Неугомонный Вашингтон и его приспешники опять занялись своей излюбленной деятельностью, выбрав в очередной раз в качестве «жертвы» Казахстан.
В агрессивной попытке стравить Москву и Астану в зарубежной и оппозиционной прессе они начали массово вбрасывать дезинформацию о том, что глава государства Касым-Жомарт Токаев якобы не пожелал участвовать в Петербургском международном экономическом форуме 14-17 июня. И даже придумали, что во время данного мероприятия российская сторона будто бы собиралась вручить казахстанскому президенту высокую государственную награду – орден Александра Невского и отказ К.-Ж. Токаева от визита означает, мол, и отказ от награды.
Забавно, что ключевым формальным поводом отсутствия казахстанского лидера на ПМЭФ, по «экспертной» оценке агентства Reuters, почему-то явился прошлогодний «Русский Давос», на котором К.-Ж. Токаев, дескать, отказался следовать линии Кремля в отношении Украины.
А ряд псевдоаналитических изданий и подкармливаемый Госдепом США Azattyq, претендуя на фантастическую гениальность, и вовсе заявили о том, что Международный форум Астана, проходивший 8-9 июня и собравший множество высоких гостей и журналистов, был устроен не просто так, а «в пику» именно питерской площадке.
Основным аргументом в пользу такого утверждения явилось то, что на данном мероприятии обозначил своё присутствие целый «вагон» русофобов, открыто декларирующих антироссийскую риторику и представляющих МВФ, ВТО, АБР. ЕБРР, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ПА ОБСЕ, ОЭСР и Торговую миссию США, Совет иностранных инвесторов и т. п.
Да, таковых русофобов, действительно, было изрядно. При этом особенно ярко были представлены еврочиновники, обычно не проявляющие какого-либо интереса к азиатским проблемам. Показательно, что после астанинского форума они весело и бодро направились в соседний Кыргызстан. И хотя официального повода у них не было, европейцы решили по обыкновению использовать такие избитые темы, как экология, зелёная энергетика и демократические свободы.
Столь горячее желание коллективного Запада взаимодействовать с Казахстаном и другими странами Центральной Азии в преддверии «Русского Давоса» как раз и было продиктовано его неумным стремлением отвлечь внимание «пятёрки» от России, сместив все главные акценты в сторону мероприятий в ЦА с собственным участием.
К слову, прошлогодний питерский саммит явно показал, что, хотя на нем и не присутствовали правительственные делегации ЕС, США и прочих стран, по факту европейские предприниматели активно там участвовали; торжествовал принцип: «ничего личного, только бизнес».
Нынешний Петербургский международный экономический форум 2023 года собрал под своим флагом более чем 130 стран и территорий, являясь продуктивным инструментом коммуникации в условиях глобальных геополитических изменений.
Поэтому попытка англосаксов не только сорвать данное мероприятие, представив его в медийном пространстве как малозначимое недееспособное событие, но и стравить две дружественные страны – Казахстан и Россию, потерпела полное фиаско.
Стоит упомянуть и реальную причину отсутствия К.-Ж. Токаева на «Русском Давосе»: в Казахстане полыхают масштабные пожары и 12 июня в стране был объявлен днём общенационального траура по погибшим.
В данный момент казахстанский лидер выполняет, по сути, ту миссию, которой и должен заниматься каждый президент внутри страны в столь сложное для простого народа время. Сейчас все его заботы связаны с рабочими поездками в районы бедствия, встречами с родственниками работников лесничества, погибших при пожаре, и заменой не справившихся со своими обязанностями руководителей.
А вместо казахстанского лидера на ПМЭФ приехали авторитетные представители органов власти: первый заместитель премьер-министра Роман Скляр и заместитель министра экономики Тимур Жаксылыков, которые довольно продуктивно поучаствовали в форуме.
Кстати, по поводу плодотворного сотрудничества Казахстана с Россией вещает даже проамериканский Azattyq. Не далее как 13 июня вышла интересная статья под названием «Как будет выстраивать свое международное сотрудничество Казахстан?». По мнению известного казахстанского политического аналитика Айдара Амребаева, «современная государственность Казахстана сформировалась на осколках Советского Союза, и мы несем на себе его «родовые признаки», которые заключаются в самой длинной границе (7,5 тысячи километров) с Россией, а также сохраняющихся хозяйственных связях и коммунитарных социальных традициях».
Далее эксперт рассказывает о том, что Казахстан участвует в ЕАЭС и CHГ в целях поддержания текущего статус-кво взаимоотношений с Россией и другими членами постсоветского пространства по большей части из соображений экономической целесообразности и обеспечения безопасности самой протяженной границы. При этом его слова подтверждаются в этой же статье официальным заявлением главы государства Касым-Жомарта Токаева на заседании Высшего совета ЕАЭС о том, что, «прежде всего, нужно заниматься вопросами экономического взаимодействия, интеграции, сотрудничества. Торговля должна носить беспрепятственный характер. Мы должны всеми усилиями создавать единый товарный рынок».
И действительно, если обратиться к официальной статистике, то в январе-апреле 2023 года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС вырос на целых 12% по сравнению с прошлым годом, составив 8 999,5 млн долларов. Экспорт товаров составил 3 536,1 млн долларов, а импорт – 5 463,4 млн долларов.
Наибольшую долю в экспорте со странами ЕАЭС занимают машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 28,2%, далее следуют продукты химической и связанных с ней отраслей промышленности – 26,7%. В структуре импорта из стран ЕАЭС преобладают продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары – 20,5%, металлы и изделия из них – 18,6%, а также машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 17,4%.
Примечательно и то, что в общем объёме внешнеторгового оборота Казахстана со странами ЕАЭС Россия занимает 92,2%, Кыргызстан – 4,5%, Беларусь – 3,2% и Армения – 0,1%.
Поэтому очевидно, что в ситуации геополитической турбулентности мудрый Ж.-К. Токаев будет руководствоваться прагматичными национальными интересами страны, выстраивая свою внешнюю политику по направлению к дружественным государствам постсоветского пространства, а не в угоду коллективному Западу, от которого, кроме санкций, ничего и не дождешься.