Евразия богата на примеры весьма плодотворного сотрудничества географически неблизких стран. Среди них особый интерес представляет опыт Азербайджана и Белоруссии. Баку и Минск умудряются не только банально торговать, но и очень хорошо сотрудничать в военно-технической и других сферах.
При этом Белоруссия входит в ОДКБ вместе с Арменией, с которой Азербайджан находится в жёстком конфликте. Официальный Минск больше сотрудничает во всех сферах именно с Баку, а не с номинальным союзником по упомянутому военно-политическому союзу, ЕАЭС и другим интеграционным объединениям.
Белорусские поставки вооружений сыграли заметную роль в усилиях азербайджанской армии в недавней войне вокруг Нагорного Карабаха. При этом полную несостоятельность продемонстрировала Минская группа ОБСЕ, самим фактом существования которой белорусские политики очень гордились. На практике же, как справедливо отметил в феврале 2022 г. эксперт Станислав Тарасов, азербайджанский президент Ильхам Алиев указал на несостоятельность этой группы, а «премьер-министр Армении Никол Пашинян в своих противоречивых заявлениях открыто фактически глумился над МГ ОБСЕ».
Так или иначе, но по факту официальному Минску внести существенный вклад в урегулирование карабахского конфликта не удалось.
Азербайджанская и Белорусская СССР – детища национальной политики большевиков. В постсоветский период Минск и Баку установили дипломатические отношения не сразу – летом 1993 г. В 2006 г. были открыты посольства. Правовой основой двусторонних отношений долгое время был подписанный в мае 2007 г. договор о дружбе и сотрудничестве. К настоящему времени две республики наработали более 120 договоров о сотрудничестве в политической, экономической, гуманитарной и других сферах. МИД Азербайджана и Белоруссии констатировали «вывод двусторонних отношений на уровень стратегического партнёрства».
За этой громкой формулировкой должны скрываться как минимум впечатляющие показатели базиса пресловутой «надстройки». Но факт в том, что Белоруссия и Азербайджан имеют весьма скромный двусторонний товарооборот, не входя в пул основных торговых партнёров друг друга. Азербайджан поставляет в Белоруссию традиционно нефтепродукты, крепкий алкоголь, овощи, фрукты и орехи. В обратном направлении следуют товары машиностроения, деревообработки и пищепрома.
Динамика двусторонней торговли за 2012-2022 гг. демонстрирует стагнацию с резкими всплесками активности и нынешним регрессом. Товарооборот со скромных $223 млн в 2012 г. через два года вышел на показатель $327 млн и в 2016 г. вновь откатилась к $175 млн, а в 2017 г. – к $161 млн. С 2018 г. начинается резкий рост – $465 млн, в следующем году – спад до $308, в 2020 г. – рост до $447 млн и в 2021 г. – рекордные $885,5 млн.
Всплески торговых отношений предопределены двумя ключевыми «военными» факторами. Первый – былые торговые «нефтяные» войны Минска с Москвой, в ходе которых Александр Лукашенко пытался осуществить «диверсификацию» отношений с Россией, приказав переплачивать за импорт из третьих стран. Поэтому белорусские НПЗ вынужденно закупали не только азербайджанскую нефть, но и добытую в России – формально тоже «азербайджанскую», так как импорт шёл от SOCAR.
Второй фактор – поставки вооружений из Белоруссии в Азербайджан в канун Второй карабахской войны. Вклад Минска в милитаризацию Азербайджана отметили все стороны и наблюдатели. Впрочем, заработали на военных поставках многие: например, доля Израиля кратно больше белорусской, отметил в своём докладе специализированный Стокгольмский международный институт исследования проблем мира.
По данным института, Белоруссия поставляла в Азербайджан штурмовики, системы ПВО, танки, артиллерию и управляемые ракеты, включая гордость белорусского ВПК РСЗО «Полонез». Министерства обороны сотрудничают в оперативном планировании и боевой подготовке, военно-техническом сотрудничестве и по другим направлениям.
Знаковым стало назначение в 2020 г. послом Белоруссии в Азербайджане отправленного в отставку в том же году с поста председателя Совбеза генерала Андрея Равкова. Назначению предшествовал громкий политический скандал: 30 июля на экстренном собрании кандидатов в президенты Белоруссии (кроме А. Лукашенко) Равков заявил о заброске в Белоруссию группы «вагнеровцев» и подготовке Россией к заброске новой группы этой ЧВК. Параллельно государственные СМИ Белоруссии распространяли инсинуации о якобы возможном свержении Лукашенко заброшенными из РФ боевиками. С тех пор частью белорусского фольклора стал поиск заявленных Равковым якобы скрывающихся в местных лесах и болотах «вагнеровцах».
По итогам состоявшегося 15 мая с.г. 13-го заседания азербайджано-белорусской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству заявлено, «что активный политический диалог между президентами двух стран Ильхамом Алиевым и Александром Лукашенко обеспечивает высокую динамику всего спектра азербайджано-белорусского сотрудничества». Однако трудно назвать этот диалог активным, а динамику – высокой.
Межправкомиссия дежурно отметила 80 компаний, зарегистрированных белорусскими бизнесменами в Азербайджане. Об их эффективности чиновники тактично умолчали. «Отмечалось, что азербайджанские компании вносят заметный вклад в развитие экономики Беларуси», – говорилось в официальном пресс-релизе. В чём замечен этот вклад – также не пояснялось.
Факты говорят об обратном: азербайджанский бизнес незаметен в Белоруссии. На белорусских прилавках товары из Азербайджана являются экзотикой. Впрочем, белорусские товары не более популярны у азербайджанских потребителей и практически незаметны на фоне импорта из Турции, Евросоюза, России и Израиля.
За красивыми словами чиновников скрывается их низкая результативность. Визиты с оплаченными налогоплательщиками знаками взаимного уважения правомерно назвать «бюрократическим туризмом». При этом и А. Лукашенко, и И. Алиев периодически напоминают своим подчинённым о необходимости демонстрировать практическую пользу от поставленного на кон авторитета первых лиц.
Из последних инициатив азербайджанской бюрократии, явленных вышеупомянутой межправкомиссией, особо отмечено заявление вице-премьера Али Ахмедова о том, что «Азербайджан готов рассмотреть возможности транспортировки продукции белорусского производства в Турцию по железной дороге Баку–Тбилиси–Карс». Учитывая нынешнюю логистику и экспортную номенклатуру Белоруссии с потенциальным ценообразованием через нетривиальное транспортное плечо, заявление Ахмедова сопоставимо с полётом мысли незабвенного Остапа Бендера на тему Нью-Васюков.
Провальным является двустороннее гуманитарное сотрудничество. Участники межправсовета заслушали благодарность А. Ахмедова «за поддержку в проведении в Беларуси мероприятий по случаю 100-летия со дня рождения великого лидера Гейдара Алиева». Но есть нюанс: мероприятия эти остались «вещью в себе», незаметными для населения.
Любопытный факт: участие в заседании межправкомиссии принимал белорусский вице-премьер Игорь Петришенко. Чиновник с неоднозначной репутацией ранее был известен, например, по таким скандальным зарубежным вояжам, как вильнюсское перезахоронение польских мятежников 1863 г. Петришенко произнёс тогда пафосную речь, изображая польских террористов-русофобов как образец для современников. Семена проросли: сегодня в составе ВСУ воюет сформированный из белорусских националистов «полк Калиновского».
Азербайджан и Белоруссия обладают потенциалом развития двусторонних отношений. Реализация его сталкивается с трудностями преимущественно субъективного характера.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram