Санкции Запада стали одной из главных причин возникших проблем в экономике Белоруссии. Усугубила ситуацию и развернувшаяся после начала специальной военной операции на Украине гибридная война ЕС и США против России – главного торгово-экономического партнера республики. В сложившейся ситуации Минску приходится не только проводить реструктуризацию своей внешней торговли, в том числе искать новые пути для экспорта, но и идти на некоторые шаги, которые вызывают неоднозначную реакцию партнеров. Подобная ситуация сегодня наблюдается в сфере транзита российской нефти по нефтепроводу «Дружба», который в прошлые годы приносил РБ неплохую прибыль.
Стоит напомнить, что нефтепровод «Дружба», который ранее являлся одним из главных путей транспортировки российской нефти в страны Евросоюза, идет из РФ до белорусского Мозыря, после чего разветвляется на две нитки. Северная идет в направлении Польши и Германии, а южная – через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию. В прошлые годы оба этих направления являлись довольно прибыльными для Белоруссии, так как позволяли получать доход от транзита, дополнительно обеспечивая местные нефтеперерабатывающие заводы дешевым сырьем. Однако после начала СВО страны Запада решили отказаться от энергозависимости от России, вследствие чего поставки по нефтепроводу в ЕС резко сократились.
При этом стоит отметить, что до настоящего времени, несмотря на десяток санкционных пакетов в отношении РФ, поставки трубопроводной нефти в Евросоюз все еще официально не запрещены. Несмотря на это, северная ветка, по которой ранее прокачивалось порядка 30 млн тонн в год, сегодня практически не функционирует из-за самостоятельного отказа Польши и Германии от российского сырья. Единственное, что ее наполняет, это небольшие партии нефти из Казахстана, о чем между Берлином и Астаной была заключена договоренность еще в прошлом году. Правда, объёмы поставок даже на бумаге выглядят небольшими (планировалось около 1,2 млн тонн в год), а на деле и вовсе выглядят мизерными. В частности, отправку казахстанской нефти в Германию планировалось начать в январе, однако первая партия прошла лишь в феврале – 20 тыс. тонн, затем в марте еще 20 тыс., в апреле – 50 тыс., а недавно сообщалось об отгрузке 100 тыс. тонн. Подобные объемы явно недостаточны, чтобы загрузить северную ветку, обслуживать которую белорусскому предприятию «Гомельтранснефть Дружба» все равно нужно.
Ситуация с южным направлением выглядит более оптимистично, так как по нему нефть идет в Венгрию, которая не собирается отказываться от российского сырья. Однако и здесь есть свои проблемы: Чехия и Словакия уже заявляют, что планируют прекратить закупку нефти из РФ, а их позицию всячески поддерживают чиновники в ЕС. Поэтому вряд ли можно сомневаться, что и южная ветка «Дружбы» в обозримом будущем может значительно опустеть, что также скажется на доходах Белоруссии.
В сложившихся обстоятельствах перед Минском встал серьезный вопрос: что делать, чтобы снизить расходы и сохранить доходную часть от транзита российской нефти по территории республики хотя бы на минимальном уровне. И решение было найдено – резко повысить тарифы на прокачку черного золота по обеим веткам нефтепровода. Об этом стало известно еще в конце весны, однако подробности были раскрыты только в июне.
В частности, стало известно, что «в условиях снижения транзитной транспортировки через территорию Белоруссии» в «Гомельтранснефть Дружба» предложили российской «Транснефти» повысить тарифы на транзитную транспортировку нефти через территорию республики почти на 84%. В частности, в направлении Польши и Германии планируется поднять с 0,91 до 1,67 $ за 100 т/км (на 83,5%), а в направлении Украины – с 1,14 до 2,09 $ за 100 т/км (на 83,3%). При этом подчеркивалось, что «предлагаемые тарифы белорусским оператором на транзитную транспортировку нефти через территорию Белоруссии конкурентоспособны» и ниже тех, что были установлены Украиной и Казахстаном. Так, «Укртранснафта» с 1 января 2023 года увеличила тариф на транзит в направлении Венгрии и Словакии с 3,5 до 4,3 $ за 100 т/км и объявила о еще одном двухэтапном повышении: с 1 июня – до 5,4 $ за 100 т/км, а с 1 августа – до 6,6 $ за 100 т/км. В свою очередь, казахстанский «Казтрансойл» принял решение об увеличении с 1 июля тарифа за услугу по перекачке нефти по магистральным нефтепроводам в целях экспорта с 1,97 до 2,27 $ за 100 т/км.
Главной причиной своего решения в Минске назвали резкое снижение транзита по нефтепроводу. По данным белорусской стороны, только за первые три месяца грузооборот по транзитным направлениям оказался на 38,6% ниже уровня, заявленного «Транснефтью», а в направлении Польши и Германии – на 55,2%. В целом же в январе–марте прокачка по «Дружбе» упала в 4,7 раза, в том числе по северной ветке в 12,1 раза. По итогам года белорусская сторона и вовсе прогнозирует падение уровня транзита нефти на 45,9%, а в направлении Польши и Германии – на 71,2%.
Подобные изменения с учетом того, что Белоруссия уже в феврале подняла тарифы на 9%, вызвали определенное недоумение в «Транснефти». Сначала в кулуарах XXVI Петербургского международного экономического форума министр энергетики РФ Николай Шульгинов заявил, что Россию не устраивает предложенное Минском повышение тарифа и «требуется дальнейшее обсуждение и определение экономически обоснованного тарифа». Затем 19 июня «Транснефть» и вовсе ответила белорусской стороне отказом. В российской компании заявили, что размер тарифов должен определяться в соответствии с установленной методикой, а Минск уже согласовал повышение с 1 февраля. При этом в «Транснефти» напомнили, что ранее сообщали о готовности рассмотреть внеплановое изменение тарифов, если «условия работы белорусской компании существенно повлияли на ее производственные и финансовые показатели», и она пришлет финансовый отчет за I квартал текущего года, а также фактические объемы прокачки и планы транспортировки на 2023 год.
Позже в «Траннефти» сообщили, что в полученных от «Гомельтранснефть Дружба» документах «фактически отсутствует финансовая и бухгалтерская отчетность за I квартал 2023 года, подтверждающая возникновение убытков по транзиту нефти российского происхождения через территорию Белоруссии». Более того, в российской компании посчитали, что доходов белорусской стороны от транзита нефти РФ по южной ветке достаточно для безубыточной деятельности в этом направлении, а сам тариф прокачки уже на 25,2% выше, чем по северной. Последнее, по мнению российский нефтяников, является «перекрестным субсидированием» расходов. Примечательно в данном случае то, что в России решили привлечь для обсуждения новых тарифов и Астану, так как именно казахстанская нефть прокачивается сегодня в северном направлении. В итоге «Транснефть» не согласовала белорусское предложение и заявила, что «размер тарифов должен быть определен в рамках установленной методики».
Необходимо заметить, что, по мнению аналитиков, нынешние предложения Белоруссии с учетом резкого падения прокачки по северной ветке вполне логичны. Фактически Минск оказался перед выбором: или в несколько раз поднять тариф только по северной ветке, или увеличить его на обоих направлениях, но умеренно. При этом в первом случае негативные последствия для Белоруссии могут быть более существенными. В первую очередь это связано с тем, что сегодня по северной ветке идет только казахстанская нефть и резкое повышение тарифов может стать абсолютно невыгодным Астане, которая в ответ способна перебросить объемы своего экспорта с «Дружбы» в порт Усть-Луги. Тем более что уже сегодня поставки нефти в ЕС по нефтепроводу для Казахстана довольно дорогие: в апреле сообщалось, что перекачка одной тонны нефти в направлении ФРГ обходится казахстанским импортерам в $29. В случае отказа Казахстана использовать «Дружбу» из-за высоких тарифов северную ветку Белоруссии придется обслуживать за свой счет, что может поставить перед Минском вопрос о ее консервации со всеми вытекающими из этого последствиями.
В то же время при повышении тарифов для обеих веток, как сегодня предлагают в Минске, также есть определённые риски. Нефть, поступающая в Венгрию, Чехию и Словакию по южному направлению, может потерять определенную долю своей ценовой привлекательности в сравнении с альтернативными способами поставок. Особенно с учетом политической составляющей вопроса, когда Прага и Братислава намерены отказаться в обозримом будущем от нефти из РФ. Поэтому Белоруссия при чрезмерном повышении тарифов и здесь рискует потерять значительную часть транзита, что также негативно скажется на бюджете страны.
Более того, развитие подобных сценариев не устраивает и Москву, которая совершенно не хочет прекращения работы «Дружбы», надеясь на нормализацию ситуации в будущем. Конечно, у РФ есть морские порты и ведется диверсификация экспортных поставок на рынки Индии и Китая, однако о европейском направлении в РФ никто забывать не собирается. Правда, и платить Белоруссии больше того, что оговорено ранее, в России тоже никто не хочет. В Москве считают необоснованным желание Минска распределить издержки на всю нефтетранспортную составляющую «Дружбы», так как северная ветка не используется для транспортировки российской нефти. И, похоже, спор Белоруссии и России по этому вопросу еще только начинается.
Конечно, нынешняя ситуация вокруг транзита российской нефти через Белоруссию не является чем-то новым. Минск и Москва и ранее неоднократно спорили о тарифах и, как правило, находили консенсус. Однако стоит заметить, что в прошлые годы ситуация вокруг двух стран была совершенно иной, а повышение Минском тарифов тогда рассматривалось многими в РФ как попытка нажиться на дружественных отношениях. Сегодня же Белоруссия и Россия находятся практически в равных условиях, обусловленных западными санкциями, и любые споры, подобные сегодняшнему между «Транснефтью» и «Гомельтранснефть Дружба», играют только на руку врагам двух стран. Вряд ли в Минске и Москве этого не понимают, а это дает надежду, что нынешний спор не перерастёт в нечто большее, а будет решен в самое ближайшее время.