- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Белорусские порты в России – Минск меняет свои планы?

Находясь под жесткими санкциями Запада, Белоруссия на протяжении последних нескольких лет сделала многое для того, чтобы переориентировать свои экспортные потоки в направлении дружественных стран. Главной проблемой на этом пути является логистика доставки белорусских товаров на внешние рынки, которую в Минске рассчитывают решить за счет использования морских гаваней России.

Именно российское направление стало для Белоруссии главным в построении новых экспортных маршрутов, которые позволяют республике работать с иностранными партнерами в Азии, Африке и даже Латинской Америке. Однако, как показывают последние события, в белорусской столице все чаще стали задумываться об изменении своих предыдущих планов, в первую очередь связанных со строительством собственных портов в РФ.

О необходимости максимально использовать российские портовые мощности в Минске начали говорить еще задолго до начала специальной военной операции на Украине, так как в Литве и Латвии, где ранее находились главные перевалочные пункты белорусского экспорта, под воздействием США и руководства Евросоюза неоднократно заявляли о готовности разорвать любые отношения с Белоруссией. Официально претензии к Минску заключались в нарушении белорусскими властями прав и свобод человека, а также их ответной реакции на попытку государственного переворота в 2020 году.

На самом же деле все упиралось в интересы крупных транснациональных корпораций, которые за счет санкционного давления на Минск стремились убрать с мирового рынка конкурентов в первую очередь в сфере торговли калийными удобрениями и нефтепродуктами, которые и являются главной составляющей белорусского экспорта. В конечном счете с 2022 года Белоруссия потеряла возможность переваливать свой экспорт через прибалтийские республики, а после начала СВО и через порты Украины.

В сложившейся ситуации в белорусской столице было принято решение наладить новые логистические цепочки, но теперь уже через Россию, в том числе используя ее морские порты на Балтике. Для этого Минск и Москва договорились о перевалке через российские гавани нефтепродуктов, а затем в сентябре 2022 года очередь дошла и до калийных удобрений. Правда, в данном случае ситуация оказалась более сложной, так как портовые мощности РФ не были готовы к появлению в них дополнительных объемов такого типа грузов, а Белоруссия может ежегодно отправлять на внешние рынки более 10 млн тонн калия.

Поэтому в Минске стали искать любую возможность изменить ситуацию. Например, транзит и перевалка удобрений стала осуществляться в мешках, которые помещаются в контейнеры и отправляются на экспорт. Это позволило упростить и удешевить транзит данного вида товаров и максимально использовать главный на настоящий момент пункт перевалки белорусского калия – порт «Бронка» в Санкт-Петербурге. В июле сюда был оправлен даже первый поезд с балк-контейнерами, куда был засыпан хлористый калий общей массой около 1,4 тыс. тонн. В итоге в июле в Минске сообщили, что перевезли через российские порты в 4 раза больше грузов, чем за аналогичный период предыдущего года, из которых 97% - это химические минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. При этом основными морскими гаванями были названы «Бронка», Балтийский судомеханический завод, Морской рыбный порт и Keystone Logistics. В целом же в белорусской столице рассчитывают довести объемы отправки экспортных грузов через РФ до 17-18 млн тонн в год.

Одновременно в Белоруссии начали налаживать связи с самыми разными морскими гаванями РФ как на юге, так и на севере. В частности, появились возможности нарастить объемы перевозок через порт Мурманска. Для этого еще в сентябре 2022 года Александр Лукашенко одобрил проект межправительственного соглашения о сотрудничестве с Мурманской областью для экспорта грузов (возможна перевалка порядка 5-7 млн тонн грузов, прежде всего калийных удобрений). Всего же к 2023 году белорусские грузы уже появились в 19 российских портах.

Однако наиболее амбициозные планы в белорусской столице ранее связывали со строительством собственных морских гаваней в России. О желании возвести порт на Балтике А. Лукашенко активно заговорил еще в 2020 году, а в апреле прошлого года он сообщил, что его идею поддержал и Владимир Путин, «открыв для нас двери на всех уровнях». Более того, уже в июне 2022 года он заявил, что осмотрел строительство морской гавани в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива, хотя через два месяца премьер-министр Роман Головченко заявил, что работа, возможно, начнется только к концу года. Уже тогда высказывались различные мнения о перспективах такого строительства, а в качестве альтернативы чиновники даже предлагали купить часть комплекса «Бронка» в Большом порту Санкт-Петербурга.

В конце октября 2022 года активизировалось и сотрудничество с Мурманской областью, когда губернатор российского региона Андрей Чибис сообщил, что Белоруссия не просто готова использовать действующие портовые мощности региона, но и высказала заинтересованность в строительстве собственного портового терминала. Уже в мае нынешнего года белорусский премьер-министр сделал обзор возможных площадок для порта в Мурманске, отмечая, что «можно начинать строить» и «осталось пару решить вопросов». Более того, в белорусском правительстве сообщали, что планируют начать строительство своими силами с привлечением кредитных ресурсов и уже «есть ряд российских банков, которые готовы это кредитовать». Однако, как показали последние месяцы, ситуация по данному вопросу оказалась весьма неоднозначной.

Фактически впервые о том, что строительство белорусских портов в России не совсем целесообразно, заговорили в правительстве республики еще в начале года. Тогда главным посылом было то, что при проработке данного вопроса Лукашенко потребовал просчитать все возможные варианты и сделать проект прибыльным. Чиновники уже тогда мягко отмечали, что строительство «требует более детального изучения» для того, «чтобы получить конечную эффективность от реализации этого проекта». В конце июня посол РБ в России Дмитрий Крутой и вовсе довольно неожиданно заявил, что после закрытия из-за санкций доступа к морским портам в Балтии Минск не планирует создавать единый порт в России, а будет использовать для экспорта своих грузов сеть морских гаваней РФ.

«Безусловно, нам нужны терминалы для экспорта того же калия или нефтепродуктов, как базовых наших грузов, но и здесь тоже есть несколько вариантов: использовать порты от Санкт-Петербурга до Мурманска… То, что мы сегодня не складываем яйца в одну корзину и не зацикливаемся на одном базовом… порте – это, наверное, правильная стратегия, и мы будем ее поддерживать», – сказал он, добавив, что за полтора года российские порты полностью заменили для белорусского экспорта морские гавани прибалтийских стран.

Не прояснили ситуацию и недавние заявления Александра Лукашенко и первого вице-премьера Белоруссии Николая Снопкова, которые они сделали 18 июля в ходе обсуждения вопроса об использовании портовых мощностей в России. По словам белорусского лидера, сегодня «необходимо окончательно определиться, что нужно – строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начинать работу». При этом он отметил, что, по его информации, «где-то под Ленинградом мы и строим, и модернизируем», а «под Мурманском пока телепаемся», хотя работу нужно начинать немедленно.

Таким образом, Лукашенко не опроверг строительство белорусского порта в России, однако последующее заявление Снопкова поставило многих в тупик. Как заметил первый вице-премьер, Белоруссия «сейчас не может позволить себе заложить в стоимость товаров инвестиционные затраты на строительство порта», а «нужно садиться и считать», так как «морской порт за границей является национальным активом», который нужен только в том случае, «если работает эффективно». По его словам, республике в нынешних обстоятельствах низкой цены на калийные удобрения сложно будет обеспечить поставки 12-14 миллионов тонн этой продукции на экспорт (по прогнозам, к концу года «Беларуськалий» выйдет только на 8 млн тонн продаж) и в это же время заниматься портами, выделяя на это средства из бюджета. Поэтому, как заявил Снопков, «правительство все подсчитает и внесет для реализации тот вариант, который будет выгоден, как в ближайшие годы, так и в среднесрочной перспективе».

Последние заявления белорусских чиновников относительно использования российских морских гаваней и строительства своего порта в РФ свидетельствуют о том, что в Минске все больше начали переходить от эмоционального восприятия реальности к ее трезвой оценке, основанной на экономических расчетах. Стало очевидно, что портовые мощности России, как и ее сеть автомобильных и железных дорог, вполне могут закрыть все потребности белорусских экспортеров. Особенно с учетом того, что многим из них пока приходится сокращать свое производство, что влияет и на общий объем экспорта товаров.

Более того, значительная часть продукции республики вполне успешно отравляется в страны Азии наземным транспортом, что еще больше обостряет вопрос о целесообразности создания собственной портовой инфраструктуры на Балтике или в Мурманской области. Впрочем, появление своего морского порта для Минска сегодня может рассматриваться как определенный символ сопротивления западным санкциям и включения республики в формирование новой системы международной торговли.

Поэтому вполне вероятно, что как минимум один порт Белоруссия либо построит, либо выкупит у России. Однако основной упор Минск все же сделает на расширение отношений с российскими партнерами без дополнительных финансовых вложений.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4163
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика