- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

«Пилсудские» концлагеря: кровавый след без срока давности

Внешнеполитическая и пропагандистская наглость Варшавы в отношении России нарастает чуть ли не еженедельно. При том что в Польше - причем с конца 1950-х - предпочитают замалчивать геноцид в отношении десятков тысяч советских военнопленных, оказавшихся в «пилсудских» концлагерях, расположенных в разных регионах довоенной Польши. Не пора ли предъявить счёт за эти деяния?

Вполне можно согласиться с мнением главы Госдумы РФ Вячеслава Володина, призвавшего юридически и политически открыть завесу по этому вопросу. А именно: «Следственный комитет и Генпрокуратура России должны провести расследование обстоятельств гибели и истязаний военнопленных Красной армии на территории Польши в начале XX века. Такие преступления не имеют срока давности».

Спикер уточнил, что руководители Польши «исповедуют идеологию диктатора Пилсудского, в основе политики которого была ненависть к России». Что подтверждается, по словам В. Володина, и тем, что в 1919 – начале 20-х гг. «30 тыс. бойцов и командиров Красной армии были расстреляны и замучены. Люди гибли также из-за постоянного голода, холода и болезней, польские лагеря для пленных были такие же, как нацистские».

Там же, то есть в шести концлагерях, содержались также военные бывшей Русской армии, не согласившиеся прислуживать захватническим планам тогдашнего диктатора Польши маршала Юзефа Пилсудского (пресловутая доктрина «Польша от моря до моря»), захваченные в плен западнобелорусские партизаны, литовские повстанцы, требовавшие возврата Литве Вильнюса (был оккупирован Польшей в 1919-м).

Свыше 70% всех находившихся в каждом из этих «объектов» составляли советские военнопленные. Самые крупные концлагеря располагались в Тухоле и Щиперно – соответственно северо-западнее Варшавы и невдалеке от Познани. Ненамного меньшими были концлагеря и схожие с ними «накопители» вблизи Брест-Литовска, Радзымина, Хелма, Стшалково.

«Лагерь-накопитель» для советских военнопленных и пленных воинов бывшей Российской империи под Радзымином, 1921 г.

Ничто не напоминает в послевоенной Польше об этих фабриках смерти. Скажем, в Тухоле на месте бывшего лагеря располагается цементный завод, построенный в 1970-е годы. Кладбище с братскими могилами советских военнопленных, по свидетельствам очевидцев, сохранилось, но могилы не ухожены, многие разрушаются, окрестности заваливаются грудами строительного мусора. Невдалеке сливаются всевозможные нечистоты. А в Щиперно сохранилась только одна братская могила советских военнопленных…

К слову, польские концлагеря были созданы примерно за 10 лет до появления таковых в Германии, и германские «эксперты» периодически посещали в середине 30-х означенные польские лагеря, изучая опыт уничтожения людей.

Останки захоронений русских/советских военнопленных в Тухолях

В СМИ постсоциалистической Польши периодически и весьма лаконично признают то, что творилось в тех лагерях. В 1994 г. в Gazeta Wyborcza (Варшава) со ссылкой на «пилсудские» документы было опубликовано сообщение о том, что польское военное руководство в 1920-1921 гг. отдавало приказы не брать красноармейцев в плен, расстреливать уже взятых, не оказывать помощь раненым и т.п. Но польские власти не сочли нужным опровергать или подтверждать эту информацию.

Nowa Polszcza (2000, N 9) отмечала, что на момент завершения военных действий, то есть «на 18 октября 1920 г. (де-факто они продолжались на ряде участков фронта до декабря 1920 г. – Ред.), на территории Польши находилось около 110 тыс. советских военнопленных. Эту цифру приводит Юзеф Пилсудский в своей книге «1920 год». Польская сторона была не в состоянии обеспечить санитарно-бытовые условия такому числу военнопленных. Поэтому положение лагерей, где находились советские военнопленные, было плохим, особенно в конце 1920 г. и первые месяцы 1921 г., что привело к новой вспышке эпидемий инфекционных заболеваний, от которых умерли многие пленные».

«Учитывая документальные данные, – говорилось далее, – в польском плену на протяжении трех лет (февраль 1919 - октябрь 1921 г.) скончалось 16-18 тыс. советских военнопленных: около 8 тыс. в лагере в Стшалкове, до 2 тыс. - в Тухоле и 6-8 тыс. в других лагерях». Но это не полные данные. Во-первых, имеется в виду официальная регистрация «убыли», которая нередко корректировалась в меньшую сторону. Во-вторых, многие погибшие там обозначались как «пропавшие без вести».

По данным российского историка И. Сухова, наркоматы обороны РСФСР-СССР сообщали в 1920-1922 гг. о 140 тысячах пропавших без вести, раненых, заболевших и погибших вне поля боя в новосозданной Польше. А по данным русских и белорусских эмигрантских источников 1920-1922 гг. (в частности, по сообщениям штабов 3-й Русской армии и Народно-добровольческой армии Белоруссии), в тогдашней Польше советских военнопленных и гражданских интернированных лиц России было в целом свыше 70 тысяч.

Ситуация с учетом резко усугубилась после того, как еще в 1919-м в Варшаве польскими шовинистами были зверски убиты почти все сотрудники миссии РСФСР по репатриации граждан России с тогдашних польских земель, возглавляемой С. Веселовским.

Российско-украинская делегация во главе с наркомом иностранных дел УССР Д. Мануильским, пытавшаяся выяснить в 1921-1923 гг. судьбу советских военнопленных и интернированных, в итоговом докладе отмечала, что они «рассматривались польскими властями как бесправные рабы... В некоторых лагерях пленных заставляли, под угрозой убийства, вместо лошадей возить собственные испражнения. Наказания... отличаются варварской жестокостью. Переговоры по этим вопросам разбивались о саботаж польской делегации...».

Первый и единственный советский сборник материалов о русофобской и антисоветской политике Польши в 1914-1922 гг. 

Об изуверском отношении к пленным красноармейцам сообщал и Александр Серафимович, русский и советский писатель, работавший в 1919-1921 гг. спецкором «Правды» и «Известий» на советско-польском фронте: «Чудовищные пытки и издевательства над нашими пленными вызывали ужас у рядового состава польской армии. Но ее офицеры чуть ли не в унисон приказывали «уничтожать любым способом ”красных собак”, русских ”оккупантов”». По данным А. Серафимовича, предложения советского командования о гуманном обращении с пленными и местными русскими жителями Варшавой игнорировались, «попытки же нашей стороны привлечь к посредничеству в этом вопросе Лигу Наций или соседей Польши оказались безуспешными - из-за обструкции белополяков». Уточним, что посредничество в этих вопросах в начале 20-х предлагали Литва и Чехословакия.

Бесчеловечные распоряжения тогдашних польских руководителей вызывали протесты даже у некоторых польских офицеров. Так, полковник Генштаба армии Польши И. Матушевский в докладной записке Пилсудскому (февраль 1922 года) писал: «...особенно «прославился» лагерь в Тухолях, который интернированные и пленные называют лагерем смерти, где погибло и пропало без вести около 22 тысяч красноармейцев».

По новейшим оценкам польских, германских, литовских и российских историков, из 120-130 тысяч советских интернированных и военнопленных в польской кампании 1919-1921 гг. вернулись в РСФСР 65-70 тысяч, перешли к белогвардейцам (в Польше, Германии, Румынии, Чехословакии, странах Прибалтики) не менее шести тысяч. На постоянное жительство в Польше и соседних европейских странах остались от двух до трех тысяч. А где же остальные? Стало быть, в тех польских лагерях погибли и пропали без вести минимум 40 тысяч?

* * *

Между прочим, в свое время был проект увековечивания памяти советских военнопленных 1919-21 гг. в Польше. По имеющейся информации, в 1951 г., согласно совместному решению И.В. Сталина и тогдашнего польского руководителя (в 1947-56 гг.) Б. Берута, не позже 1953 г. должен был быть создан памятник в Тухолях или вблизи восточнопольского Хелма. Но, по данным соратника Б. Берута главы нелегальной просталинской компартии Польши (1965-96 гг.) К. Мияля, проект был «негласно» упразднен уже в середине марта 1953 г., сразу после кончины советского вождя.

Столь длительному забвению трагических судеб наших сограждан способствовало и то, что решением Политбюро ЦК РКП(б) от 15 июня 1923 г. была утверждена общая линия в отношении Польши: добиваться экономического сближения путём заключения выгодного для Варшавы торгового договора с предоставлением ей таможенных льгот, а также ликвидации её финансовых претензий по мирному договору 1921 г. В частности, было решено выплатить задолженность (около 30%) по контрибуции Польше за военные действия на ее территории в 1920 г. и временно оставить в стороне вопросы с советскими военнопленными. Но с Варшавы не требовали контрибуции за оккупацию Киева, Минска, более половины территории центральной Украины и 70% территории Белоруссии в 1919 – начале 1920 г.: силы РСФСР были не такими, чтобы ставить какие-то условия Варшаве.

В дальнейшем тема антисоветского геноцида в Польше в начале-середине 1920-х не поднималась ни в Москве, ни в Варшаве. Ни слова о трагической судьбе пленных красноармейцев не было сказано в 4-часовом докладе «1000 лет Польши» (21 июля 1966 г.) в Варшаве руководителя ПНР Вл. Гомулки. Публичной оценки этого факта из Москвы не прозвучало.

Польский плакат 1951 года: «Польско-советская дружба – это стабильность, независимость, счастливое утро нашей Отчизны»

Способствовал ли авторитету СССР в социалистической Польше такой подход советского руководства к столь чувствительному для нашей страны вопросу? Едва ли.

Но Российская Федерация, правопреемница СССР, вправе официально адресовать соответствующие иски Варшаве. Преступления режима Пилсудского, которого в его русофобстве нынешние власти Польши, пожалуй, давно превзошли, действительно не имеют срока давности.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2963
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика