- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Таджикистан предпочитает кредитам инвестиции из КНР

Таджикистан в последние годы демонстрирует впечатляющий прирост внешней торговли. Традиционную тройку его ключевых партнёров составляют Россия, Казахстан и Китай. Взрывной рост взаимной торговли отмечен с Узбекистаном.

МВФ не скупится на позитивные прогнозы для таджикистанской экономики, констатации её регионального лидерства. При этом постсоветская республика по-прежнему находится в классической «ловушке бедности». Её экономика страдает от технологической отсталости, инфраструктурных и прочих проблем, что отражается на торговых дисбалансах и отрицательном сальдо. По статистике Нацбанка Таджикистана, за 2022 год страна экспортировала товаров чуть более чем на $2 млрд, а импортировала на сумму чуть более $5 млрд, получив внушительное отрицательное сальдо.

Ключевой статьёй импорта Таджикистана остаются пшеница и меслин (смесь пшеницы и ржи). Импортируются в больших объёмах растительные масла, газы нефтяные, нефть и нефтепродукты, прутки из стали, лесоматериалы, котлы и механические устройства, средства наземного транспорта, электрооборудование и различные электроприборы.

Основным экспортным товаром Таджикистана является золото. С 2018 года его главным приобретателем является Швейцария, потеснившая Китай. Из других таджикистанских товаров на внешних рынках пользуются спросом драгоценные и полудрагоценные камни, серебро, алюминий и изделия из него, хлопок, цемент, руды и электроэнергия. Экспорт остаётся преимущественно сырьевым. В лучшем случае удаётся продать полуфабрикат.

Дисбалансы внешней торговли латаются кредитами. Однако с ними у официального Душанбе не всё так просто. Например, с 1998 года Таджикистан является региональным членом «Азиатского банка развития» (Asian Development Bank). В него входят 68 членов, активы составляют почти $300 млрд. Банк с 1966 года приоритетом кредитной поддержки считает Азию и Дальний Восток. Много средств вкладывается в развитие инфраструктуры – модернизацию имеющихся и создание новых транспортных систем. С 1997 года банком реализуется «Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества» (ЦАРЭС).

В частности, банк финансировал проект железнодорожного коридора «Север-Юг» из Ирана через Туркмению в Казахстан. Результатом стал рост товарооборота, стимулирование пассажирских перевозок. Однако на экономику РТ это оказало косвенное влияние. Кредитные программы частенько обходят стороной эту среднеазиатскую республику.

Формально АБР поддержал Таджикистан 155 кредитами, грантами и технической помощью в государственном секторе на $2,48 млрд. Из них $825 млн пришлись на транспорт и $595 - на энергетику.

За последние годы средства банка направлялись на «антиковидные» программы и такие проекты, как совершенствование финансового сектора и налогово-бюджетного управления, а также расширение прав и возможностей сельских женщин. Эти проекты ещё действуют. Из перспективных банк отметил пять, в частности «Укрепление механизмов реагирования на гендерное насилие в посткоронавирусных странах Центральной и Западной Азии».

Неудивительно, что руководство Таджикистана активно ищет реальных инвесторов вместо осторожных кредиторов. В нынешней ситуации, когда московский покровитель вынужден сосредоточиться на своих проблемах, взоры таджикистанской элиты вполне закономерно обратились на Китай. Минтранс Таджикистана и «Китайская дорожно-мостовая корпорация» 27 марта подписали контракт на строительство дорог и мостов в Горно-Бадахшанской автономной области. Он будет реализован в рамках четвёртого этапа проекта «Улучшение региональных путей сообщения в Центральной Азии» (БРАМОМ-4).

Китай инвестирует в строительство и модернизацию транспортных магистралей, связывающих Таджикистан с региональными и международными торговыми путями. В частности, это лавиноопасная автотрасса Душанбе–Худжанд, железнодорожный мост через реку Пяндж и другие. Повышение их пропускной способности и обеспечение бесперебойной работы способствуют наращиванию перевозок и укреплению экономического сотрудничества.

