- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Перспективы отношений Грузии и России в контексте стратегии англосаксов

Россия и Грузия имеют многовековую историю взаимоотношений, связанную в том числе с общей религией и культурой. Обе нации исповедуют православие и разделяют общие духовно-нравственные ценности, такие как любовь к отчей земле, уважение к старшим, гостеприимство. Исторические связи между Россией и Грузией берут начало еще в древности, когда грузинские княжества Закавказья, искавшие защиту от турок и персов, получали покровительство Русского государства.

С тех пор изменилось очень многое. К сожалению, динамика геополитических событий последних лет в Закавказье устойчиво демонстрирует усиление влияния здесь НАТО и Запада. Англосаксы, в первую очередь в лице США, уже давно планируют стратегию существования Грузии на принципах свертывания исторических российско-грузинских связей и отношений, переориентации внешних интересов и приоритетов Тбилиси на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, активного участия Грузии в формировании нового баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ, прежде всего, участвовавшими в региональном антироссийском военно-политическом проекте ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Выстраивая свою антироссийскую стратегию в контексте отношений с Грузией, англосаксы руководствуются по меньшей мере двумя главными соображениями.

Во-первых, для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором Грузия еще недавно занимала весьма привилегированное положение. Сегодня с Москвы уже нечего взять по-крупному, в том числе для «воров в законе», около половины которых в СНГ составляют уроженцы именно солнечной Грузии. Для официального Тбилиси практически завершился период, когда грузинская сторона могла «за так», «по звонку» в Москву решать свои проблемы традиционными методами «партийно-правительственной дипломатии» и бюрократии первых лет российской демократии. Политические перемены в России, в результате которых к руководству приходят люди, жестко и прагматично ориентированные в своих взглядах и поступках, не обещают для былых «друзей» России типа приснопамятного М. Саакашвили ничего хорошего.

Во-вторых, для грузинских русофобов, подобных беглому Мишико, фактически не остается ничего другого, кроме как искать опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону и к их намерениям расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. На Западе очень хотят, чтобы Тбилиси продолжал спекулировать на важности транспортно-стратегического значения страны как транзитной транскавказской территории на маршруте «Шелкового пути» из Азии в Европу. Заметим: в свое время покойный Э. Шеварднадзе даже посвятил этой проблеме целую книгу «Великий шелковый путь», которую он представил Западу в ходе своей специальной поездки в Германию.

Кроме того, Запад постоянно подталкивает грузинское руководство к тому, чтобы оно пыталось разыграть карту «особого геостратегического положения» страны и ее возможностей, как имеющей общую границу с Россией, и взяло бы на себя роль инициатора сколачивания групп «обиженных» Москвой постсоветских государств и координатора их действий (что учитывается в глобальной стратегии США и НАТО).

Правящую элиту Грузии подталкивают к попытке преодолеть серьезные внутренние политические и социально-экономические трудности, накачивая население республики идеологией национализма и русофобии, стремясь переключить социальное недовольство и внимание людей на поиск внешних причин переживаемых страной трудностей.

Выгодное положение республики в рамках транспортного евразийского коридора, стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль постсоветских режимов в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее важным и перспективным опорным пунктом англосаксонского и в целом западного присутствия в регионе.

Внешнеполитическую концепцию Тбилиси усиленно встраивают в стратегию США, которая предусматривает полную изоляцию России и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от РФ поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик региона, недопущение возрождения сильного южного фланга СНГ; в-третьих, на предотвращение и блокирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение доминирования в Черноморско-Каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски.

Тема недопущения на Кавказ конкурентов Запада в лице Москвы и Тегерана и исключения присутствия там российского фактора звучит особенно откровенно на различных конференциях и мероприятиях, организованных с помощью англосаксов, уже не первое десятилетие. В противоположность этому прямое и косвенное присутствие НАТО на Кавказе нарастает с завидным постоянством. В интересах реализации кавказской стратегии Вашингтона в качестве одной из главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической безопасности и отрыв  от системы коллективной безопасности СНГ.

Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям. Так, продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовские программы («Партнерство ради мира» и т. п.), объемы которых с каждым годом наращиваются. Соглашения по военному и военно-техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО предусматривают проведение совместных военных учений, оснащение и развитие её вооруженных сил согласно стандартам НАТО, оказание военной и военно-технической помощи, подготовку грузинских военных кадров в военно-учебных заведениях НАТО.

В ходе совместных с альянсом учений и тренировок, проводимых на территории Грузии, осуществляется целенаправленное освоение кавказского сухопутного, а также Каспийского и Черноморского морских театров военных действий. Взаимодействие Грузии с НАТО уже давно приобрело опасные масштабы и тенденции. Руководство альянса ставит цель взять под свой контроль систему региональной безопасности на Кавказе.

Грузия, оказавшаяся под полным контролем ведущих западных стран, эдакой опорно-базовой территорией расширенного присутствия с элементами доминирования Запада в Закавказье и в зоне Каспия, позволяет держать под контролем юг России, зону Черного моря, западную часть Центральной Азии и ключевые государства Среднего Востока, включая Турцию, Ирак, Иран и Афганистан. В этом геостратегическом контексте особое место занимает разыгрываемая в последнее время карта возможного вступления Грузии в НАТО.

Движение Грузии в НАТО на практике сегодня выражается в предоставлении Тбилиси права на приобретение в странах блока оружия и военной техники, в принятии грузинской стороной обязательств в случае необходимости выделить в распоряжение альянса некоторые свои военные объекты и элементы военной инфраструктуры, а также в готовности создать условия для совместного с силами блока обеспечения охраны проходящих через территорию страны нефтяных коммуникаций и т. д.

Взявшись за Кавказ «всерьез и надолго», США работают на перспективу, последовательно и целенаправленно наращивая усилия по утверждению в регионе своих интересов и выдавливанию из него России.

Англосаксы активно задействуют в Грузии и свои спецслужбы. Их многочисленные представители чувствуют себя здесь весьма вольготно. Штаты посольства США в Тбилиси и других многочисленных представительств в республике последовательно пополняются все новыми сотрудниками разведок. При этом спецслужбы США и Британии действуют широким фронтом, поддерживая тесные связи не только с официальными властями, но и с местной оппозицией, придерживаясь старого правила: в политике не бывает друзей, есть только интересы.

Свои стратегические интересы и политические установки в Закавказье Запад, как обычно, легендирует и прикрывает предлогами экономического характера, например, необходимостью реализации международных нефтяных проектов, обеспечения безопасности действующих в Грузии западных подрядных строительных компаний и фирм и т. д. Государственный департамент США не раз заявлял, что будет защищать интересы своих нефтяных компаний в Грузии и Закавказье в целом.

Присутствие в регионе крупнейших американских, британских и других западных энерго-сырьевых компаний уже давно стало важнейшим фактором, определяющим направления внешней политики руководителей Грузии и их партнера Азербайджана, т. к. Тбилиси всеми своими возможностями стимулирует развитие двухсторонних отношений с бывшими участниками пресловутого ГУУАМ.

Учитывая стремление Грузии и нынешнего режима Украины к интеграции в натовские структуры, не вызывает сомнений, что модернизированные порты региона и новые коммуникации будут использованы и в интересах альянса. Их освоение боевыми кораблями США и НАТО активно идет уже не одно десятилетие. В том числе в качестве пунктов передового базирования ОВМС НАТО в Черном море и передовых складов боевой техники и вооружения натовских сил, перебрасываемых, например, для «умиротворения» Абхазии по боснийскому сценарию. К этому следует добавить готовность Украины и Грузии предоставить свои полигоны и аэродромы в распоряжение США и НАТО, а Азербайджана – Апшеронский полуостров для размещения натовских военных баз.

Интенсивное сотрудничество по военной линии грузинские власти осуществляют и с соседней натовской Турцией. Сам факт того, что Грузия вступила на путь военного партнерства со страной, исторически всегда считавшейся враждебной, говорит о коренной смене правящим режимом Тбилиси традиционных внешнеполитических принципов и приоритетов. С помощью Турции на территории Грузии осуществляется развитие инфраструктуры, имеющей военно-прикладной характер.

Активность Турции поощряется Вашингтоном, объявившим ее «мостом между новыми независимыми государствами и Западом». Таким образом, постоянно нацеленная на Кавказ мусульманская Турция становится одним из ключевых участников передела Кавказского «геостратегического пирога», а ее подручным в этом переделе по иронии судьбы выступает христианская Грузия, являвшаяся на протяжении своей истории постоянным объектом турецкой экспансии.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2241
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика