- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Импортозамещение рыбной продукции в ЕАЭС серьезно пробуксовывает

Правительство и Минфин РФ на днях приняли решение о субсидировании железнодорожных перевозок рыбы и продуктов ее переработки, но избирательно – только в отношении минтая. Во всяком случае, в текущем году. Такая ситуация, во-первых, наверняка приведет к дальнейшему удорожанию большей части рыбного ассортимента в ЕАЭС, а во-вторых, она очень схожа с периодическими проблемами по обеспечению Союза сахаром, зерновыми, продуктами птицеводства.

К тому же, по оценкам ЕЭК, за счет общесоюзного производства рыбной продукции – свежей, замороженной, консервированной – внутренний спрос в Союзе к настоящему времени обеспечивается самое большее на 60%.  

На рынке этой продукции в Союзе доминирует Россия: в среднегодовом измерении это свыше 65% объемов производства, не менее 70% объемов совокупного рыбоимпорта других стран ЕАЭС. Основной российский рыбопоток в страны-партнёры по Союзу поступает из Дальневосточного региона (до 40%) и Северо-Западного региона (примерно 35%). Кстати, преобладающую часть промысла минтая обеспечивает дальневосточная акватория.

Минимальные расстояния железнодорожных перевозок рыбопродуктов в РФ – 700-1300 км, максимальные достигают 1600 км и более. А перевозочные тарифы, образно говоря, медленно, но верно повышаются и отнюдь не первый год. Потому неудивительно, что транспортная составляющая в конечной розничной цене российской рыбопродукции превышает 30%, а иногда достигает почти 45%. Хотя в других странах ЕАЭС наибольшая планка этого показателя пока не выше 25% (по внутренним рыбоперевозкам).

Соответственно, розничные цены примерно на 70% рыбного ассортимента в ЕАЭС за 2022 г. – первый квартал 2023 г., по имеющимся оценкам, увеличились на 15-20%, в том числе в РФ – на 25-30%.

Уже только эти параметры предопределяют значимость не только государственного, с российской стороны, но и межгосударственного – в рамках ЕАЭС – субсидирования данных перевозок. Разумеется, не только «минтаевых».      

Как отмечает Илья Шестаков, глава «Росрыболовства» при Минсельхозе РФ, его структура недавно выходила с предложениями «по включению в программу субсидирования перевозок и прочих видов водных биоресурсов – главным образом, лососевой продукции. Пока мы не были поддержаны».   Впрочем, И. Шестаков не решается критиковать решение, принятое только по минтаю, и даже его оправдывая: «Если мы распространим субсидии (перевозочные. – Ред.) еще на большие виды рыборесурсов, тогда основного вида, на котором мы сосредоточились, минтая, сможем перевезти в меньшем объеме». Имеется в виду растущее с начала 2020-х внутреннее потребление минтая ввиду максимального удорожания других видов рыбопродукции.

Точка зрения Геннадия Зверева, президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, более последовательная: «Если бы программа госсубсидирования перевозок была расширена с нынешних около 1 млрд руб. хотя бы до 2-2,5 млрд руб., это позволило бы увеличить объем перевозок рыбопродукции из Дальнего Востока в Европейскую часть страны (и в близлежащие Белоруссию, Калининградскую область РФ. – Ред.) на 200-250 тыс. тонн». Соответственно, госсубсидирование железнодорожной перевозки рыбы в РФ, «которое пока распространяется только на минтай, важно распространить, например, на сельдь и горбушу, пользующиеся сравнительно высоким спросом».

Косвенно иллюстрирует дороговизну поставок рыбопродукции с Дальнего Востока РФ в Белоруссию заявление губернатора Приморья Олега Кожемяко на встрече в Минске 6 июня с. г. с белорусским вице-премьером Леонидом Зайцем: «В прошлом году мы экспортировали в Белоруссию тысячу тонн рыбной продукции. Поставляем минтай, сельдь, кальмары, консервы. Объемы пока незначительные».

Отсутствие же субсидий на перевозки почти всех видов рыбопродукции обусловлено и тем, что в общем объеме вылова и в совокупном объеме переработки рыбосырья в Приморье и Северо-Западном регионе РФ доля инвалютного экспорта оттуда в дальнее зарубежье к настоящему времени превышает 60%. Причем данная продукция поныне экспортируется из тех же регионов и в страны Евросоюза. Увы, инвалютный экспорт намного выгоднее поставок на внутрироссийский рынок или в другие страны ЕАЭС. Поэтому чиновники рассуждают просто: зачем субсидировать излишне дальние перевозки рыбы, да еще реализуемой не за инвалюту?

В целом максимальное самообеспечение в ЕАЭС по рыбной продукции пока остается проблематичным. В отчете Евразийской экономической комиссии «Направления, по которым целесообразно реализовывать в государствах-членах ЕАЭС проекты ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения» (2022 г.) отмечено: «Является актуальным вопрос повышения обеспеченности потребностей населения широким ассортиментом преимущественно живой и свежей рыбной продукции на основе межгосударственного взаимодействия, инновационного развития отрасли и рационального использования водных биоресурсов».

Формулировка, в общем-то, стандартная. Что же касается основных причин актуальности данного вопроса, это дефицит собственного рыбопосадочного материала и комбикормов для отдельных видов и возрастных групп рыбы. И, как следствие, «необходимость импорта этих видов кормопродукции в значительных объёмах». Поскольку в странах ЕАЭС «лишь единичные организации по производству комбикормов способны выпускать продукцию для лососевых рыб», причем импортные поставки обеспечивают «почти полную потребность в кормах для форелеводства».

Уточним, что с 2022 г. это поставки из КНР, некоторых стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки, не участвующих в антироссийских и антибелорусских санкциях автономных от Дании Фарерских островов. Пока сохраняются поставки тех же кормопродуктов из Норвегии, Нидерландов и Дании, включая их реэкспорт в РФ и Белоруссию через Армению, Грузию, Казахстан, Турцию, Фареры.

Характерно и то, что ЕЭК продлила на 2023 год пониженную 3%-ную  пошлину, действующую с начала 2020-х, на импорт ряда видов кормов для лососевых (прежняя ставка 5%). И еще с 2019 по 2024 г. включительно в ЕАЭС действует нулевая импортная пошлина на молодь/мальков лососевых.

Словом, необходимость субсидирования перевозок разнообразной рыбной продукции и в России, и из РФ в другие страны ЕАЭС не вызывает сомнений. Но очевидно, что этот вопрос решаем лишь при межгосударственном стимулировании комплексного импортозамещения в рыбной отрасли.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2581
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика