- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Создание единого рынка энергоресурсов ЕАЭС – виден ли свет в конце тоннеля?

В рамках функционирования Евразийского экономического союза, пожалуй, нет более спорного и вызывающего бурные эмоции у стран-участниц объединения вопроса, чем создание единого рынка энергоресурсов. С учетом разного подхода к данной проблеме экспортёров, которыми являются Россия и Казахстан, и импортеров углеводородов, к которым относятся Армения, Белоруссия и Киргизия, ее решение является одним из самых принципиальных для дальнейшего развития всей постсоветской интеграции.

Более того, в нынешних геополитических условиях от того, что будет происходить в сфере энергетики в ЕАЭС, во многом зависит и то, по какому пути в будущем будет развиваться весь евразийский регион. Именно поэтому страны-участницы Евразийского союза стараются делать все, чтобы найти развязки по ключевым вопросам формирования единых энергетических рынков и завершить этот процесс, как было намечено ранее, до конца 2024 года.

Стоит напомнить, что работа над созданием единого рынка энергоносителей ЕАЭС, как, впрочем, и Союзного государства Белоруссии и России, которое по праву считается осью всей постсоветской интеграции, идет уже далеко не первый год. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года одним из основных стратегических и приоритетных направлений развития интеграции было названо «углубление сотрудничества в энергетической сфере, проведение скоординированной энергетической политики, создание общих рынков энергетических ресурсов». Именно потому уже с первых дней существования Союза был поднят вопрос о формировании общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов. При этом именно вопросы с черным золотом и голубым топливом оказались самыми сложными.

В частности, в сфере нефти и нефтепродуктов стороны ранее договорились о том, что создание общих рынков будет осуществляться в три этапа: подготовительный – 2018-2021 гг., когда согласовывалась методология формирования совместных прогнозных и фактических балансов нефти и нефтепродуктов, основной – 2021-2024 гг., когда должен быть подготовлен международный договор о формировании общих рынков, и заключительный – 2025 г., когда все достигнутые договорённости будут воплощены в жизнь. Именно на последнем этапе должны вступить в силу все заключенные договоры, единые правила доступа к системам транспортировки черного золота, торговли нефтью и нефтепродуктами, а также проведения биржевых торгов. При этом предполагалось, что стороны к концу 2024 года договорятся о единых правилах игры, в том числе гармонизируют национальные нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков.

За прошедшие годы в рамках ЕАЭС стороны неоднократно проводили различные консультации и встречи, итогом которых стало принятие некоторых знаковых документов, позволивших реализовать первый этап. Например, в 2019 году был принят порядок информационного взаимодействия в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов, а в 2020 году решением глав государств-членов утвержден план мероприятий (дорожная карта) по гармонизации законодательства стран союза в нефтяной сфере.

Сегодня идет работа по реализации второго этапа, когда сторонам необходимо разработать и принять основополагающий документ – международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. И, по всей видимости, этот вопрос также имеет шанс быть решенным, хотя еще совсем недавно многие аналитики высказывали серьезные опасения по данной теме в связи с изменением ситуации вокруг России и усилением санкционного давления на Москву, а также Минск.

На днях директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Вадим Закревский заявил, что «международные договоры, регулирующие принципиальные вопросы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, находятся в высокой степени готовности». По его словам, ЕЭК совместно с государствами-членами «ведет подготовку комплекса документов, регулирующих общие рынки энергетических ресурсов, включая международные договоры о формировании общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов союза». В частности, стороны стремятся найти окончательные развязки по вопросам ценообразования (тарифообразования) на нефть и нефтепродукты на общих рынках, а также порядка взаимных расчетов при поставке энергоресурсов.

Формально страны ЕАЭС уже договорились, что ценообразование на общих рынках формируется на основании рыночных механизмов (в рамках прямых договоров и на биржевых торгах). Правда, насколько это удастся воплотить на практике, пока сказать сложно, в том числе и потому, что национальное законодательство пяти стран серьезно отличаются друг от друга, и стороны все еще не смогли полностью договориться о его гармонизации. Да и от существующих двусторонних договорённостей, по которым сегодня осуществляется торговля нефтью и нефтепродуктами, в обозримой перспективе участники Союза отказываться не собираются, так как они позволяют за счет различных квот и ограничений защищать собственные интересы. Однако все это нисколько не умоляет решимость стран ЕАЭС довести начатое несколько лет назад до конца и создать единый рынок нефти и нефтепродуктов.

Ситуация с рынком газа еще более сложная, о чем неоднократно заявляли все участники объединения. И ситуация здесь снова упирается в то, что Казахстан и Россия являются поставщиками голубого топлива, в то время как остальные страны являются его потребителями. В данном случае Москва и Астана заинтересованы в получении максимальной прибыли, а Бишкек, Ереван и Минск считают необходимым организовать торговлю газом таким образом, чтобы его цена была единой для всех. Особенно на этом настаивает Белоруссия, где считают неприемлемым разные цены на газ в России и у остальных членов Союза, так как это ведет к неравным условиям хозяйствования. Впрочем, на сегодня, как утверждают в ЕАЭС, осталось лишь три основных нерешенных вопроса.

Во-первых, это ценообразование на услуги по транспортировке газа. Россия и Казахстан выступают за раздельное ценообразование на внутреннем и внешнем рынках, а Белоруссии, Армении и Киргизия – за равные условия для всех участников ЕАЭС. Во-вторых, вопрос продолжения действия двусторонних договоров по газу, так как пока неясно, будут ли они приведены в соответствие с предполагаемым международным договором или сохранят действие в текущем варианте. В-третьих, проблема недискриминационных условий транзита газа из третьих стран. Этот пункт был в свое время инициирован Киргизией в связи с географическими особенностями поставок и необходимостью закупки газа у третьих стран. И пока развязок по данным вопросам сторонам найти не удалось, хотя проект международного договора, который должен быть принят в следующем году, предусматривает «установление недискриминационных и прозрачных механизмов тарифообразования на услуги по транспортировке газа», «единые правила доступа к газотранспортным системам Союза», а также «возможность заключения свободных договоров и биржевых сделок» и «расширение субъективного состава на общем рынке газа».

Еще одной глобальной проблемой является то, что страны ЕАЭС по-разному смотрят на понятия «единый» и «общий» рынок газа. В частности, Белоруссия, Армения и Киргизия считают возможным в рамках предстоящих договорённостей получить возможность покупать голубое топливо по внутрироссийским ценам без полноценного открытия собственных энергетических рынков для поставщиков из РФ. Однако против этого выступают в Москве, а Владимир Путин еще в мае 2020 г. отмечал, что подобный механизм, как и «единый тариф, предлагаемый нашими армянскими и белорусскими друзьями на транспортировку и транзит газа», может быть реализован только на едином рынке с единым бюджетом и единой налоговой системой. Сегодня такого глубокого уровня интеграции, по мнению российского лидера, «Евразийский экономический союз еще не достиг».

Если к этому добавить, что пока не ясно, будут ли поставки газа, например, из России в Белоруссию или Армению считаться экспортом или нет, а также ряд иных спорных моментов, то говорить о том, что ЕАЭС полностью готов к сознанию единого рынка газа, пока рано. В лучшем случае сегодня речь идет о выходе на общие принципы реализации голубого топлива и его транзита в рамках Союза.

Пожалуй, самые значительные подвижки в создании единых энергетических рынков сегодня можно наблюдать в сфере электроэнергии, о чем заявил В. Закревский. По его словам, «к текущему моменту наибольшие успехи достигнуты в части формирования общего электроэнергетического рынка союза». Речь в данном случае идет о вступившем в силу международном договоре, утвержденных правилах доступа к услугам по транзиту электроэнергии, а также торговых площадках, на которых будет происходить централизованная торговля электроэнергией. Кроме того, Совет ЕЭК в июле определил российское АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» оператором централизованной торговли электроэнергией на сутки вперед, а оставшиеся несколько документов, которые до конца года должны утвердить главы стран ЕАЭС, уже находятся «в высокой степени готовности».

В целом же сегодня можно говорить о том, что процесс подготовки к созданию единых рынков энергоресурсов в ЕАЭС проходит практически по утвержденным ранее графикам. Однако, к сожалению, самые серьёзные вопросы, над которыми страны пятерки бьются уже не один год, по-прежнему находятся в стадии обсуждения. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что о «высокой степени готовности» документов по единому рынку нефти и нефтепродуктов заявлялось председателем коллегии ЕЭК Михаилом Мясниковичем еще в мае 2022 года. Тогда же ожидалось, что до конца года будет согласован и проект соглашения о едином рынке газа. К сожалению, за прошедший год кардинального прорыва не произошло.

Конечно, создание единых рынков – это все же не конечная цель интеграции в рамках ЕАЭС, но от решения вопросов в данном направлении во многом зависит то, останется ли Союз привлекательным не только для его участников, но и сторонних наблюдателей. В этой связи Москве, Минску, Астане, Еревану и Бишкеку стоит забыть о собственных амбициях и принять политическое решение, направленное на реализацию того, о чем говорилось при создании ЕАЭС. В ином случае свет в конце тоннеля так и останется небольшой точкой, достичь которую не удастся никогда.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1459
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика