- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Экспорт продовольствия растет. Но с использованием импортных перевозочных средств

Поставки готового продовольствия разнообразного ассортимента из России в другие страны ЕАЭС и в дружественные государства растут рекордными темпами с начала текущего года. Общее количество стран, получающих в крупных объемах эти товары из РФ, к настоящему времени превысило 40. Но проявляется растущая зависимость от зарубежных, в основном китайских, рефрижераторных контейнеров (РК), вагонов-термосов и ряда других технических средств, предназначенных для перевозок продовольствия в железнодорожном и смешанном (железная дорога/море) сообщениях. Кооперация же в этой сфере между странами ЕАЭС до сих пор не налажена.

Иллюстрирует растущий зарубежный спрос на означенную продукцию, и тот факт, что Россельхознадзор к середине июля с. г. примерно на треть расширил в сравнении с последним кварталом 2022 г. перечень российских компаний-поставщиков молочных продуктов в Китай, Египет и Саудовскую Аравию, мясной продукции - в Оман, Иран, Китай, Саудовскую Аравию и ОАЭ. А также рыбной продукции - в Египет, КНР, Южную Корею, Саудовскую Аравию и Вьетнам. Всего в реестр экспортеров из РФ продуктов животноводства включено до 5 тыс. российских предприятий (середина июля), к концу текущего года их количество планируется увеличить до 5,5-5,7 тыс.

Сбоев в перевозках этих и других грузов нет, что отмечалось и в ходе международного форума «Эффективная логистика и бесшовные технологии», состоявшегося в Чэнду (КНР) в первой декаде июля. Выступая на этом форуме, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев заявил, что железнодорожный транспорт ЕАЭС, «располагая развитой современной инфраструктурой, демонстрирует стабильность и поступательное увеличение объема перевозок. По сравнению с 2015 годом транзитные перевозки в ЕАЭС показали более чем пятикратный рост».

В качестве основных направлений транспортной политики Союза министр отметил цифровизацию грузовых железнодорожных перевозок «в интересах торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР, переход на электронный документооборот в морском транспорте, реализацию инфраструктурных проектов».

Схема агроэкспрессов в направлении на Центральную Азию и КНР

Между тем настораживает высокая импортозависимость по перевозочным средствам для продовольственных грузов и параллельно растущий уровень износа российского парка этих средств – рефриконтейнеров, вагонов-рефрижераторов, предназначенных для охлажденной продукции вагонов-термосов.

Если подробнее, средний возраст означенного подвижного состава в РФ, по данным профильных источников, составляет 22 года. Причем этому парку периодически «дополняют» срок службы (это снова сделано в 2020-м), вопреки официальным нормативам. Изменить ситуацию, как считают эксперты, возможно только развитием в России собственного производства холодильно-отопительных установок, изоляционных материалов для таких вагонов/контейнеров и в целом развитием производства всего этого парка. Но для решения таких задач на рынке, оказывается, нет ни свободных средств, ни поддержки со стороны государства. Пока не имеется и кооперационных проектов в данной сфере в рамках ЕАЭС.

Между тем эти техсредства с продлеваемыми сроками службы имеют недопустимо низкие значения по сохранности продукции. В том числе потому, что внутренний изоляционный слой за время эксплуатации в 20 и более лет разрушается и требует замены. Последнее же осуществляется в недостаточном объеме. Кроме того, в сети железных дорог РФ не осталось ни одного специализированного ремонтного депо с современными технологиями по этим перевозочным средствам.

Уже который год участники рынка покрывают соответствующие потребности в дальнем зарубежье, в основном в Китае. Только в прошлом году российской стороной было закуплено там 3,5 тыс. РК. При этом продолжают расти зарубежные, в том числе китайские, экспортные цены на эти контейнеры, как и на другие техсредства для перевозок продовольствия.

Олег Воронов, генеральный директор компании «Термокон» (основной производитель в РФ холодильного и смежного оборудования), нелицеприятно оценивает ситуацию, считая, что сохранение упомянутых тенденций способно не только затормозить развитие системы внутрироссийских и межгосударственных агроэкспрессов, но и бессрочно сохранить импортозависимость по перевозочным средствам для продовольствия.

 «Участники рынка, - поясняет О. Воронов, - хотят рефконтейнеры или рефвагоны «здесь и сейчас», притом сразу много и дешево. Долгосрочных же производственных программ в России нет, а они крайне необходимы». Но государство «в лице Минпромторга, Минтранса или Минэкономразвития не готово продвигать отечественное производство». Соответственно, усилия направлены на схему: «купили в Китае и запустили на сеть». Та же политика, по данным эксперта, и в РЖД, у операторов подвижного состава, лизинговых компаний.

Кроме того, в РФ пока нет специальных испытательных полигонов для этих техсредств. Поэтому, чтобы «испытать рефриконтейнер, нужно потратить до полугода на согласование испытаний». А в Китае делают «комплексную сертификацию РК и т. п. за 3 дня».

По последним оценкам Россельхознадзора и Ассоциации организаций продуктового сектора РФ (2022 г.), потери скоропортящихся грузов из-за нарушения температурного режима их перевозок составляют в РФ не менее 15% от общего объема погрузки/перегрузки этой продукции за год. Наиболее часто эти нарушения фиксируются при железнодорожных и смешанных перевозках рыбы и морепродуктов, мяса и мясопродуктов, ряда видов свежих овощей и фруктов. В железнодорожных агроэкспрессах уровень потерь грузов не достигает 10%.


При всем при том «Термокон» не сидит сложа руки. Эта компания в конце 2022 года запустила производство (в Тульской области) рефконтейнеров, домораживающих «скоропорты» в пути следования, что особенно актуально в их перевозках с мая по сентябрь включительно. Ввозимые китайские и другие зарубежные РК не оснащены такой технологией.

Хочется надеяться, что государственное и тем более межгосударственное стимулирование - в рамках ЕАЭС - производства этих и других инновационных перевозочных средств приведет к максимально возможному импортозамещению в данной сфере. И, соответственно, расширит географию и ассортимент продовольственного экспорта не только из РФ, но и в целом из Евразийского союза.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1326
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика