Почти треть века осколки СССР лелеяли надежду встроиться в западную мир-систему на приличных условиях. Бывшей партийно-советской элите казалось, что с огромными природными ресурсами и научно-промышленным наследством Советского Союза у них есть шанс если не догнать страны «первого мира», то быстро сократить разрыв и приблизиться к их уровню развития и потребления. Такие иллюзии вынашивали не только европейские постсоветские лимитрофы, но и азиатские.
Казахская ССР на фоне других среднеазиатских республик в начале 90-х выглядела весьма привлекательно. В отличие от соседей, в постсоветский период она смогла избежать кровопролитных и разрушительных во всех отношениях гражданских войн, этноконфессиональной напряжённости и стремительной деиндустриализации. Мягкий национализм авторитарного лидера позволял надеяться на лучшее и населению, и предпринимательским кругам.
Постсоветскому Казахстану досталась в наследство не просто огромная территория с самыми богатыми в Средне-Азиатском регионе природными ресурсами. Под скипетром бывшего главы местной компартии оказалась также развитая социальная и промышленная инфраструктура, научные учреждения и промышленные предприятия самых разных отраслей, вполне приличный АПК.
Всё это нуждалось в модернизации и развитии. Однако внутренних резервов для этого было недостаточно. Даже имевшиеся в наличии перераспределялись в узком кругу родственников Нурсултана Назарбаева и особо приближённых к его клану. В результате, как отмечали приглашённые им же независимые западные аудиторы, 162 персоны сосредоточили в своих руках половину национального богатства Казахстана.
Закономерно взоры тогдашнего казахстанского лидера обратились на Запад. Почти треть века своего несменяемого правления он пытался завлечь в страну стратегических инвесторов. Однако по факту успех сопутствовал лишь в привлечении добывающих ТНК.
Да и у Касым-Жомарта Токаева нет пока на этом направлении особых успехов. Западные друзья и партнёры мягко, но вполне ясно обозначили место Казахстана и других постсоветских образований в своей, образно говоря, пищевой цепочке.
СВО на Украине стала дополнительным испытанием для Нур-Султана, ставшего снова Астаной. Москва публично не приглашала союзника по ЕАЭС и ОДКБ к участию в реализации своей стратегии демонтажа однополярного мира, в котором постсоветским лимитрофам отведена жалкая роль сырьевого придатка «золотого миллиарда». Как, впрочем, и других союзников, сами же они в основном хранят молчание.
Нынешний лидер Казахстана в режиме жёстких антироссийских западных санкций предпочёл занять позицию нейтралитета. В этом нет ничего необычного, а хорошим примером стала Турция.
В новых геополитических реалиях политическое руководство Казахстана деликатно применило к Москве рекомендованные Западом ограничительные меры. При этом воспользовалось выгодами от оказания ей различных услуг. Такое лавирование учли все акторы регионального процесса.
В декабре 2022 года глава казахстанской дипломатии Мухтар Тлеуберди в интервью японскому телеканалу NHK заявил: «Казахстан не участвует в санкциях против России, но придерживается принципа, что он не будет использоваться различными компаниями с целью обхода санкций».
«Мы стремимся развивать взаимовыгодные и равноправные отношения с Россией, Китаем, нашими соседями в Центральной Азии, а также с такими мировыми державами, как США, Япония, страны ЕС, Великобритания. Это позволяет нам работать со странами и привлекать инвестиции из всех стран, – сказал глава МИД Казахстана. – Особое внимание уделяется потенциалу развития Казахстана в качестве транзитного пункта для транспорта и логистики. Я верю, что мы сможем привлечь иностранные инвестиции и стать хабом, соединяющим Европу и Азию».
Акцент на инвестициях в публичных выступлениях официальных представителей РК указывает на неослабевающее стремление вовлечь западные компании (и стоящие за их спинами правительства) в решение проблем постсоветской республики. Стратегия тривиальна, эксплуатировалась с почти одинаковой степенью успешности Белоруссией, Украиной и другими отделёнными от России постсоветскими государствами.
Казахстанский экспорт традиционно сырьевой, в нём более 70% составляют именно сырьевые товары и лишь около 7% – товары высокого передела. При этом более 60% приходится на топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества и воски минеральные.
Основу казахстанского экспорта дополняют чёрные металлы, медь, цинк и изделия из них – около 12% за 2022 год. Примерно столько же добавил экспорт руд, продуктов неорганической химии, соединений драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов и злаков (2,63%, или $2,22 млрд). Для сравнения: электрические машины и оборудование, их части, теле-аудиоаппаратура и её части заняли в казахстанском экспорте за прошлый год 1,94%.
Запад и ранее не игнорировал импорт стратегически важного сырья из третьего мира. В свете нынешней войны против России на украинском поле и незаконных санкций, которые являются палкой о двух концах, интерес западных компаний к альтернативным поставщикам редкоземельных металлов и другого стратегически важного сырья обострился.
Британия, которая не входит даже в ТОП-10 основных импортёров казахстанских товаров и услуг, но к которой так часто обращались и Назарбаев, и Токаев, внезапно выступила заинтересованной стороной. В лондонском Королевском автомобильном клубе 6 июля состоялся очередной казахстанско-британский бизнес-форум, главной темой которого стали инвестиции в горнодобывающую отрасль Казахстана.
Британский министр бизнеса и торговли Нусрат Гани заявила о привлекательность казахстанской минеральной базы для британского бизнеса. В частности, её заинтересовали литий, графит, кобальт и никель из Казахстана. Британия испытывает острую нехватку критически важных полезных ископаемых и готова участвовать в их добыче в РК, но без трансфера технологий. В этом смысле британцы, как ни обидно, рассматривают казахов как население стран третьего мира в Африке и Латинской Америке.
Журналисты обратили внимание: форуму предшествовал мартовский визит в Астану британского министра иностранных дел Джеймса Кеверли. По итогам переговоров был подписан двусторонний меморандум о продвижении партнёрства в сфере критически важных полезных ископаемых и дан ход совместному плану действий по реализации проектов в этой сфере. Национальная геологическая служба Казахстана провела переговоры с британцами об ускорении освоения казахстанских недр.
Альтернативы у среднеазиатских постсоветских республик, искусственно созданных большевиками на обломках Российской империи, безусловно, были. Однако они были принесены в жертву пресловутой политической целесообразности. За почти треть века без СССР были сформированы «национальные элиты», компрадорские по духу и полностью зависимые от западных гарантов и вывезенных туда же, на Запад, активов. Именно они и являются тормозом на пути реинтеграции на постсоветском пространстве и развития, под которым понимается всё что угодно, кроме перехода к новому качественному состоянию.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram