На прошлой неделе делегация нескольких африканских стран посетила Украину и Россию с собственными инициативами по урегулированию конфликта.
Надо отметить, что делегация вышла вполне представительная, в нее вошли президенты: ЮАР – Сирил Рамафоса, Сенегала – Маки Салль, Коморских Островов – Отман Газали и Замбии – Хакаинде Хичилема, премьер-министр Египта Мустафа Мадбули, а также специальные представители президентов Республики Конго и Уганды Флоран Нсиба и Рухакана Ругунда. Иными словами, были представлены почти все регионы континента, который сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся и чей голос в мире звучит все громче. И что важно, все представители выражали консолидированную позицию.
Переговоры в Москве с российским президентом состоялись 17 июня и продлились три часа. Африканцы привезли с собой собственный мирный план, который пока, правда, не зафиксирован на бумаге – его на словах озвучил президент ЮАР Сирил Рамофоса.
Данный план, по его словам, строится на 10 элементах, которые не должны вступать в конкуренцию с идеями других игроков. Это необходимость урегулирования конфликта мирным путем и деэскалация ситуации с обеих сторон, скорейшее начало переговоров, обеспечение суверенности государств и народов в соответствии с уставом ООН, гарантии безопасности для всех стран, а также исполнение зерновой сделки, гуманитарная поддержка пострадавших, обмен пленными и возвращение детей, «послевоенное восстановление», более тесное сотрудничество с африканскими странами.
«Мы уважаем ваши (России и Украины – Ред.) позиции. Кроме того, мы верим, что есть и общность позиций, которую можно сформировать, и эта общность может повлечь за собой мир», – заявил Рамафоса.
«Мы ищем именно мир. Мы бы хотели постараться послужить посредниками в достижении мира между Россией и Украиной в рамках этого конфликта», – добавил он, подчеркнув, что представители африканской инициативы хотели бы выслушать позицию президента России, как накануне выслушали позицию президента Украины Владимира Зеленского.
«Он обозначил нам ряд вопросов, и мы ответили ему, что проведем встречу с вами и на этой встрече также выслушаем вашу точку зрения по этой войне», – сказал Рамафоза.
В свою очередь, президент Сенегала Макси Сал заявил, что соблюдение устава ООН является условием для диалога РФ и Украины. «Я убежден, что Россия, которая является основателем этой организации, а также постоянным членом Совбеза ООН, также соблюдает этот устав», – подчеркнул он.
Апеллировать к Уставу ООН сегодня, когда он уже множество раз нарушался странами коллективного Запада без каких-либо последствий для нарушителей, – это как выступать за все хорошее против всего плохого, не предлагая при этом никаких механизмов реализации.
Что касается непосредственно мирного плана, он даже еще не оформлен на бумаге. И не факт, что вообще будет. По сути, он мало чем отличается от ранее предложенных китайского и бразильского планов. Взять тот же китайский. План хороший, красиво написан, но сразу содержит в себе массу противоречий, таких как уважение территориальной целостности Украины и право на обеспечение безопасности России. Как это можно совместить, учитывая новую реальность, когда уже четыре региона Украины (не считая Крыма, смену юрисдикции которого Пекин так и не признал) присоединились к России и очевидно, что процесс только начат, непонятно совершенно. Никаких пояснений на этот счет план Си не содержит. Что касается прекращения огня и переговоров, то мы это восемь лет в Минске уже видели. Где гарантии обеспечения процесса? Кто может их дать? Никто!
То же самое у африканцев. Какие гарантии безопасности «для всех», если Запад наши инициативы в начале прошлого года просто растоптал и рассмеялся нам в лицо? О каком суверенитете Украины речь, если «нейтральная и суверенная» Украина существовала больше трех десятков лет и на наших глазах превращалась в антироссийский форпост. Уже даже ранее благожелательно относившиеся к украинской независимости политики и эксперты признают, что независимая Украина как буфер или мост между Востоком и Западом невозможна, она может быть или частью России, или анти-Россией. Какие переговоры, если Зеленский законодательно сам себе их запретил вести, если весь Запад неустанно твердит, что переговоры могут быть только после поражения России?
В то время как лидеры государства и их представители вынуждены обходиться общими заявлениями о том, что «Россия высоко ценит попытки других стран внести свою лепту в урегулирование украинского конфликта и готова рассматривать все мирные инициативы» (Дмитрий Песков), политики рангом пониже, тем более хорошо знакомые с ситуацией на месте, говорят более конкретно и откровенно: мирная инициатива африканских стран, так же как и другие иностранные планы по урегулированию конфликта на Украине, не отвечает интересам России в полной мере (это мягко сказано из необходимости соблюдения политеса), поскольку невозможно остановить спецоперацию до тех пор, пока не будет полной денацификации и демилитаризации украинской территории (Денис Пушилин).
Африканские лидеры всего этого могут и не понимать, им простительно. К тому же едва ли они всерьез рассчитывают на реализацию своего плана, как и до этого лидеры Бразилии и Китая. Ведь тут важнее всего громко заявить: у меня есть мирный план. И пусть он будет изначально нереализуем – это план мира, а не войны, которой требует Запад, – он даже читать какие-либо мирные планы не будет, если в них речь не идет о мире на условиях Украины, т. е. на условиях Запада. В наше время какой-либо стране выступать за мир, а не за войну до «стратегического поражения России» – это уже показатель суверенитета и политической субъектности. А писать собственные мирные планы и озвучивать их – это показатель влиятельности и веса в международной политике.
Что остается делать России? Безусловно, хвалить партнеров за инициативу, подчеркивая, что это укрепляет наши двухсторонние отношения и наш общий авторитет, если говорить, в частности, о таких объединениях, как БРИКС. То, что эти инициативы есть, это и вправду хорошо. Победу на Украине (а только так с точки зрения национальных интересов России может закончиться конфликт) они не приближают, но разрушают созданный Западом миф о том, что весь мир на его стороне, и это – серьезный козырь в информационной войне.
Кроме того, ситуация складывается так, что в невозможности установления мира сейчас виноватыми оказываемся не мы. Не мы отвергаем мирные планы наших партнеров, а в первую очередь Украина и Запад. И это прекрасно: нам меньше нужно думать, как объяснить им, что их инициативы нереализуемы. Проблема не в России, а в Украине.
И в подтверждение этого Владимир Путин демонстрирует африканским лидерам проект договора, который был парафирован сторонами в Стамбуле прошлой весной, но был отвергнут в итоге Киевом после наших «жестов доброй воли» с выводом войск из Киевской, Черниговской и Сумской областей.
Надо отметить, что этот договор для Киева был идеальным в том плане, что территориальные потери тогда еще были минимальными, сохранялась государственность, не было даже требований смены власти, напротив, гарантировалась безопасность при условии соблюдения нейтралитета.
Совершенно понятно, почему этот договор не показали тогда – он был бы воспринят российской общественностью как предательство. Он и сейчас многими так воспринимается. Но ведь он в итоге не был принят. И не был принят по вине Украины, о чем африканские лидеры должны знать.
«Украина выбросила его на свалку истории», – заявил В. Путин. Впрочем, африканские политики и сами успели почувствовать нежелание украинской стороны идти на какие-либо компромиссы. Накануне в Киеве Зеленский фактически отверг африканскую мирную инициативу.
«Очевидно, что (...) вывод всех их [российских войск] с территории Украины – это то, что способно остановить эту войну. Украине и миру не нужны ни замороженные конфликты, ни тлеющие войны», – заявил он.
Украинский лидер пытался навязать гостям свое представление ситуации, используя старые и уже опровергнутые историей нарративы типа «Россия долго пыталась обмануть всех с Минском», подводил их к тому, что будет так, как хочет он, или никак.
«Зеленский явно уже считает себя обладающим западной «крышей», а потому говорит с африканцами весьма по-хамски: никаких дорожных карт, никаких переговоров, в конфликте есть только одна правильная позиция и лучше ее принять по-хорошему», – написал в своем ТГ-канале сенатор Константин Косачев.
Кроме того, украинская сторона устроила откровенное шоу с якобы обстрелами Киева российскими военными, что ставило бы под угрозу безопасность наших африканских друзей. Однако, как заявил представитель президента ЮАР Винсент Магвенья, члены миссии не слышали взрывов или сирен в Киеве, несмотря на объявленную воздушную тревогу и сообщения западных и украинских СМИ о взрывах в городе. Иначе говоря, провокация не удалась.
Еще более грубой провокации подверглись представители ЮАР в Польше, где был задержан самолет службы безопасности южноафриканского президента, которую не пустили вместе с ним в Киев и Москву, подвергнув откровенно расистским издевательствам. Что это было: обычный бытовой расизм или желание отомстить стране, которая слишком сблизилась с Россией и является хозяйкой саммита БРИКС, подать ей сигналы о необходимости дистанцироваться от Москвы, определенно сказать трудно. Но в ЮАР, полагаю, прекрасно поняли, что Запад, как и Киев, не хочет никакого урегулирования на Украине.
Как заявил еще до поездки официальный представитель дипломатической службы Евросоюза Петер Стано, Брюссель не поддержит инициативу стран Африки по Украине, если она предполагает заморозку конфликта, ЕС выскажется в поддержку конструктивных предложений к миру, который «восстановит права украинцев, их суверенитет и территории».
Если кто-то не понял тогда, думаю, понял по итогам поездки. И весь мир это увидел. Так что поездку представителей Черного континента можно считать вполне результативной для России, несмотря на то что добиться каких-то подвижек не удалось. Да на это и трудно было рассчитывать.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_____________________________
Фото: http://www.kremlin.ru