Заинтересованность КНР имеется и в развитии высокогорных участков «Ваханского коридора». Последний связывает Афганистан и Китай через территорию Таджикистана.

Китай предоставляет финансирование и техническую поддержку для проектов водоснабжения и канализации в Таджикистане. В аграрном бизнесе КНР закупает продукцию таджикских фермеров и продаёт им не только сельхозтехнику, но также технологии и химикаты.

В сфере услуг заметен интерес таджикских студентов к китайским вузам. Предпринимателям из КНР интересны, помимо транспорта и связи, также гостиничный и иной сервис.

В апреле посол КНР в Таджикистане Цзи Шуминь сообщил прессе о росте взаимной торговли на 20%. При этом товарооборот составил около $2,6 млрд. В общем объёме привлечённых Таджикистаном иностранных инвестиций на долю КНР пришлось почти 40%.

Большое внимание Пекин и Душанбе уделяют совместным проектам в развитии транспортной инфраструктуры, энергетики и сельского хозяйства. Китайские инвестиции направлены также в транспорт и горнодобывающую промышленность.

Предпринимателям из КНР интересны дивиденды от вложений в таджикистанскую гидроэнергетику, в частности Рогунскую ГЭС. Они участвуют в строительстве генерирующих мощностей и поставке оборудования.

В мае таджикистанский лидер Эмомали Рахмон прибыл с официальным визитом в Пекин. Там его делегация провела серию переговоров. Рахмон лично обсудил перспективы с председателем совета директоров горнодобывающей компании «Зиджинг» Чэнь Цзиньхэ. Она осуществляет и геологоразведку, и добычу, и переработку полезных ископаемых, которыми Таджикистан по-прежнему богат. Душанбе заинтересован в таком крупном инвесторе, проекты которого КНР может поддержать большими «связанными» кредитами.

Знаковыми стали также переговоры Э. Рахмона с замгендиректора китайской компании «BYD – Центральная Азия» Иваном Цао. Уровень переговорщиков разный, однако Душанбе сейчас не до статусных жестов. BYD приглашена в Таджикистан с инвестпроектами в сфере машиностроения, производства оборудования для электротранспорта, батарей и электроники. Мяч - на китайской стороне.

«В Таджикистане будут производит электромобили», - сообщают издания Душанбе. Однако пока эти пафосные заголовки не подкреплены фактами.

Минтранс Таджикистана сообщил, что 18 мая в китайском Сиане по итогам переговоров Эмомали Рахмона с председателем КНР Си Цзиньпином подписано двустороннее совместное заявление, а также 13 новых документов. В их числе - меморандум о сотрудничестве Минтрансов двух стран. В нём министры задекларировали готовность к продолжению и расширению сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь» и диалога «Центральная Азия – Китай».

Меморандумом задекларировано сотрудничество в таких проектах, как строительство и реконструкция КПП «Кулма – Каросу» в целях увеличения международных перевозок; строительство и реконструкция автодороги Барсем (Шугнанский район ГБАО) – Кулма (граница ГБАО РТ и СУАР КНР), международной автотрассы Душанбе – Куляб – Дарваз – Мургаб – Кулма; активация и оснащение транспортно-логистического центра города Куляба.

«Ожидается, что через мультимодальный транспортный коридор «Китай–Таджикистан–Туркменистан–Иран–Турция» грузы сначала будут доставлены автотранспортом из Китайской Народной Республики в город Куляб, где функционирует одна из пяти свободных экономических зон, созданных в Таджикистане. Отсюда грузы будут перевозиться в Узбекистан–Туркменистан–Иран–Турцию, далее – в европейские страны», - проинформировал Минтранс Таджикистана.

Возможно, для оптимизма есть основания. Сейчас около 90% грузов между Азией и Европой поставляются морским транспортом, однако политические риски заставляют уделять внимание диверсификации. И автомобильный транспорт может взять на себя значительную нагрузку.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1895
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика