Европейская дипломатия вновь заострила внимание на Центрально-Азиатском регионе, устраивая визиты для встреч на высшем уровне. Однако вместо конструктивных переговоров, которые бы были нацелены на общее благополучие, всё ограничилось обсуждением антироссийских санкций, пожеланием демократии и туманных планов на будущее.
В Кыргызстане в Чолпон-Ате 2 июня прошел саммит «Центральная Азия – Европейский союз». В саммите участвовали президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и заместитель председателя правительства Туркмении. Европейскую делегацию возглавил председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Интенсивность европейско-центральноазиатских контактов за последнее время бьет все рекорды. 27 октября прошлого года подобная встреча прошла в Казахстане. В этом году серия продлилась. По словам президента Садыра Жапарова, перед саммитом состоялись несколько предварительных форумов в формате ЕС–ЦА: это были Самаркандская конференция по взаимосвязанности (в Узбекистане), Второй Экономический форум (в Алматы) и Конференция высокого уровня по окружающей среде и водным ресурсам (в Риме).
Минимум инвестиций и много призывов ограничить торговлю с Россией
Перед настоящей встречей на солнечных берегах озера Иссык-Куль сложилась довольно нервная обстановка. За последний год европейские и американские чиновники не раз открыто угрожали центральноазиатским странам вторичным санкциями за то, что они якобы помогают России получать санкционные товары из западных стран. Каждый визит в регион высокопоставленного западного политика сопровождался усилиями по снижению торгового сотрудничества с Россией.
Шарль Мишель, вопреки ожиданиям, вел себя сдержанно и не стал разбрасываться угрозами, ограничившись призывами. Хотя предпосылки к острому разговору, с точки зрения инициаторов санкций, были. Так, 19 мая СМИ сообщили что в последний санкционный список США впервые попала кыргызская компания Tro.Ya. Причина – «за поддержку военно-оборонного комплекса России».
Несмотря на удобный повод, председатель Европейского совета не стал упоминать об этом и других подобных случаях. Более того, он заявил, что, хотя против России в Евросоюзе обсуждается уже 11-й санкционный пакет, торговые ограничения против Центральной Азии вводиться не будут.
«Мы не применяем принцип экстерриториальности, и, что особенно важно, мы хотим работать со всеми нашими партнерами по всему миру только путем диалога», – сказал Ш. Мишель во время пресс-конференции. Именно для этого, отметил Мишель, ЕС назначил спецпредставителя по санкциям Дэвида О'Салливана, который встречался с представителями стран региона и обсуждал с ними связанные с санкциями вопросы, пытаясь «убедить партнеров не помогать России обходить санкции».
Ту же мысль Ш. Мишель повторил и на пресс-конференции перед возвращением домой: мол, Евросоюз надеется дипломатическим путем убедить центральноазиатские страны не помогать России в обходе санкций.
В этом контексте вызывает интерес позиция принимавшей саммит стороны – Кыргызстана. Напомним, что по итогам 2022 года его товарооборот со странами Евросоюза увеличился на 76,1% и составил 603 млн долларов, импорт из Европы вырос на 78,6% – до 527 млн долларов. В первую очередь рост касается высокотехнологических товаров, поставки которых выросли в несколько раз. Аналогичные данные и по другим странам Центральной Азии, которые «вдруг» решили резко закупить европейскую промышленную продукцию.
Так вот, о позиции Бишкека. Президент Кыргызстана сказал, что власти страны понимают европейскую озабоченность. «Мы с пониманием относимся к озабоченностям и просьбам наших европейских партнеров относительно определенной группы товаров, подпадающих под санкции, и готовы к продолжению диалога с ЕС по данному вопросу», – заявил С. Жапаров.
Помимо заявлений по вопросу санкций, стороны не скупились на слова о дружбе, партнерстве и больших планах на будущее. В «сухом остатке» же оказалось немного.
Этим саммит в Чолпон-Ате явно контрастировал с недавно прошедшим родственным мероприятием в китайском Сиане, по итогам которого Си Цзиньпин и лидеры центральноазиатских стран, с которыми встречался председатель КНР, достигли соглашений на десятки миллиардов долларов. Будут реализовываться совместные проекты в инфраструктуре, логистике, производстве, что уже в ближайшее время качественно повысит уровень жизни в регионе, дав множество новых рабочих мест.
Когда проходят аналогичные саммиты ЦА с Россией, то аналогично по их итогам подписываются соглашения о реализации совместных проектов, которые принесут реальную пользу людям и выгоду для экономики в виде новых производств. И при этом – что принципиально важно – никто не требует, чтобы взамен Центральная Азия отказалась от дружбы и сотрудничества с третьими странами.
А вот саммиты со странами ЦА, устраиваемые западными партнерами, выглядят по-другому: минимум инвестиций и совместных проектов, но зато много слов о демократии и призывов ограничить торговлю с Россией, которая, между прочим, наравне с КНР является главным экономическим партнером для всего региона.
Такой контраст в подходах к Центральной Азии говорит, как представляется, об общем упадке Старого Света. Предложить особо нечего, денег самим не хватает, а что есть, уходит на оружие для Украины. Угрозы же перестают действовать, поскольку на примере Белоруссии видно, что ими Евросоюз лишь отталкивает от себя и подталкивает к России.
По словам главы дипломатии ЕС Ж. Борреля, Евросоюз за последние 10 лет инвестировал в Центральную Азию свыше 100 млрд евро, что опережает Россию и Китай. Правда, он не уточнил, что эти инвестиции были направлены прежде всего в добычу и переработку полезных ископаемых, которые экспортируются затем в сам ЕС. Постепенно объем инвестиций стал снижаться, а вот китайские и российские инвестиции растут. В особенности в соревновании с китайский капиталом европейские инвестиции не выдерживают конкуренции.
Европейские чиновники пытаются исправить ситуацию путем подключения стран ЦА к стратегии Global Gateway (Глобальный портал). По планам европейцы должны собрать в период с 2021 по 2027 год и вложить до 300 млрд евро инвестиций в своих торговых партнеров по всему миру. Часть этих денег может достаться и странам Центральной Азии для продвижения инфраструктурных проектов. Предполагается инвестирование в зеленую энергетику, транспорт, образование и т. д. при обязательном соблюдении высоких экологических стандартов. Вторым пакетом является взятие обязательств в проведении рыночных реформ и демократизации.
Зеленая энергетика будет одной из немногих отраслей, куда точно придут европейские инвестиции. Ведь поставкой оборудования для зеленых подстанций будут заниматься европейские компании, которым уже тесно на Европейском континенте.
Саммит прошел в уникальном по красоте месте, но красок самому мероприятию это не прибавило
Участники саммита затронули широкий круг вопросов не только в сфере экономики и экологии, но в международных отношениях, в частности не обошли проблемы безопасности в Афганистане. «Участники призвали международное сообщество активизировать гуманитарную помощь народу Афганистана и отметили ключевую роль ООН в оказании гуманитарной помощи Афганистану на принципиальной основе. Они подчеркнули важность создания инклюзивного и представительного правительства, а также важность поощрения и уважения прав человека и основных свобод всех граждан Афганистана, особенно женщин, девочек и представителей этнических групп», – сказано в итоговом заявлении.
В то же время конкретных обязательств никто на себя не взял. Договорились встречаться на регулярной основе. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил провести следующую встречу в его стране.
Региональная повестка
Приезд крупного европейского чиновника не оправдал надежд местной прозападной прослойки, особенно в Кыргызстане. К ее неудовольствию Ш. Мишель ограничился общими призывами к демократии, а о степени демократизации в центральноазиатских странах промолчал. Да и итоговое коммюнике не отличается конкретикой. В нем, в частности, сказано: «Кыргызская Республика приветствовала многолетнюю поддержку Европейского Союза в области демократических реформ и прав человека. В данном контексте отмечена важность проводимых Европейским Союзом программ поддержки, в том числе в области верховенства права, надлежащего управления, образования и участия молодежи, цифровизации, зеленой повестки и иных областях государственного значения».
У местных энпэошников надежды были другие. Напомним, что сейчас в Кыргызстане на финальной стадии находится принятие закона об НПО, который называют российским аналогом закона об иностранных агентах. В случае его принятия многочисленным НПО, сидящим на западном финансировании, придется строго отчитываться перед властями о том, куда они тратят поступающую из-за границы валюту.
В КР уже заблокирован филиал «Радио Свободы» (Радио Азаттык), что стало ударом по информационной сети прозападных организаций. Также стоит упомянуть, что сейчас под арестом находятся десятки активистов, которых власти подозревают в подготовке государственного переворота. В целом в последнее время всех этих борцов «за светлое будущее» заставили затянуть пояса, что раньше неизбежно приводило к грозным окрикам из Вашингтона и Брюсселя. Сейчас же ситуация изменилась, и западные политики стараются лишний раз не поднимать столь важную в прошлом тему.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
______________________________
Фото: https://president.kg/