Белорусский оппозиционер Павел Латушко недавно «засветился» в СМИ, когда призвал к созданию международного трибунала для главы Белоруссии Александра Лукашенко по делу о вывозе детей с Украины. Для Латушко обвинения в адрес белорусского президента стали традиционной пиар-акцией. А начинал он с того, что в 2021 году поднял тему поиска авуаров Лукашенко в швейцарских банках. Тогда швейцарцами ему было указано на контрпродуктивность муссирования этого вопроса.
В минувшем январе Латушко, встречаясь с западными дипломатами в Варшаве, призвал усилить политическое и санкционное давление на Лукашенко, чтобы не допустить вовлечения Белоруссии в «российскую агрессию» на Украине и потребовать вывести российские войска из РБ. Он предостерег западников против любых официальных контактов с Лукашенко, настаивал на сохранении полной изоляции «белорусского режима».
Кто же такой этот Латушко, почему всю свою энергию он направляет на дискредитацию Лукашенко? Ранее этот деятель занимал посты министра культуры, посла во Франции, Испании, Польше, пресс-секретаря МИД, директора столичного театра им. Я. Купалы, затем умолял президента дать ему очередной высокий пост. Потерпев неудачу на родине, он стал искать новых хозяев и после неудачной попытки переворота в 2020 году бежал из страны и сделал ряд громких заявлений, клеймя «режим».
Тем самым Латушко привлек внимание Запада, который активно искал кандидата в лидеры объединенного прозападного движения и потенциального претендента на пост президента РБ. Европейцы и американцы учитывали амбициозность политика, его националистические взгляды. В рядах оппозиции отмечали рост авторитета бывшего дипломата, обладающего необходимыми знаниями, опытом и харизмой, в отличие от Светланы Тихановской, считавшейся слишком слабой фигурой, не имеющей политического опыта и неспособной отстаивать интересы «правительства в изгнании».
В итоге экс-кандидата в президенты Латушко приютили поляки, которые посчитали, что он может соперничать с Тихановской, обосновавшейся в Вильнюсе и курируемой литовцами, за право руководить зарубежной оппозицией. Его сделали главой «Народного антикризисного управления» (НАУ), поставив задачу инициировать резонансные проекты, налаживать контакты эмиграции с международными организациями и НПО. Но даже поляки прекрасно понимали, что Латушко малоизвестен в Белоруссии, уровень его популярности не превышает четырех процентов.
Окончательная судьба руководства оппозиции была решена в Вашингтоне, где потребовали прекратить польско-литовские распри и создать «Объединенный переходный кабинет», который возглавила Тихановская (по всей видимости, литовцы все-таки здесь переиграли поляков), а Латушко была уготована роль представителя кабинета по транзиту власти. Последний активно взялся за работу, утверждая, что установил контакты с демократически настроенными госслужащими РБ, подготовил «Концепцию кадрового состава новой Беларуси», разработал положения о принятии на службу, присвоении званий и чинов. По словам Латушко, он проявляет заботу о семьях политзаключенных в РБ и их семьях.
Главный редактор Charter97.org Наталья Радина назвала заявления Латушко демагогией. Она обвинила Латушко, а заодно и Тихановскую в том, что они уничтожили протестное движение в Белоруссии.
Более жестко о Латушко высказался координатор гражданской компании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко. В интервью Charter97.org он назвал Латушко «многолетним холуем лукашенковского режима, который 25 лет лизал сапоги», рассказывал о защите прав человека в Белоруссии, готовил черные списки в отношении деятелей культуры. НАУ, по словам Бондаренко, занималось «бурной имитационной деятельностью», но потом развалилось.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram