С самого начала массовых беспорядков во Франции в воздухе витает вопрос о том, возможно ли их повторение в России? Российские СМИ, с удовлетворением отмечая серьезные внутренние проблемы у враждебного государства, таких параллелей предпочитают не проводить. Однако основания для таких аналогий есть.
Беспорядки во Франции начались после того, как 27 июня полицейские застрелили 17-летнего юношу арабского происхождения, отказавшегося подчиниться их требованиям и остановить машину, в которой он ехал. В ночь на 28 июня в расположенных близ Парижа коммунах начались беспорядки, которые быстро перекинулись на всю страну. Протестующие, абсолютное большинство которых составляли мигранты из бывших французских колоний в Африке и их потомки, забрасывали силовиков фейерверками, камнями и бутылками, поджигали мусорные баки и автомобили. Вскоре они перешли к погромам, начав поджигать полицейские машины, представительства органов власти, школы, офисы, магазины, библиотеки и любой транспорт. Начались грабежи магазинов и частных домов. Для подавления беспорядков в большинстве крупных городов Франции – Париже, Бордо, Лилле, Лионе, Тулузе, Марселе, Страсбурге пришлось задействовать спецназ.
В ходе подавления беспорядков были задержаны 4 тыс. человек, 90% которых, по данным министра внутренних дел Франции Жеральда Дарманена, являются гражданами страны, и лишь менее 10% - иностранцами. То есть формально протесты были устроены не мигрантами, а полноправными гражданами Франции, родители которых или же сами они в недавнем прошлом прибыли из бывших колоний. По оценке главы Движения предпринимателей Франции Жоффруа Ру де Безьё ущерб от беспорядков для торговли и банковской сферы составил более 1 млрд евро, не считая ущерба для туристической отрасли, столкнувшейся с резким снижением числа бронирований отелей. 1 июля министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр заявил, что с начала беспорядков были разграблены или сожжены не менее 10 торговых центров, 200 крупных магазинов, 250 табачных лавок и 250 отделений банков. Продолжение беспорядков привело к тому, что спустя несколько дней число сожженных и разграбленных магазинов превысило 1 тыс., а торговых центров - 200.
Пережитые Францией беспорядки стали крупнейшими с 2005 г., когда президентом республики был Жак Ширак, а главой МВД – Николя Саркози. Тогда в ответ на гибель от удара током двух подростков североафриканского происхождения, пытавшихся спрятаться от полиции в трансформаторной будке, Францию охватила волна протестов иммигрантской молодежи. Беспорядки продолжались с конца октября по середину ноября 2005 г. В период кульминации ими были охвачены 17 департаментов. Количество жертв было небольшим: один человек погиб, более ста получили ранения. Однако экономической ущерб оказался очень значительным. За время беспорядков было сожжено около 10 тыс. автомобилей, подожжены около 200 госучреждений, разгромлены магазины, рестораны, школы, библиотеки, церкви. О напряженности ситуации свидетельствовал тот факт, что для подавления беспорядков с 9 ноября 2005 года по 3 января 2006 года во Франции вводилось чрезвычайное положение, без которого на этот раз власти всячески попытались обойтись.
Беспорядки, устроенные иммигрантами и в 2005 г., и в 2023 г. имеют вполне определенные этнодемографические причины. Для Франции, которая вплоть до второй половины XX в. не имела сколько-нибудь значительного по численности мусульманского населения, его появление на территории страны в результате миграции – новое явление. Французы опыта проживания в одном государстве с мусульманами не имеют. Между тем численность последних быстро росла. Если в 2000-е гг. доля иммигрантов, большинство которых составляли выходцы из стран Африки, составляла 8%, то к началу 2020-х гг. – уже 10%. Сам по себе этот рост незначительный, если не учитывать тех мигрантов, которые уже получили французское гражданство. А вот численность жителей иностранного происхождения на 2016 г. оценивалась уже в 13,9 млн чел., что составляет 20,7% всего населения. То есть каждый пятый житель страны сегодня является иммигрантом или его потомком. Причем нефранцузское население быстро растет, поскольку рождаемость у него составляет 2,73, а у коренных француженок – 1,8 ребенка на женщину фертильного возраста.
В миграционной политике России и Франции много общего с той разницей, что массовый завоз мигрантов французы начали намного раньше, в 60–70-е годы прошлого века. Этнокультурные отличия в составе миграционных потоков, связывающих обе страны с ранее зависимыми от них территориями (колониями, союзными республиками), несущественны. И в том и в другом случае среди иммигрантов преобладают мусульмане с жесткой традиционной культурой. Сравнительно недавнее пребывание республик Средней Азии в составе СССР особой роли уже не играет. Тот же Алжир получил независимость от Франции (1962 г.) хоть и раньше, чем распался СССР, но тоже не слишком давно. К тому же память о пребывании в составе единого государства у жителей стран бывшего СССР из-за изменений в системе образования, сужения сферы применения русского языка и высокой рождаемости, вызывающей быструю смену поколений, исчезает.
По количеству населения иностранного происхождения Россия Францию пока не догнала, хотя движется в этом направлении довольно быстро. Численность такого населения в РФ вычислить вообще сложно в силу того, что в 1990-е и отчасти в 2000-е гг. значительную часть мигрантов из стран бывшего СССР составляли этнические русские или близкое им русскоязычное население других национальностей.
Тем не менее кое-какие цифры, характеризующие рост инокультурных диаспор в России, все же есть. С 2017 г. гражданство России получили 500 тыс. выходцев из Таджикистана, которые в первом квартале 2023 г. вышли по этому показателю на первое место, опередив все страны Средней Азии, вместе взятые. Поскольку русского населения в Таджикистане почти нет, очевидно, что практические все новые обладатели российского гражданства принадлежат к коренному мусульманскому населению РТ.
Еще более значительной является текущая иммиграция. Так, в 2022 г. на миграционный учет в России было поставлено 6,3 млн выходцев из Узбекистана, 4,5 млн – из Таджикистана и 1,2 млн – из Киргизии. В совокупности органами МВД РФ, таким образом, были поставлены на миграционный учет 12 млн выходцев из трех республик Средней Азии. Не все они, по-видимому, находились в стране одновременно. Но, помимо них, в РФ постоянно проживают обладатели российских паспортов, разрешений на временное пребывание и видов на жительство, а также нелегальные иммигранты, не оформляющие разрешительных документов. По оценкам МВД, на июнь 2023 г. в России проживают 6,6 млн иностранных граждан – практически столько же, сколько на 2018 г., по официальным данным, проживало во Франции (6,7 млн). Примечательно, что количество поставленных на миграционный учет за прошлый год выходцев из Средней Азии (12 млн) сопоставимо с численностью населения иностранного происхождения во Франции (13,9 млн) на 2016 г.
Конечно, численность населения России (146,4 млн) более чем в два раза выше, чем во Франции (68,9 млн). Но привлекают мигрантов всего несколько наиболее развитых регионов – Москва, С.-Петербург и прилегающие к ним регионы, где концентрация приезжих гораздо выше, чем в среднем по стране, а в отдельных муниципалитетах уже вполне сопоставима с численность коренного населения. Так, в Сосенском поселении, расположенном на территории Новой Москвы, по данным на февраль 2021 г., было официально зарегистрировано 147 тыс. жителей, в том числе 66 тыс. иностранцев, которые, таким образом, составили около 45% его населения.
Не случайно именно в этом поселении у местных жителей возникла идея создания отрядов самообороны от мигрантов. В случае же громких криминальных инцидентов с участием мигрантов беспорядки могут произойти и при менее значительной их концентрации. В подмосковном Бужаниново, например, на 1,7 тыс. местных жителей приходилось около 200 проживавших в местном общежитии выходцев из Средней Азии. Однако после убийства в сентябре 2021 г. двумя мигрантами местной пенсионерки народный сход, собравшийся у общежития, едва не перерос в межэтнические столкновения.
Оценивая возможность повторения в России «французского сценария», следует иметь в виду, что подобные события, хотя и не в таком значительном масштабе, в России уже были. Весной-летом 2020 г. после введения карантинных ограничений по стране прокатилась серия массовых беспорядков и конфликтов с участием мигрантов. В отличие от Франции, вызваны они были не действиями полиции, а тем, что мигранты в период пандемии оказались в сложном материальном положении, не имея при этом возможности выехать на родину. Тем не менее опыт пандемии показал, что массовые выступления мигрантов, в том числе против силовиков, вполне реальны.
Впрочем, при существующих тенденциях Россия вполне может повторить и негативный французский опыт. По мере оседания в стране старшего поколения мигрантов из-за высокой рождаемости у них будет быстро расти количество детей, на которых рабочих мест в будущем может не хватить. К тому же экономика не всегда находится на подъеме, и дефицит рабочих рук может смениться их избытком. Введенные недавно пособия на детей позволят недавним мигрантам и дальше поддерживать высокую рождаемость.
Как следствие, численность молодежи, имеющей иностранное происхождение и не вписанной в российскую социальную реальность, будет только увеличиваться, что со временем может создать условия, очень напоминающие положение во Франции.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram