- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

«Мина» под национальную безопасность Кыргызстана?

За пределами Кыргызстана внимательно отслеживают деятельность госорганов, особенно МИД. И подчас даваемые там оценки вызывают серьезную обеспокоенность за безопасность страны.

Законом КР «О национальной безопасности» установлено, что национальная безопасность – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Также из буквы закона следует, что «угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Чаще всего угроза безопасности исходит от террористов, экстремистов и других криминальных и полукриминальных элементов. Но иногда чиновники своими действиями или бездействием создают условия и факторы, в неменьшей степени угрожающие безопасности.

Как говорится: первый раз – случайность, второй – совпадение, третий – закономерность.

Как подвести президента?

Президент Садыр Жапаров и председатель кабмина Акылбек Жапаров в течение 2022-2023 годов неоднократно заявляли о важности строительства Обводного Чуйского канала-2 (ОЧК-2), который поможет снизить потери воды из реки Чу, которые в настоящее время достигают 30%. Говорилось, что возведения объекта займет три-четыре года, а 50 млн. долл. США безвозмездно выделит Китай.

В мае нынешнего года ожидалось подписание соглашения о строительстве ОЧК-2. Однако этого не произошло. Предыстория этого события начинается в марте 2019 года. Тогда было объявлено, что Казахстан за свой счет займется строительством ОЧК-2. В июле 2022 года новые власти Кыргызстана заявили, что реализация проекта «Строительство второго обводного Чуйского канала (ОЧК-2)» будет выполняться при поддержке Китая на грантовой основе.

Однако еще в 2021 году Жээнбек Кулубаев, будучи завотделом внешней политики Администрации Президента КР, получил письмо от казахской стороны с просьбой разъяснить им ситуацию с ОЧК-2. По реке Чу проходит государственная граница Кыргызстана и Казахстана, и работы, согласно международному праву, нужно вести прозрачно. Но это письмо было задвинуто в дальний ящик уже министерского стола.

Получается, что господин Кулубаев скрыл от китайских дипломатов обеспокоенность Казахстана. А там не стали отмалчиваться и поделились своей обеспокоенностью с китайской стороной. Синологи знают, что Китай в своей внешней политике придерживается принципа «не навредить» отношениям стран-соседей. В данном случае Кыргызстана и Казахстана. Итогом такого отношения главного кыргызского дипломата стала отсрочка строительства ОЧК-2. Видимо, придется президенту С. Жапарову в очередной раз в «ручном» режиме исправлять ситуацию.

Скорее всего, президент КР и не знает, какую «услугу» ему оказал «китаист», экс-посол Кыргызстана в Китае и Казахстане.

Крах единства стран ЦА?

Ситуацию с ОЧК-2 еще можно исправить, но есть и неисправляемые ситуации. Например, в июле 2022 года на четвертой Консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии в Чолпон-Ате президенты Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Кыргызстана – Садыр Жапаров и Узбекистана – Шавкат Мирзиеев подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке.

Было заявлено, что Таджикистан и Туркменистан собираются присоединиться к договору после прохождения внутригосударственных процедур. На самом деле Таджикистан и Туркменистан имели замечания по некоторым терминам и пунктам договора. Например, Таджикистан возражал против слова «ненападение». С ними надо было вести переговоры. Однако кыргызские переговорщики заявили таджикским и туркменским дипломатам: «Мы и без вас подпишем».

Об этом случае осведомлены все участники четвертой Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии. Вполне очевидно, что об отношении министра Кулубаева к проработке главного, можно сказать, исторического для региона ЦА договора главы МИД других стран доложили своим президентам. И какое может быть после этого мнение о Кыргызстане?

Еще один нюанс, связанный со словом «ненападение» в договоре. В июле проходила встреча, а спустя полтора месяца таджикские военные и пограничники обстреляли кыргызские села в Баткене и Алае. Готовились? Может быть. Но МИД КР упустил возможность как минимум показать «коварство» нападающих и как максимум купировать нападение на кыргызские села.

Без сотрудничества всех пяти стран Центральной Азии Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке не имеет шансов быть реализованным. Поэтому в других странах подвергают сомнению целесообразность подписания данного договора тремя президентами. Результаты многотрудной работы со стороны КР по укреплению региональной дружбы, добрососедства и сотрудничества пошли прахом. Это уже отметили крупные внешнеполитические игроки, имеющие свои интересы в Центральной Азии.

«Таджикская агрессия»?

14 сентября 2022 года таджикские военные, пограничники и боевики вторглись на территорию Кыргызской Республики. Были разграблены и сожжены кыргызские села, школы, медучреждения, погранзаставы. Счет убитых и раненых кыргызских гражданских лиц, военных и пограничников исчислялся десятками. Более 100 тысяч человек покинули места своего проживания.

Таджикский МИД с первых часов 14 сентября начал вещать о «кыргызской агрессии» со всех трибун международных организаций и в МИД других стран. Кыргызский МИД только 16 сентября разродился нотой протеста таджикскому послу в Бишкеке. Драгоценное время было упущено.

Кыргызстанцев не надо убеждать в том, кто напал на кыргызские села. Погранслужба при ГКНБ КР отлично справилась со своевременной подачей объективной информации. МИД КР обязан был с первых часов конфликта вести соответствующую работу на внешнем треке. В том числе и для этого МИД существует. Однако итогом действий МИД КР, а точнее бездействия Ж. Кулубаева в течение трех суток стал тот факт, что в других странах под влиянием заявлений МИД Таджикистана все еще полагают (далее цитируем их источники), что «кыргызские военные напали на таджикские села», а «таджикские военные оттесняли их вплоть до своего вхождения в кыргызские населенные пункты». Первая информация всегда запоминается лучше и надолго.

P.S. В декабре 2022 года МИД КР получил от председателя кабинета министров Акылбека Жапарова оценку «отлично». Объективно говоря, эта высокая оценка за работу, основы которой заложил Руслан Казакбаев, возглавлявший министерство с октября 2020 по апрель 2022 года, а вовсе не нынешний руководитель внешнеполитического ведомства.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2373
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика