По итогам 2022 г. население Германии благодаря притоку украинских беженцев выросло сразу на 1,3%, или на 1,12 млн человек. Резкий рост численности украинских общин наблюдается и в других странах Европы. На фоне ускоренной депопуляции самой Украины произойти это могло только за счет резкого сокращения ее населения.
Среди государств бывшего СССР Украина по темпам сокращения численности населения уверенно занимает первое место. Причем процесс этот, нетипичный вроде бы для страны со столь благоприятными природно-географическими и климатическими условиями, начался задолго до начала СВО и даже военного конфликта Киева с народными республиками Донбасса. На момент обретения независимости в 1991 г. население страны составляло 52 млн человек. По этому показателю, как, впрочем, и по размеру экономики, она являлась второй союзной республикой после РСФСР. Причем в 1992-1993 гг. население Украины под влиянием возвратной миграции из других союзных республик продолжало расти, и лишь с 1994 г. начался неуклонный процесс его сокращения, который продолжается до сих пор. И главной причиной этого было отнюдь не превышение смертности над рождаемостью.
Показатели воспроизводства населения во всех трех славянских республиках бывшего СССР – России, Белоруссии и Украине – были сопоставимыми. К тому же Украина за счет более благоприятного климата имела более высокую долю сельского населения, уровень рождаемости которого, как правило, выше, городского. Тем не менее прокормить проживавшее на ее территории население, численность которого в советский период постоянно росла, Украина оказалась не в состоянии. Вне рамок единого народно-хозяйственного комплекса СССР поддерживать функционирование развитой промышленности оказалось невозможно, и емкость рынка труда начала быстро сокращаться. Как следствие, население в поисках заработка стало выезжать за границу – в Россию, Польшу и другие страны, что привело к появлению многочисленных зарубежных диаспор и сокращению числа жителей самой Украины.
В спокойные девяностые и нулевые годы процесс депопуляции Украины протекал достаточно плавно. Особых возможностей компенсировать падение численности населения за счет иммиграции у нее, в отличие от России, не было. Но и особой потребности в этом ввиду гораздо меньшей территории, а также достаточно высокой численности и плотности населения, заметно превышавшей российские показатели, Украина не имела. Да и проблемы с обеспечением существующего населения рабочими местами никуда не исчезли. А потому депопуляция в качестве острой общегосударственной проблемы, в отличие от той же России, не осознавалась. Неудивительно, что ничего подобного программам «материнского капитала» или содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Украине в 2000-е гг. не было, а миграционный отток населения из страны продолжался.
Единственная всеобщая перепись, проведенная после распада СССР в 2001 г., зафиксировала на Украине 48 млн 457 тыс. человек наличного населения, что на 6,3% меньше числа жителей Украинской СССР по итогам всесоюзной переписи 1989 г. (51 млн 707 тыс.). Для сравнения – население России между переписями 1989 и 2002 гг. сократилось всего на 1,5% (со 147,4 до 145,3 млн.). То есть депопуляция Украины происходила в четыре раза быстрее, чем России.
Лидерами по темпам депопуляции оказались наиболее развитые в индустриальном отношении восточные и южные регионы Украины, тогда как в аграрных западных областях демографическая ситуация складывалась на порядок лучше. Тем не менее самым густонаселенным регионом страны оставалась Донецкая область, где на 2001 г. проживало более 4,8 млн человек. Еще 2,5 млн проживало в Луганской области, которая была сопоставима по населению с Киевом, а также Львовской и Донецкой областями. Более многочисленным было лишь население Днепропетровской (3,6 млн) и Харьковской (2,9 млн) областей. В Крыму, по данным переписи, проживало 2 млн 33,7 тыс., в Севастополе – 379,5 тыс.
В 2014 г. Украина потеряла Крым, который вместе с Севастополем по итогам референдума вошел в состав России, а также часть территорий Донецкой и Луганской областей, оказавшихся под контролем народных республик. Население Крымского федерального округа по 2014 г. составляло 2 млн 284,4 тыс. человек. На неконтролируемых Киевом территориях Л/ДНР, по оценкам, осталось около 3,5 млн человек, хотя их фактическое население составляло лишь около половины этой цифры. Остальные же, судя по всему, перебрались на территорию России.
Таким образом, Украина лишилась около 5,8 млн человек, не считая бежавших в РФ с остальной территории страны. Общая численность украинских беженцев, оказавшихся после евромайдана в России, оценивается в 1 млн человек. Тем не менее Государственная служба статистики Украины продолжала указывать численность населения с учетом Л/ДНР, о населении которых данных она не имела, но уже без Крыма и Севастополя.
На 1 января 2022 г. численность населения Украины, по данным ее госстатистики, с учетом неподконтрольных территорий составляла 41 млн 130,4 тыс. человек. Причем Донецкая область с населением в 4,1 млн человек по-прежнему оставалась самым густонаселенным регионом, превосходя по числу жителей даже Киев (около 3 млн). В реальности, однако, население страны накануне СВО было гораздо меньше. В 2019 г. украинские власти провели альтернативную перепись населения, результаты которой были опубликованы в январе 2020 г. Численность населения была подсчитана на основании данных сим-карт операторов сотовой связи, государственного реестра физических лиц по налогоплательщикам и получателям социальных пособий, а также половозрастной структуры и миграции. Население Украины по итогам этой переписи составляло 37 млн 289 тыс. человек. В целом эта цифра примерно совпадает с оценками официальной статистики без учета жителей Л/ДНР, а также с поправкой на постепенное сокращение населения вследствие естественной убыли и эмиграции.
После начала СВО Украина пережила настоящую демографическую катастрофу. И ее главной причиной стали не военные потери, а лавинообразная эмиграция и «уход» регионов в Россию. Численность украинских беженцев, зарегистрированных в странах Европы, включая РФ, составляет около 8,3 млн человек. При этом данные по РФ приведены на октябрь прошлого года и вполне могут быть выше.
Часть украинских беженцев в странах ЕС проживают без регистрации. Так, по словам президента Польши А. Дуды, около четверти всех украинских беженцев в его стране не зарегистрированы. Большинство из них, судя по всему, составляют мужчины призывного возраста, которые отнюдь не горят желанием воевать в рядах ВСУ. Поэтому в странах, которые ведут учет прибывших с Украины мужчин призывного возраста, последние предпочитают не регистрироваться. Латвия и Литва, например, проверяют мобилизационную обязанность беженцев, а Литва из-за этого даже лишает их временной защиты. В Эстонии же, которая таких мер пока не предпринимает, беженцы призывного возраста на конец марта этого года составляли 21,2% от их общего числа. С учетом этого за рубежом может проживать более 10 млн выходцев с Украины.
Численность населения новых регионов России подсчитать сложнее как из-за большого числа беженцев из районов, охваченных военными действиями, так и неподконтрольности части их территорий. На 1 января 2022 г. население Луганской области, по данным украинской статистики, составляло 2,1 млн человек, Донецкой – 4 млн, Запорожской – 1,6 млн, а Херсонской – 1 млн. В совокупности их население, таким образом, превышает 8 млн человек. При этом Луганская область контролируется Россией почти полностью, а Донецкая – примерно на 2/3. И численность их населения явно далека от данных украинской статистики. Так, в ДНР, население которой, по данным властей республики, составляло около 2,2 млн, к сентябрю по сведениям республиканского ЦИК проживало около 1,7 млн человек, то есть чуть больше 3/4 от официальных оценок. Такой же по этой методике будет и численность населения ЛНР. Но, возможно, она выше, так как военными действиями ЛНР был затронута меньше. Учитывая, что на подконтрольной России части Запорожской области по оценкам проживает около 0,8 млн человек, а в Херсонской области после оставления областного центра и частичной эвакуации его населения, видимо, около 0,5-0,6 млн, население всех новых регионов России можно оценить приблизительно в 4,7-5 млн человек.
Сопоставление всех этих данных говорит о том, что оценки Украинского института будущего, подсчитавшего, что население страны к маю 2023 г. опустилось ниже отметки в 30 млн человек., являются чрезмерно оптимистичными. Реальная демографическая картина гораздо хуже. Если принять за точку отсчета данные о том, что на 2020 г. население Украины составляло 37,3 млн, человек, то за минусом ушедших из ее состава регионов (5 млн человек) и эмиграции (около 10 млн) ее население составляет не более 22 млн человек. Причем эта цифра не учитывает военных потерь, которые, судя по косвенным данным, являются очень значительными. На этом фоне заявление экс-советника главы Пентагона полковника Дугласа Макгрегора о том, что численность населения Украины опустились ниже 20 млн человек, особого удивления не вызывают.
Если это действительно так, то население Украины с 2014 г. сократилось в два, а с обретения независимости в 1991 г. – в два с половиной раза. Столь резкого падения численности населения в современной истории ни одна страна еще не переживала.