- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Сближение Узбекистана и Ирана демонстрирует независимость их курса

Несмотря на то, что Иран находится под экономическими санкциями, Узбекистан не боится строить с ним общие планы по наращиванию сотрудничества. Сторонам есть что предложить друг другу, лишь бы не мешали внешние игроки.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил первый за 20 лет государственный визит в Тегеран. Итогом стали десять подписанных документов в сфере торговли, логистики, медицины, сельского хозяйства, экономики и страхования.

Эксперт из Узбекистана директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиёр Эргашев в интервью «Ритму Евразии» рассказал, что сейчас страны переживают этап роста в двухсторонних отношениях.

– Почему президент Узбекистана так долго не посещал географически близкий Иран?

– Взаимоотношения между Ираном и Узбекистаном после 1991 года пережили несколько периодов спадов и подъемов. Были свои сложности, связанные прежде всего с тем, что трудно было выстраивать серьезные экономические отношения из-за нахождения Ирана под западными санкциями. И, конечно же, были определенные, особенно в 90-е годы прошлого века, сложности, связанные с особенностями политической и идеологической систем Ирана. Узбекистан же всегда позиционировал себя как светское государство.

Эти проблемы серьезно осложняли динамику политического и экономического взаимодействия между нашими странами на предыдущем этапе. Сейчас же Узбекистан в рамках своей политики экспортно ориентированного развития и формирования открытой экономики решил активизировать сотрудничество на южном направлении. На это накладывается и то, что президент Ирана Ибрахим Раиси выдвинул концепцию «Дорога на Восток», которая предполагает активизацию взаимодействия со странами Центральной Азии, Афганистаном и Пакистаном.

Вот это двухстороннее движение навстречу в рамках новой политики руководителей двух стран и создает основу для того, что мы сейчас и наблюдаем – активизацию взаимодействия Узбекистана с Ираном по политическим, экономическим, научно-образовательным, гуманитарным и другим вопросам. Начинается новый этап сотрудничества.

– Глава Ирана в ходе переговоров сказал, что его страна может легко дать Узбекистану выход к морю. Но разве сейчас в этом вопросе для Ташкента есть трудности?

– Сейчас к сожалению, Узбекистан в южном направлении ограничен возможностями выхода в Индийский океан только через иранский порт Бендер-Аббас. Порт расположен на побережье Персидского залива, у него есть ограничения, связанные с высокими страховыми платежами, особенностями прохода судов через горловину Ормуздского пролива.

Еще в далеком 1996 году было открыто железнодорожное сообщение между Туркменистаном и Ираном (пограничный переход «Тенджен – Серахс»), но этих мощностей на сегодняшний день уже не хватает, и требуется их модернизация.

Ибрахим Раиси имеет в виду то, что Иран сейчас активно развивает свой открытый морской порт Чобахар на побережье Аравийского моря. Он находится за пределами Ормузского пролива, поэтому торговля через Чобахар просто удобнее с точки зрения логистики. Там, помимо морских портовых терминалов, создается свободная экономическая зона и разрабатываются новые пакеты преференций для инвесторов.

Узбекистану, как и другим странам Центральной Азии, Иран предлагает воспользоваться именно этим портом для увеличения объёмов экспорта и импорта в направлении перспективных рынков Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Африки через Индийский океан.

– Говорилось также о сотрудничестве в научно-технической и других сферах. В чем конкретно идет речь?

– Несмотря на сорокалетние санкции против Ирана, он смог осуществить серьезный рывок в развитии промышленности, науки (прежде всего – фундаментальной), медицины, фармацевтики, ракетостроения, оборонно-промышленного комплекса. В целом Иран смог реализовать успешную стратегию промышленного развития и осуществить индустриально-инновационный рывок.

Поэтому Тегерану есть что предложить Ташкенту. Например, в сфере развития альтернативной энергетики иранцы наладили ветроэнергетику, причем большая часть оборудования для неё в основном производится в самой стране. У Ирана есть успешный опыт реализации крупных проектов в сфере автомобилестроения. Там производят всё, начиная от мотоциклов и легковых авто и заканчивая грузовиками и автобусами.

Узбекистану интересны также будут технологии по переработки сельхозпродукции, в частности шафрана, плантации которого активно у нас развиваются. Огромный иранский опыт по сбору и переработки шафрана очень интересен для Узбекистана.

Таким образом у Ирана есть много наработок и технологий, которыми страна могла бы поделиться.

– Стороны поставили цель удвоить объем торговли с нынешних 435 млн долларов, а в будущем и вовсе увеличить его до 3 млрд. За счет чего может быть такой рост?

– Я уже отметил, что есть целый ряд отраслей, по которым у Узбекистана и Ирана есть возможность нарастить торговлю. Это продовольствие, промышленное оборудование, фармацевтика. Есть реальные проекты, которые можно реализовать уже в ближайшее время. Сейчас, например, ожидается большая выставка иранской продукции в Узбекистане, и это опять же возможность для того, чтобы бизнесмены двух стран нашли друг друга, обсудили возможности сотрудничества.

Конечно, на этом пути есть определенные проблемы из-за того, что Иран до сих пор находится под санкциями, но, как мне представляется, бизнес двух стран сможет найти форматы и механизмы, по которым можно работать и увеличивать объемы сотрудничества.

– Какие еще достигнутые соглашения важны для обеих стран?

– Очень важным документом является договор о сотрудничестве между государственными агентствами, которые обеспечивают техническое регулирование. Интересен также Меморандум о развитии сотрудничества в сфере создания свободных экономических зон (в частности, Узбекистану важна такая площадка в Чобахаре). Он важен с точки зрения возможностей создания инструментов для развития совместной торговли и открытия совместных производств.

– Стороны не могли не упомянуть о санкциях. Может ли идущая в мире санкционная война как-то затронуть намечающейся рост сотрудничества Ташкента и Тегерана?

– Жесткая конфронтация, которая идет сейчас между западным блоком стран и блоком, который возглавляют Китай и Россия, и вызванная этим санкционная война не могут не затрагивать в какой-то мере и третьи страны. Но, как мне представляется, если Ташкент решил идти на расширение сотрудничества, хорошо зная, что Иран давно находится под санкциями, это показывает, что потенциальные риски были оценены, и выгода от развития торгово-экономических и транспортно-коммуникационных связей перевешивает возможные риски.

Я думаю, это осознанная позиция, которая позволит Узбекистану самостоятельно определять партнеров, исходя из своих национальных интересов. Жизнь в условиях усиления санкций – это будущее всех стран мира, и мы тут не исключение.

– Какие иные трудности могут встать на пути развития сотрудничества между Ираном и Узбекистаном?

– В принципе реальная угроза, которую нельзя исключать, проистекает из того, что самостоятельная политика Тегерана, вызывающая бешенство у стран западного блока и Израиля, может привести к военным последствиям, атакам на Иран. Я имею в виду ядерную программу Ирана. В этом случае могут возникнуть проблемы для развития сотрудничества.

В целом же Иран и Узбекистан всегда жили в достаточно жестких условиях, всегда были неблагоприятные факторы. Но страны с ними справлялись. Сейчас главное – не допустить прямых военных действий против Ирана, чтобы страна продолжала мирно жить и развиваться.

– Как иные страны, имеющие интересы в Центральной Азии, будут реагировать на сильное укрепление связей между Ташкентом и Тегераном?

– У каждой внерегиональной державы есть свои интересы в Центральной Азии, которая является пространством, где сталкиваются интересы Запада во главе с Вашингтоном, а также России и Китая, с другой стороны. Кроме того, регион граничит с такой крупной державой, как Пакистан, у которого тоже есть свои интересы, свои проекты (особенно транспортно-коммуникационные). Примем во внимание еще и присутствие Турции, которая активизировалась в последние годы в ЦА и вокруг которой выстраивается Организация тюркских государств.

Поэтому легко и просто в регионе не будет, у многих есть разные интересы, которые сталкиваются. Но это только усиливает желание центральноазиатских стран быть более самостоятельными и суверенными, искать общерегиональную платформу сотрудничества, чтобы противостоять давлению тех или иных внерегиональных игроков.

Если кому-то не нравятся тенденции усиления сотрудничества между Ираном и Узбекистаном, это не наши проблемы, а проблемы тех стран, у которых есть такие «озабоченности». Мы реализуем политику на новом этапе в виде углубления сотрудничества со всеми партнерами, исходя из своих долгосрочных, стратегических национальных интересов.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1753
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика