсола, отвечая на вопрос журналистов, как она оценивает угрозы со стороны России в адрес Молдовы: «Тот факт, что у вас такая ситуация с Россией, мы говорим о вмешательстве, об определенных угрозах, с которыми надо справляться. Вот почему для Республики Молдова очень важно противостоять нынешней обстановке. Но в конечном счете это вызов не только Молдове, но и общий вызов».
Возвращаясь к евросоюзовской перспективе Молдовы, можно отметить, что от высоких западных гостей не последовало в этом отношении даже никаких деклараций.
На вопрос журналистов, может ли присоединение Молдовы к ЕС состояться в 2030 году, президент Франции Эммануэль Макрон ответил также крайне двусмысленно. Он заявил, что уже ясно, что Республика Молдова выбрала свой европейский путь, что он восхищается мужеством и характером президента Майи Санду, желанием страны провести реформы, и теперь цель должна заключаться в поддержании «амбициозных инициатив, таких как борьба с коррупцией, создание лучших условий для экономического пространства, борьба с дезинформацией».
Отвечая на аналогичный вопрос журналистов, президент Румынии Клаус Йоханнис был более конкретным. Он заявил, что не нужно строить иллюзии, так как переговоры о присоединении очень сложны с административной точки зрения. «Иногда кажется, что все это никогда не закончится, но все это необходимо, чтобы удостовериться, что все находятся на одной линии. Я очень хочу, чтобы переговоры о присоединении начались в этом году, поэтому мы помогаем молдавским властям подготовиться к этим переговорам. Конечно, это зависит от прогресса, достигнутого молдавскими властями, и от того, как в Брюсселе видны предпринятые шаги», - сказал президент Румынии.
Йоханнис отметил, что трудно сказать, когда процесс присоединения может закончиться: «Если все будут стараться, то это может быть достигнуто через несколько лет. Но посмотрите, например, на Западные Балканы, где были взлеты и падения. Я очень надеюсь, что руководство Республики Молдова останется на подъеме всегда».
Чего же, кроме многомиллионных трат на организацию саммита, получила Молдова? Выясняется, что совсем немного. В переговорах Санду и Урсулы фон дер Ляйен обещанная Молдове помощь включает в себя пять инициатив:
– снижение тарифа на роуминг;
– дополнительную экономическую помощь и, как обычно, оплату взносов на участие Молдовы в европейских органах;
– помощь энергетическому сектору, естественно, в форме кредитов;
– реабилитацию железной дороги Молдовы – за этим вопросом желательно следить пристально, так как уже выдвигались условия по ее приватизации;
– консультации Молдовы по военным вопросам.
Кроме консультаций по военным вопросам, МВД Польши объявило о предоставлении Молдове «шести транспортных самолётов с оружием и боеприпасами для полиции». Оружие и боеприпасы можно использовать по-разному. Фактически, это прямое подстрекательство властей Кишинёва к подавлению демонстраций внутренней оппозиции и, возможно, к нападению Молдовы на левый берег, так как содержимое польской «помощи» точно не известно.
При анализе того, что происходило в Молдове в эти дни, невольно напрашивается аналогия с сюжетом из знаменитого романа «Пикник на обочине» советских фантастов братьев Стругацких. В Молдову, находящуюся на обочине Евросоюза, залетели мимоходом «высшие существа», провели целый день, ели, пили, а потом улетели. Жизнь рядовых молдаван от этого ничуть не изменилась к лучшему и даже наоборот – в стране появились какие-то непонятные предметы, опасные для аборигенов. Зачем в действительности прилетали пришельцы – непонятно. Но вот то, что Молдова сделала еще один шаг к превращению в опасную Зону, уже не вызывает сомнения.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram