Абсолютное большинство жителей Украины (78%) имеют друзей или родственников, погибших или раненых в войне против России, из них 63% имеют как минимум одного убитого родственника либо друга, сообщает Киевский международный институт социологии (КМИС).
Цифры во всех отношениях интересные, позволяющие судить о реальном числе потерь ВСУ, которое в обозримом будущем едва ли станет достоянием общественности. При этом стоит учитывать, что не очень понятно, идет ли речь о временных рамках СВО или же о периоде, начиная с 2014 года (в вопросе это сформулировано как «погибшие из-за российского вторжения», что может быть интерпретировано по-разному, учитывая, что Киев все последние девять лет считал войну в Донбассе «войной с Россией».
Во-вторых, нужно иметь в виду объективность таких опросов. КМИС – контора авторитетная, там работают настоящие социологи. Однако на современной Украине все легально работающие социологические структуры так или иначе переформатированы и ангажированы, поэтому верить любым опросам, проведенным на Украине, на сто процентов не стоит.
В-третьих, надо учитывать выборку. Опрос проводился только на контролируемых Киевом территориях, не учитывая уехавших (а их, по некоторым данным, около 8 миллионов только в Европе). К тому же стоит учитывать значительную самоцензуру украинцев, многие из которых не решаются вслух выразить свое мнение, чтобы не быть заподозренным в нелояльности властям или, не дай Бог, в симпатиях к России, что может повлечь за собой репрессии.
Итак, пройдемся непосредственно по цифрам.
78% украинцев имеют близких родственников или друзей, которые погибли или получили ранения. В среднем – семерых. 64% украинцев имеют по крайней мере одного близкого родственника или друга, который был ранен. В среднем – пятерых. 63% имеют по крайней мере одного близкого родственника или друга, который погиб. В среднем – троих. Согласно данным опроса, во всех регионах Украины подавляющее большинство населения имеет близких родственников или друзей, которые были ранены или погибли. Показатель колеблется от 70% в Восточной Украине до 80% в Западной.
Последние цифры вызывают особые вопросы. Общеизвестный факт: несмотря на то, что именно Западная Украина является рассадником наиболее оголтелого национализма, выходцев из нее в зону боевых действий, начиная еще с 2014 года, старались не отправлять, все тяготы т.н. АТО несли выходцы из юго-восточных и центральных областей страны. Как ни парадоксально, именно «западэнцы», несмотря на свой показной «патриотизм», наименее мотивированы воевать и погибать. Все годы АТО именно жители западных областей демонстрировали наибольшее число случаев дезертирства. Также играет роль и географический фактор – из западной части страны гораздо проще уехать через границу, которая рядом и которую местные зачастую знают, как переходить нелегально. Наконец, в этом была определенная изуверская логика киевского режима – отправлять русских воевать с русскими.
После начала СВО ситуация отнюдь не изменилась, поток покидающих страну вырос в разы и понятно, что жителям Западной Украины сделать это куда проще, чем жителям Центра и Юго-Востока. Об этом уже в курсе не только на Украине. В начале июля экс-советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в эфире YouTube-канала PBD Podcast рассказал о том, что западные украинцы отказываются вступать в ряды ВСУ и массово дезертируют на запорожском направлении.
«У Зеленского есть вербовочные группы, которые насильно забирают мужчин в ВСУ, поскольку они нуждаются в живой силе. Зеленский сейчас занимается этим в западных уголках страны – в Галиции и Закарпатье. Украинцы бегут из этих мест за границу. Оттуда приходят сообщения о том, что люди закидывают камнями вербовщиков или стреляют по ним, потому что они не хотят попасть на войну», – рассказал американец, отметив, что на южном направлении фронта, в районе Запорожья мобилизованные из западных областей солдаты целыми взводами снимаются с позиций и дезертируют, а некоторые и вовсе пересекают линию фронта и сдаются.
К нежеланию воевать, которое всегда было присуще сельским жителям, не привыкшим «выгрызать свои права», стоит добавить и появившуюся в изобилии наглядную агитацию против войны – массовые захоронения, которых в последнее время возникло слишком много именно на западе страны.
Интересные данные привел недавно руководитель Львовского областного территориального центра комплектования и социальной поддержки Александр Тищенко. По его словам, мобилизация на Украине может оказаться под угрозой, поскольку лишь 20% военнообязанных идут служить добровольно.
Надо полагать, что это явно завышенная цифра, судя по всему, с нехваткой людей у киевского режима огромные проблемы, если полную мобилизацию объявили в Черниговской области, Оболонском районе Киева и в двух западных областях – Черновицкой и Ивано-Франковской.
Перейдем к главному. Какова же реальная цифра потерь, если почти 80% украинцев имеют убитого или раненого родственника или друга? Однозначно можно сказать одно – они огромны. Исходя из информации, собранной КМИС, стоит быть готовыми к любым цифрам.
Вот совсем свежие. ВСУ за сутки лишились почти 500 военнослужащих на Донецком направлении, заявил официальный представитель Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков. Если бы столько же солдат ВСУ гибло каждый день, то число потерь с момента начала СВО уже составило бы 250 тысяч! И эта цифра действительно может быть близка к реальности.
Прошлой осенью, напомню, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен озвучила цифру в 100 тысяч! Поминая, как на нее накинулись «за разглашение тайны», этой цифре вполне можно доверять, как и осведомленности фон дер Ляйен. Это была примерно середина СВО. Можно предположить, что на сегодняшний день эта цифра увеличилась как минимум в два раза. Даже не считая чудовищных потерь под Артемовском (тогда гибло до батальона в день, а батальон в ВСУ – это 400-800 человек) и на запорожском направлении в ходе «контрнаступа».
А вот данные израильского МОССАДа на середину января, опубликованные турецким изданием Hurseda Haber – 157 тысяч погибших, 234 тысячи раненых, 17 230 пленных. И это было тоже еще до Артемовска.
А год назад, по прошествии всего ста дней СВО, бывший заместитель главы Европейского командования США генерал-лейтенант Стивен Твитти заявлял, что потери ВСУ уже тогда достигали отметки в 200 тысяч человек!
Последние цифры, вероятнее всего, все же изрядно преувеличены. Однако цифра в плюс-минус 200 тысяч погибших звучит вполне правдоподобно. Реальной цифры мы, скорее всего, не узнаем.
Скрывать её до последнего – в интересах в первую очередь неонацистского киевского режима. Отстаивая интересы коллективного Запада, его марионетка Зеленский будет воевать до последнего украинца. И НАТО такой постановке вопроса только аплодирует.
Именно такое выражение не далее как третьего дня применил бывший американский морпех и аналитик по вопросам геополитики Брайан Берлетик. Запад будет вести свой опосредованный конфликт с Россией на Украине до последнего украинца, заявил он в интервью CGTN. По его словам, политики в Вашингтоне уже называют этот конфликт лучшей инвестицией, которую США когда-либо совершали, поскольку они сражаются с одним из своих главных противников, Москвой, без необходимости проливать американскую кровь.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram