- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Грабли тарифно-инвестиционной карусели: проблемы ЖКХ Казахстана

Серьезные аварии, произошедшие зимой на ряде казахстанских ТЭЦ (в Экибастузе, Рудном, Риддере, Темиртау), обнажили критические проблемы в энергетике страны. И это понятно. При среднем сроке эксплуатации ТЭЦ в 61 год около 76% ТЭЦ отработали свыше 50 лет. В настоящее время доходы электростанций от реализации электрической и тепловой энергии в рамках утвержденных тарифов не покрывают расходы на проведение полноценного ремонта. Сумма недофинансирования оценивается почти в 90 млрд тенге.

Кроме того, как отметил в своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года президент К-Ж. Токаев, в республике изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. В частности, по информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), на сегодняшний день протяженность тепловых сетей в городах составляет 12,1 тыс. км, из них требует замены 6,7 тыс. км. При среднем износе в 55% в 80 городах с централизованным теплоснабжением этот показатель достигает 75-92%. Необходимый объем инвестиций оценивается в 2,2 трлн тенге.

Проблем в энергетике страны множество, а вот системных мер по кардинальным реформам в этой отрасли нет. По замыслу властей решить имеющиеся проблемы должна рассчитанная на 7 лет и преподносимая ими как панацея программа «Тариф в обмен на инвестиции». Ожидается, что ее реализация позволит реконструировать, модернизировать и расширить действующие активы энергопроизводящих организаций и тем самым повысить надежность работы энергосистемы.

Документ предусматривает увеличение тарифов на услуги энергоснабжающих организаций, которые начнут дорожать уже с 1 июля и к 2029 году вырастут в среднем на 40%. К примеру, в Алма-Ате заявленный рост тарифов с учетом всех составляющих составляет в сфере теплоснабжения 43%, передачи электрической энергии – 40%, водоснабжении и водоотведении – 44%. Таким образом в отрасль будет ежегодно привлекаться до 400 млрд тенге инвестиций.

В правительстве повышение тарифов обосновывают высокой изношенностью коммунального хозяйства, необходимостью увеличения зарплаты работников ЖКХ с целью сокращения текучести кадров в этой сфере. Но эту «партитуру» мы уже проходили. Все годы независимости тарифы, в которые были заложены средства на ремонт, только повышали. В итоге износ на электростанциях в среднем составляет 58%, а на ряде ТЭЦ – и 90%. Плюс к этому еще только инженерных сетей нужно отремонтировать в общей сложности 145 тыс. км!

Однако повышение оплаты на коммунальные услуги – это лишь способ залатать дыры, а вот обновить все хозяйство за счет населения не получится, поскольку, по экспертным оценкам, указанные меры позволят в среднем снижать износ за год всего … на один-два процента! И это понятно. Проводимая в рамках программы «тариф в обмен на инвестиции» очередная «корректировка» ценовых показателей не создает условий для притока необходимого объема инвестиций.

Напомним, что аналогичная программа «Тариф в обмен на инвестиции» уже действовала с 2009 по 2015 год, но, имея непрозрачный и коррупционный механизм, не оправдала ожиданий. А ведь на протяжении шести лет тариф был удвоен, что позволило инвестировать в отрасль свыше 1 трлн тенге средств потребителей. Но кто-нибудь занимался анализом эффективности инвестиций? Если такой анализ был, то где можно ознакомиться с его результатами? А если нет, то почему? Неудивительно, что в 2018 году после проведенных расследований Генеральная прокуратура заявила о полном провале программы.

Однако правительство не только не отчитывается за провалы, но и не попыталось внедрить механизмы жесткого контроля за целевым расходованием тарифных доходов. Пользуясь этим, ряд монополистов в одностороннем порядке повышает тарифы без каких-либо инвестиционных обязательств, а антимонопольные органы утверждают такие повышения. Так, в 2012 году Агентство по борьбе с экономической преступностью сообщило о неисполнении инвестиционных обязательств крупнейшими компаниями.

Например, АО «Экибастузская ГРЭС-2» не исполнила обязательства на сумму 1,5 млрд тенге, хотя эти деньги по инвесттарифу с населения и бизнеса были собраны. ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» направило полученные от инвесттарифа 2,2 млрд тенге не на расширение и реконструкцию активов, а выплатило их как дивиденды своим учредителям. Аналогично поступило и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС», выплатившее своим акционерам 2,7 млрд тенге.

Таким образом, программа «Тариф в обмен на инвестиции» позволила монополистам и олигархам получать сверхприбыль и выводить ее за рубеж. Отсутствие контроля за исполнением инвестиционных договоров ведет к национализации убытков и приватизации прибыли. Результат той программы плачевен: не прошло и десяти лет, как энергетике снова потребовались многомиллиардные инвестиции на обновление основных средств. Согласно семилетнему прогнозному балансу электрической энергии и мощности Министерства энергетики РК, к 2029 году дефицит электрической мощности превысит 3 ГВт. Сохранение ситуации может привести к дефициту мощности раньше прогнозируемого срока и в больших объёмах.

В настоящее время отсутствует возможность проведения масштабной реконструкции, модернизации и капитального ремонта основных активов энергетического комплекса. Действующие тарифы не позволят покрыть большую часть необходимых для этого затрат. Остаётся надеяться, что тарифы будут складываться не только за счет потребителей, но и госбюджета и средств самих монополистов. Ведь прибыль можно получать, снижая себестоимость производимой электроэнергии, тепла, воды. Но кто из поставщиков коммунальных услуг за прошедшие годы снизил себестоимость и за счёт чего? Сколько собственных средств было вложено владельцами по каждой станции и сетям? Таких данных не найти.

Рост тарифов при падающих доходах населения может привести к социальной напряжённости. Именно рост цен на сжиженный газ положил начало январским протестам прошлого года. Власти заверяют, что «необоснованного роста тарифов не будет, все заявки на изменение тарифов рассмотрят в соответствии с правилами их формирования», и утверждают, что реанимированная программа – это «принципиально новый подход, который предполагает не бездумное вливание денег коммунальщикам, а ответственное использование полученных инвестиций».

Тем не менее ни монополисты, ни надзорные органы не дают гарантий, что реанимированная программа «Тариф в обмен на инвестиции» сократит количество аварий на коммунальных сетях, улучшит инфраструктуру. Депутат Аскар Садыков полагает, что «инвестиций в модернизацию энергетики более чем достаточно, общество и государство и при нынешних тарифах платят в пять раз больше, чем ищет правительство. Эти деньги разворовываются и не доходят до предприятий энергетики, а выводятся фирмами-прокладками при странном попустительстве уполномоченных органов».

Прежде чем повышать тарифы, необходимо провести аудит состояния оборудования и расходования полученных средств, по его итогам передать факты нецелевого использования и хищений в правоохранительные органы. По оценкам специалистов, население и организации уже сегодня переплачивают за электроэнергию до 2 трлн тенге в год. Поэтому нужно в первую очередь навести порядок и утвердить прозрачность в многомиллиардных финансовых потоках в энергетике. Практика показывает, что проблема не только в тарифах, но и в управлении объектами, в менеджменте, в компетенции персонала. В существующей ситуации есть огромный риск снова наступить на те же грабли коррупции и безответственности.

Тарифы после проведенной модернизации вряд ли снизят. Нет и гарантий, что монополист, получив прибыль с высокого тарифа, действительно займется модернизацией. Катастрофы в Экибастузе и других городах продемонстрировали, что собственники предприятий ЖКХ, пользуясь бесконтрольностью, «рисуют» отчеты, на деле не выполняя требуемые мероприятия.

Потребителям вновь придется оплачивать повышенную стоимость за поставку некачественных услуг – грязную воду, холодные батареи, перебои с электроэнергией. Средства осядут в карманах чиновников и олигархов, а страна вновь услышит «плач Ярославны» об изношенности энергоактивов, отсутствии денег на ремонты, поскольку, мол, «потребители мало платят компаниям за коммунальные услуги». Всё пойдёт по новому кругу – тариф (конечно, справедливый) в обмен на инвестиции.

Казахстан, как уверяют власти, новый, а вот подходы к решению проблем остаются старые. Власти продолжают перекладывать все финансовые тяготы по модернизации и развитию отрасли на население, которое вынуждают из своего кармана оплачивать ошибки правительства и акиматов.

Несмотря на жесткую критику со стороны президента, на «манеже» – все те же. А с этими кадрами Новый Казахстан, предполагающий новые идеи, компетентность, инициативность, не построить. Яркий пример этого –очередной забег по граблям не оправдавшей себя тарифно-инвестиционной карусели.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1879
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика