Экономика Таджикистана в 2022 г. показала наиболее высокий рост среди стран СНГ – 8%. Объем BBП превысил 11 млрд долларов США, гордо отметил министр промышленности и новых технологий Шерали Кабир. Рост ВВП республики достигнет 7,5% как в 2023, так и 2024 г. благодаря относительно низкой инфляции, спросу России на рабочую силу из Таджикистана, открытию границ и развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, говорится в последнем прогнозе Европейского банка реконструкции и развития (EBRD). Рост ВВП страны в текущем году составит 6,5%, прогнозируют авторы Макроэкономического прогноза Евразийского банка развития (ЕАБР). Эксперты Всемирного банка и Международного валютного фонда более сдержанны, но тем не менее также весьма оптимистичны, говоря об ожидаемом росте таджикистанской экономики в пределах 5%.
На первый взгляд, картина получается весьма привлекательной: стабильная развивающаяся экономика республики просто обречена стать одним из центров внимания зарубежных инвесторов, готовых диверсифицировать направления своих денежных вложений. Ещё год-два и Таджикистан превратится в центральноазиатский Сингапур.
Все меняется, если взглянуть на ситуацию под другим углом. Под тем самым, который неминуемо становится актуальным для жертв маркетингового лозунга «бери сейчас, плати потом». Как и чем планирует расплачиваться с щедрыми кредиторами страна, чей ВВП почти наполовину состоит из денежных переводов от трудовых мигрантов, а рост экономики последних лет обусловлен ростом закредитованности и наращиванием товарооборота с соседями в связи с западными антироссийскими санкциями.
По данным официальной статистики, на начало 2023 г. сумма внешнего долга РТ составила 3,2 млрд долларов (около 30% ВВП страны). В числе главных кредиторов фигурируют китайский Эксимбанк, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Исламский и Европейский банки реконструкции и развития. Практически все значимые проекты в стране реализуются при участии зарубежных финансовых структур. Речь в данном случае идет о гидроэнергетике, электроэнергетике, водоснабжении, дорожно-транспортном строительстве, здравоохранении, сельском хозяйстве – всех критически значимых сферах, которые обеспечивает возможности роста национального ВВП на современном этапе. Развитие РТ фактически полностью поставлено в зависимость от благорасположения спонсоров, которые в любой момент могут перекрыть каналы финансирования ключевых отраслей экономики.
Отдельным направлением финансовой поддержки Таджикистана являются средства, предоставляемые европейскими и американскими организациями и фондами на поддержку НПО, пропагандирующими «либерализацию общественного сознания», продвижение псевдодемократических ценностей и правозащитной повестки, а также нацеленными на подрыв взаимного доверия между Таджикистаном, Россией и Китаем.
В случае если должник оказывается не в состоянии своевременно погасить долг и проценты по нему, перед ним встает необходимость поиска альтернативных источников финансирования. В случае с государствами-банкротами реальными становятся сценарии, предполагающие потерю территории, доступа к ресурсам, права собственности на объекты инфраструктуры, утрату суверенитета. В новейшей истории Таджикистана такие неприятные прецеденты уже имели место в 2011 г., когда Душанбе был вынужден передать Китаю свыше 1 тыс. кв. км спорных земель на Восточном Памире, а также предоставить право на разработку месторождений золота и угля «на 49 лет или до погашения задолженности».
Западных инвесторов крайне интересует территория страны, и дело не в том, что американские и европейские магнаты предпочитают берега озера Каракуль Лазурному берегу или пляжам Майями. В силу своего географического положения Таджикистан представляется идеальным местом для размещения региональных пунктов контроля воздушного и космического пространства, транспортных коридоров из КНР в Центральную Азию и Европу. Близость к Афганистану, где сохраняют активность остатки международных террористических организаций, превращает Таджикистан в глазах Вашингтона также в перспективную площадку для реализации силового сценария в противостоянии с Россией и КНР. На первом этапе речь пойдет о создании в стране американских военных баз и подрыве всей системы региональной безопасности. Затем же последуют попытки превратить Душанбе в поле боя прокси-войны России с коллективным Западом по украинскому сценарию.
Радушно предлагаемая Западом финансовая помощь – не только к экономическому закабалению наиболее перспективных отраслей экономики страны, но и ставит под угрозу безопасность самого Таджикистана и его соседей по региону. Навязываемые в обмен на обещания (именно обещания, а не конкретные проекты) поддержки в социальной сфере псевдолиберальные ценности несут не меньшую опасность для будущего страны.
Предлагаемая Западом псевдоправозащитная и ЛГБТ+ повестки фактически отменяют религиозные и традиционно-культурные основы общественного сознания таджикистанцев. Бездумно позарившись на соблазнительный «сыр», страна рискует заплатить дорогую цену, получив в итоге вечные долги, войну в собственном доме и далеко не почтенные парады извращенцев на улицах древнего Худжанда.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram