13 июля в управлении по вопросам миграции Главного управления МВД России по С.-Петербургу и Ленинградской области прошли обыски, связанные с массовой фиктивной постановкой на миграционный учет иностранных граждан. Масштабы организации нелегальной миграции поражают, позволяя во многом судить о причинах кризисной миграционной ситуации, которая в последние годы сложилась в России.
Как сообщает Главное управление Следственного комитета по С.-Петербургу, совместно с региональными управлениями ФСБ и МВД проводившее в миграционной службе обыски, на фиктивный учет по месту пребывания было поставлено не менее 100 тыс. иностранных граждан, которые регистрировались в нежилых помещениях и жить там не собирались.
Одним из обвиняемых по этому делу является депутат внутригородского муниципального совета, который организовал изготовление подложных документов о постановке иностранцев на миграционный учет с помощью электронной передачи данных. Всего обвиняемыми выступают 11 человек, в числе которых бывший заместитель начальника управления по вопросам миграции Главного управления МВД по С.-Петербургу и области. А это говорит о том, что организация нелегальной миграции осуществлялась на самом высоком уровне, и объясняет, как удалось фиктивно поставить на миграционный учет такое количество иностранцев.
Будучи поставленной на широкую ногу, незаконная регистрация иностранцев не может не сказываться на количестве мигрантов. За первый квартал 2023 г. в С.-Петербурге и Ленинградской области было поставлено на миграционный учет по месту пребывания 340,3 тыс. иностранных граждан, что составляет 83% от числа всех регистраций по Северо-Западному федеральному округу и 13% по России в целом. Больше было поставлено на учет только в Москве (474,8 тыс.) и Московской области (556,6 тыс.), занимающей по этому показателю первое место. Однако население Москвы на 1 января 2023 г. составляет 13,1 млн, Московской области – 8,6 млн, а Петербурга и области – только 7,6 млн. Поэтому в Москве на 1000 местного населения в первом квартале приходилось 36 зарегистрированных мигрантов, в Петербурге – 61, а в Московской области – 65. То есть коэффициент миграционной нагрузки в двух последних регионах оказался вдвое выше, чем в столице, чему в случае с северной столицей во многом способствовала фиктивная организация регистрации иностранцев.
За первый квартал этого года в С.-Петербурге и области было поставлено на миграционный учет больше иностранцев, чем в любом другом из федеральных округов, кроме Центрального. При этом Поволжский округ северная столица превосходит по числу мигрантов в полтора раза, а Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный – вдвое. В том случае, если на миграционный учет фиктивно были поставлено 100 тыс. мигрантов, это означает, что каждый третий мигрант в январе-марте 2023 г. мог находиться в С.-Петербурге нелегально (хотя реально незаконная регистрация, видимо, осуществлялась на протяжении более длительного времени).
Насколько такая практика распространена в других регионах – вопрос крайне интересный. По крайней мере, в столичном регионе с его рекордными миграционными показателями легальность постановки на миграционный учет заслуживает пристального внимания. Не случайно, по-видимому, в Обнинске, где до трети населения уже составляют мигранты из Средней Азии, получение российского паспорта, по данным прессы, обходится в 200 тыс. рублей.
Уголовное дело о 100 тыс. регистраций мигрантов в С.-Петербурге - не единственное из тех, которые связаны с фиктивной постановкой иностранцев на миграционный учет. 14 июля Главное управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу сообщило о расследовании уголовного дела в отношении сотрудницы полиции и двух иностранцев, обвиняемых в организации незаконной миграции. Правда, масштабы организованной ими незаконной миграции не столь велики. Подозреваемая занимала должность начальника дежурной смены 12-го отдела полиции по Фрунзенскому району С.-Петербурга и в период с января по июль 2021 года организовывала со своими соучастниками фиктивную постановку на миграционный учет более 2 тыс. иностранцев. Зарегистрированы они были также в нежилых помещениях. Понятно, что речь идет о трудовых мигрантах из южных стран СНГ, которые для легализации в городе предпочли воспользоваться незаконной, но более простой схемой. Принимающей стороной являлись две коммерческие структуры, которые якобы оказывали услуги по временному размещению граждан.
Совершают преступления и сами мигранты. Так, вечером 5 июня двое иностранных граждан в квартире одного из домов на Лифляндской улице избили мужчину 1967 года рождения, связав ему руки и ноги. После того как в полицию обратились его обеспокоенные родственники, мужчина был освобожден сотрудниками органов внутренних дел, а избившие его мигранты 1991 и 1992 гг. рождения задержаны. Следственными органами было возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконном лишении свободы группой лиц по предварительному сговору.
3 июня произошла массовая драка трудовых мигрантов на шоссе у Лахта-центра в Приморском районе Петербурга, на строительстве которого массово используются выходцы из Средней Азии. В столкновении, которое завершилось хотя бы без особых жертв и пострадавших, участвовало несколько десятков человек. Судя по видеозаписи, все они являются выходцами из азиатских республик бывшего СССР. На следующий день около 100 участников драки были доставлены в 25-е отделение полиции С.-Петербурга с целью проверки документов и выяснения причин конфликта.
Следственными органами в последнее время вообще уделяется повышенное внимание совершаемым иностранцами преступлениям как в связи с увеличением их количества, так и большим резонансом криминальных инцидентов с участием мигрантов, в том числе недавно ставших гражданами России. Так, 11 июля глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил о росте совершенных мигрантами преступлений, число которых за пять месяцев уже превысило 18 тысяч. Только за первый квартал 2023 г. следственными органами по этим преступлениям было возбуждено свыше 550 уголовных дел и более 500 направлено в суд. Большая часть иностранной преступности приходится на наиболее привлекательные для мигрантов субъекты РФ – Москву, Московскую область и С.-Петербург, а также приграничные регионы, расположенные на основных маршрутах трудовых миграций – Самарскую, Курганскую и Челябинскую области. Особняком в этом ряду перечисленных А. Бастрыкиным регионов стоит Тамбовская область, которая ни к первой, ни ко второй их группе не относится.
Наибольшей критике со стороны главы СКР подвергалась работа следственных управлений по Москве и Московской области, где сконцентрировано самое большое число мигрантов. Так, руководителю Главного следственного управления Москвы было «указано на отсутствие должной процессуальной реакции на происшествия с участием мигрантов и рост числа совершенных ими преступлений». По словам А. Бастрыкина количество возбужденных уголовных дел по преступлениям с участием мигрантов в столице сократилось на 12%, а переданных в суд – на 20%, хотя число преступлений, наоборот, растет.
Пристальное внимание к столичному региону отнюдь не случайно, так как именно на его территории в последнее время был зафиксирован целый ряд громких криминальных инцидентов с участием мигрантов, которые едва не привели к столкновениям с местным населением и этническим конфликтам. В С.-Петербурге, Свердловской, Тюменской и Курской областях ситуация с миграционной преступностью, судя по всему, является менее напряженной и руководителям их следственных управлений было указано лишь на «просчеты в работе по противодействию преступности в миграционной сфере».
Масштабы фиктивной постановки иностранцев на регистрационный учет в С.-Петербурге свидетельствуют о том, что миграционные проблемы России и, в частности, чрезмерные объемы иммиграции во многом являются результатом использования нелегальных схем, в том числе с участием самих контролирующих органов. И простое введение текущей трудовой иммиграции в правовое поле, даже без изменения существующих законов, способно значительную часть этих проблем решить.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram