- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

Ситуация в Приднестровье остается напряженной и неопределенной

Более 30 лет прошло с тех дней, когда на берегах Днестра разгорелся кровавый вооруженный конфликт, который был прекращен после вмешательства дислоцировавшейся в Приднестровье 14-й российской армии под командованием генерала Александра Лебедя. С тех пор мир и спокойствие в регионе сохраняются благодаря присутствию российского миротворческого контингента, соглашение о размещение которого было подписано в июле 1992 года. Однако за этот срок никаких прорывов в окончательном урегулировании конфликта, которое подразумевает достижение политического соглашения, не произошло.

Одна из наиболее реальных возможностей для окончательного урегулирования возникла в тот момент, когда в 2003 году президент Молдовы Владимир Воронин в последний момент отказался подписать уже парафированный обеими сторонами документ, ставший известным под названием «меморандум Козака». Сегодня уже очевидно, что третий президент Молдовы банально опасался потерять власть в стране, и это соображение оказалось для него гораздо важнее возможности войти в историю как объединитель расколотой конфликтом Молдовы. Решение было принято Ворониным под влиянием посла США в Кишинёве и фактически знаменовало собой переход молдавских властей под прямое влияние Запада. В дальнейшем Воронину все-таки пришлось отдать власть прозападным политическим силам после массовых погромов в апреле 2009 года.

После этого отношения между Кишинёвом и Тирасполем складывались достаточно сложно. Находившиеся во власти «евроинтеграторы» не собирались рассматривать администрацию Приднестровья в качестве равноправного партнера по переговорам, а разработанный и внедренный при содействии ОБСЕ формат «5+2» не способствовал поискам политического решения конфликта. Наличие большого числа посредников – Россия, США, ЕС, Украина и собственно ОБСЕ – приводило к конфликту интересов, и в результате весь переговорный процесс в данном формате свелся к решению пусть и важных для жителей Приднестровья, но скорее житейских проблем, вроде согласования вопросов по выдаче нейтральных автомобильных номеров.

По большому счету кишиневские власти также, как и тираспольские, сохраняли статус-кво и не пытались делать резких движений. Однако политические процессы, которые начали происходить на соседней Украине начиная с 2014 года, превратившие эту страну в откровенно антироссийскую, кардинально изменили ситуацию на приднестровско-украинской границе. Начало специальной военной операции российской армии на территории Украины подняло напряженность в регионе до планки прямой угрозы вторжения ВСУ в Приднестровье, о чем неоднократно заявляли различные представители киевского режима. С другой стороны, получение Молдовой статуса страны-кандидата на вступление в ЕС заставило официальный Кишинёв вспомнить о том, что для полноценного присоединения к Евросоюзу необходимо урегулировать территориальные конфликты. Тем более что аналогичное условие необходимо выполнить и для вступления в военный блок НАТО, куда режим Майи Санду упорно затягивает страну, несмотря на нейтральный статус, зафиксированный в Конституции.

Как это ни покажется странным, но власти РМ в своих планах и видении реинтеграции Приднестровья допускают вариант, при котором Украина проиграет войну с Российской Федерацией, просто хотели бы «более благоприятный» сценарий, заявил вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян. «Почему нет [планов на случай, если Киев проиграет]? Если о них не говорится, то не значит, что их нет. Но мы рассматриваем более благоприятный для нас сценарий. И не только для нас, а для всей Европы», – отметил он. При этом подчеркнул, что «во многом будущее Приднестровского урегулирования зависит от обстановки в Украине, от войны в Украине, но зависит оно не на 100% только от этого… Оно зависит и от нас, и от населения в том числе, если у нас будет больше притягательная сила для населения, то это создаст благоприятный климат для сближения». Вице-премьер явно намекал на то, что перспективы вхождения в ЕС могут сыграть важную роль для населения и элит Приднестровья в возможных переговорах по реинтеграции Молдовы.

Кроме этого, в Кишинёве сегодня не исключают варианта, что Молдова может быть принята в ЕС и без объединения страны. В контексте европейских устремлений О. Серебрян заметил, что есть не только сценарий Сербии и Косова, но и Северного и Южного Кипра: «Позиция в том, чтобы вести переговоры параллельно с интеграцией в Евросоюз. Процесс евроинтеграции поможет реинтеграции. Процесс реинтеграции не будет на 100% зависеть от евроинтеграции - это ясно. Но фактор войны на Украине, фактор евроинтеграции, экономическая стабилизация Молдовы будут способствовать сближению. Они способствуют сближению, но не диктуют его».

В то же время в Кишинёве полностью отвергают вариант с отказом от территории Приднестровья, называя это «чистой воды спекуляциями». Подобные заявления в последнее время достаточно часто звучат из уст различных политических комментаторов и представителей маргинальных политических партий прозападного направления, которые пытаются на подобных заявлениях сделать себе политический пиар. Один из них – экс-премьер Молдовы Влад Филат. Последний после освобождения из заключения, которое он отбывал по обвинению в коррупции, снова возглавил Либерально-демократическую партию, некогда входившую в проевропейский альянс после событий 2009 года.

«В молдавской политике, с учетом начала очередного избирательного цикла, все пытаются застолбить некую свою полянку. Господин Филат, некогда отличавшийся хоть и проевропейскими, но центричными взглядами, решил, что его поляна должна быть правее. Особенность молдавских политических сил состоит в том, что они сейчас попытаются разместиться максимально радикально. Особого интереса к тому, как на это отреагируют в Приднестровье и Гагаузии, у них нет» – так прокомментировал заявление Филата Владимир Ястребчак, экс-министр иностранных дел Приднестровья.

Подобные эксцессы никак не способствуют созданию обстановки, в которой могли бы проходить переговоры между представителями двух берегов Днестра. Также, как и ряд действий кишиневских властей. Так, например, парламентским большинством был внесен ряд поправок в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за «сепаратизм». Причем формулировки сепаратизма предлагаются размытые, т. е. весьма удобные для провокаций. Результатом стал отказ министра иностранных дел Приднестровья Виталия Игнатьева от приезда в Кишинев на переговоры, поскольку принятие указанных поправок могло привести к его аресту. 

В этой ситуации стало очевидно, что формат переговоров, предложенный ОБСЕ, находится в глубоком кризисе. Эксперт Института стратегических инициатив (IPIS) Инна Шупак опубликовала заявление, в котором прокомментировала решение продлить мандат Миссии ОБСЕ всего на полгода. При этом российская сторона обусловила продолжение работы Миссии созывом переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в формате "5+2" до конца 2023 года. Однако очевидно, что до окончания военных действий на Украине возобновление переговоров по приднестровскому урегулированию не представляется возможным.

В то же время ни Кишинев, ни Тирасполь не заинтересованы в прекращении деятельности Миссии ОБСЕ в Молдове: для продолжения официальных контактов на разных уровнях обеим сторонам нужен равноудаленный медиатор, каким является с 1993 года Миссия ОБСЕ. Среди последствий возможного закрытия Миссии ОБСЕ в Молдове Шупак назвала прекращение встреч в формате "1+1" (политические переговорщики Кишинева и Тирасполя), прекращение заседаний рабочих групп Кишинева и Тирасполя по вопросам здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, развития дорожной инфраструктуры и телекоммуникации. «Вкупе эти три пункта означают отсутствие перспективы решения насущных реальных проблем, с которыми сталкиваются рядовые жители, проживающие в Приднестровье», – подчеркнула она.

Анализируя складывающуюся в регионе ситуацию, нельзя исключать и варианта, при котором официальный Кишинев, воспользовавшись поддержкой Украины, попытается решить приднестровский вопрос силовым путем. По мнению экс-президента Игоря Додона, «без официального приглашения со стороны Кишинева Украина на эту провокацию, скорее всего, не пойдет».  «Пойдет ли на это руководство Молдовы – я думаю, здесь всё будет зависеть от того, что будет интересно их кураторам. Нынешняя власть в Молдове несамостоятельна в принятии решений, тем более по таким важным темам, как Приднестровье и региональная геополитика. Поэтому, если это будет выгодно западным кураторам, нельзя исключать, что Кишинев, возможно вместе с Киевом, пойдет на дестабилизацию в этом регионе», - считает Додон.

Таким образом, ситуация вокруг Приднестровья продолжает оставаться напряженной и неопределенной. В решающей степени это происходит вследствие того, что действия руководства как Молдовы, так и Украины определяются за пределами этих двух стран в западных правительственных центрах.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2109
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика