- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

И Мишель не посредник: когда заключат мирный договор Баку и Ереван?

Конфликт между Арменией и Азербайджаном никак не дойдет до той точки, за которой в обеих странах затухнет агрессивная и взаимно ненавистническая риторика и воцарится реальный мир. Переговоры по мирному договору продолжаются долгие месяцы, и за этот период одна из сторон – Армения уже пошла на существенные уступки, во многом неприемлемые для значительной части армянского общества, Азербайджан же продолжает наступать и небезуспешно продвигать собственные интересы, заключающиеся в возвращении полного контроля над территорией Нагорного Карабаха. В самом Карабахе в условиях блокады со стороны Баку между тем сложилась крайне критическая ситуация, и армянские СМИ пытаются донести до мирового сообщества острые гуманитарные проблемы, перед которыми оказалось армянское население этого спорного региона.

Россия, в свое время выступившая инициатором трехстороннего заявления, которое положило конец так называемой второй карабахской войне, сейчас вынужденно сконцентрировала основные усилия на украинском направлении. Но и в нынешней сложной для себя ситуации Москва порой находит время для обращения к той или иной стороне армяно-азербайджанского конфликта и призывам к выполнению взаимных договоренностей. Так, 15 июля МИД России выступил со специальным заявлением, в котором призвал Ереван и Баку «не перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны» и «незамедлительно приступить к подготовке мирного договора... опираясь на ранее достигнутые договоренности».

При этом подчеркнута необходимость обеспечения надежных гарантий прав и безопасности армян Карабаха и выполнения «всего комплекса трехсторонних договоренностей», включая «разблокирование транспортных коммуникаций и запуск процесса делимитации границ». МИД РФ выразил озабоченность ситуацией в Карабахе, гуманитарным кризисом, положением населения и призвал Баку срочно разблокировать Лачинский коридор и возобновить передвижение грузов и граждан, а также восстановить энергоснабжение региона.

Тон заявления российского внешнеполитического ведомства не понравился МИД Азербайджана, глава которого выразил «недоумение и разочарование» тем, что «это заявление не соответствует декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией», подписанной президентами обеих стран 22 февраля 2022 года.

Судя по информациям российских и азербайджанских СМИ, перепалка между внешнеполитическими ведомствами продолжилась, и в последующие дни были сделаны очередные заявления и проведены взаимные телефонные беседы. Однако на позиции Азербайджана в вопросе Карабаха наставления и призывы Москвы особого влияния не оказали.

На этом фоне очередную встречу с лидерами Баку и Еревана 16 июля провел председатель Европейского совета Шарль Мишель. По итогам встречи он бодро сообщил, что были рассмотрены все пункты повестки дня, в том числе вопросы суверенитета и территориальной целостности, а также достигнута договоренность об интенсификации работы комиссий по делимитации границ. Мишель анонсировал очередную встречу в Брюсселе, которая состоится «после лета».

Отношение к председателю Европейского совета в Баку и Ереване неоднозначное. В Армении уверены, что Шарль Мишель склоняется к позиции Азербайджана, а потому подчеркивают, что он не может быть посредником, который должен занимать в процессе переговоров нейтральную позицию. В Баку же Евросоюз и его представителя Мишеля посредником и не считают. И об этом азербайджанским СМИ заявил сам президент Азербайджана Ильхам Алиев.

«Европейский союз, опять же, как я уже сказал, не является реальным посредником переговорного процесса. Это некий фактор, который снижает напряжённость, что ли, и позволяет лидерам Армении и Азербайджана разговаривать и лучше понимать друг друга», – заявил И. Алиев 21 июля.

Если ЕС не посредник, то Минская группа ОБСЕ, которая до последнего времени пыталась урегулировать армяно-азербайджанский конфликт, сама, по мнению президента Азербайджана, сделала себя «нефункциональной».

* * *

В армянском экспертном обществе особых надежд относительно подписания мирного договора с Азербайджаном в ближайшие месяцы не питают, поясняя, что нынешний глава правительства Никол Пашинян, который уже пошел на значительные уступки в переговорном процессе, вряд ли согласится с остальными требованиями азербайджанской стороны, так как это вызовет сильный негативный резонанс у политически активной части населения.

По мнению армянского эксперта Гранта Микаеляна, заявление председателя Европейского совета Шарля Мишеля, сделанное после встречи с Пашиняном и Алиевым в Брюсселе, не может считаться нейтральным.

«Это заявление не нейтральное по форме и содержанию, а проазербайджанское. Он (Ш. Мишель) подчеркивает, что Нагорный Карабах – это бывшая автономия в составе Азербайджана. Таким образом, Шарль Мишель не является нейтральным посредником, не говоря уже о том, что он хорошо осознает, что данный переговорный формат сопровождается прямым военным давлением со стороны Азербайджана, что является нарушением сразу нескольких основных принципов международного права», – пояснил Г. Микаелян.

По его же оценке, нынешнее армянское руководство (Н. Пашинян) оказалось не в состоянии достойно представлять свою страну на международной арене, в результате чего Армении предлагается к подписанию неравноправное, нечестное соглашение, полностью игнорирующее гуманитарные проблемы населения Нагорного Карабаха, исторический фактор и политический фон.

«Я бы сказал так: с одной стороны, у нас есть очень неадекватный посредник в лице Шарля Мишеля и, соответственно, Совета Евросоюза, который он представляет. С другой стороны, не вполне адекватен представитель Армении. В итоге получается неадекватное и неравноправное соглашение, что, в свою очередь, приводит к критическим рискам для населения Нагорного Карабаха, потому что мы видим, что там население поставлено на грань голода, магазины пустые уже на протяжении двух недель и стоит вопрос о депортации людей насильственными методами. Вот такая ситуация сейчас в вопросе Нагорного Карабаха, и даже при этой ситуации Алиев не готов подписать с Пашиняном мирный договор, потому что его требования простираются дальше того, что Пашинян готов ему предоставить. Алиев требует также так называемый Зангезурский коридор, который явился еще одним новым измерением, и Пашинян на него не соглашается», – заявил Г. Микаелян.

А так как Зангезурский коридор сегодня стал для лидера Азербайджана ключевым моментом всего переговорного процесса, подписания мирного договора в ближайшее время армянский эксперт не ожидает.

Что касается Минской группы ОБСЕ, в рамках которой ранее протекал весь переговорный процесс, то, по словам Г. Микаеляна, ее никто не отменял, но позиции участников этой группы резко расходятся. Так, позиция Вашингтона совпадает с позицией Ш. Мишеля, хотя и выражается она в более мягкой форме. Иная позиция у Франции и Москвы, которые апеллируют к деструктивной позиции армянского руководства в вопросе Нагорного Карабаха.

«Позиция Франции отличается от позиции Шарля Мишеля, но, как недавно заявил сам президент Макрон, он не может защищать интересы Армении больше, чем тот же Пашинян. Ранее в более уклончивом виде эту же позицию высказала Москва устами пресс-секретаря МИД Марии Захаровой, заявив, что, если Ереван сам отказывается от Карабаха, Россия в этом смысле ничего сделать не может», – отметил Г. Микаелян.

В целом, по его оценке, сегодня для Нагорного Карабаха и его армянского населения ситуация складывается крайне неблагоприятным образом.

* * *

Азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде считает заявление Ш. Мишеля в какой-то степени обнадеживающим, так как, по его словам, в нем говорится о прогрессе в переговорном процессе. В частности, председатель Европейского совета акцентирует внимание на том, что обе стороны поддерживают территориальную целостность друг друга в рамках тех границ, которые существовали на момент распада СССР. Сами переговоры эксперт характеризует как субстантивные.

«В предыдущие годы во время конфликта часто говорилось о субстантивных переговорах. Что это означает? Стороны достигают соглашения поэтапно по каким-то конкретным вопросам и больше к ним не возвращаются. То есть темы, по которым было достигнуто соглашение, ревизии и дальнейшему обсуждению не подлежат. В данном случае можем сказать, что Шарль Мишель подвел итоги очередного этапа субстантивных переговоров, потому что стороны окончательно решили согласиться с принципом территориальной целостности, признать территориальную целостность друг друга. Таким образом, Шарль Мишель зафиксировал ту базу, от которой надо будет отталкиваться при решении остальных вопросов», - пояснил эксперт.

Что касается остальных вопросов, среди них И. Велизаде выделяет вопросы делимитации-демаркации границы и вопросы, связанные с гарантиями безопасности и прав армянского населения Карабахского региона.

«В заявлении Шарля Мишеля была подчеркнута необходимость обеспечения четких гарантий безопасности и прав армянского населения. В данном случае надо обратить внимание на структуру заявления, так как в нем структурированы позиции сторон по конкретным вопросам. А по тем вопросам, где у сторон нет общей оценки ситуации, Ш. Мишель брал на себя роль оценщика ситуации и обращался уже от первого лица», - отметил эксперт.

По его предположению, решения по этим принципиальным вопросам, по которым остаются разногласия, сторонам предстоит достичь в ходе дальнейших встреч, которые, как сообщил Ш. Мишель, состоятся «после лета».

«Председатель Совета Евросоюза анонсировал встречу глав государств на саммите в Гранаде, а затем пригласил их встретиться в том же формате в Брюсселе. Но это будет уже новый раунд переговоров по отношению к завершившемуся раунду. Надо отметить, что среди площадок, на которых проходили эти переговоры, Ш. Мишель выделил Вашингтон, Москву, Брюссель и Кишинев, а с другой стороны, он подчеркнул, что в проходившем в Брюсселе раунде участвовали не только главы государств, но и вице-премьеры, министры иностранных дел», - заявил И. Велизаде.

По его оценке, Евросоюз в ходе переговоров по вопросу Нагорного Карабаха, естественно, фиксирует и проводит собственные интересы и не скрывает этого, а по конкретным пунктам предлагает свое содействие в переговорном процессе.

Азербайджанский эксперт не исключает, что мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан до конца этого года, так как стороны нашли взаимпонимание по базовым вопросам. «Оставшиеся вопросы носят сопутствующий характер, так как изначально конфликт был инициирован именно по вопросам, связанным с территориальной целостностью. Сейчас эти вопросы сошли с повестки дня, стороны согласились с определением территориальной целостности. И если следовать этой логике, то можно предположить, что к концу года могут решиться и остальные вопросы. Но все будет зависеть от воли сторон и от настойчивости фасилитаторов», – заявил И. Велизаде.

* * *

Напомним, что обсуждение вопроса заключения мирного соглашения между Ереваном и Баку началось вскоре после того, как стороны при содействии и по инициативе президента России 9 ноября 2020 г. подписали совместное трехстороннее заявление, положившее конец открытой 44-дневной «второй карабахской войне». Это заявление и ряд подписанных на его основании дальнейших документов предполагали в конечном итоге заключение мирного соглашения и поэтапное восстановление всех связей и отношений между двумя ранее открыто враждовавшими странами.

Позднее к процессу переговоров по вопросу мирного соглашения подключились Вашингтон и Брюссель, под явным влиянием которых премьер-министр Армении уступил позиции. Если ранее он четко фиксировал необходимость признания независимости если не всего Нагорного Карабаха, то хотя бы той части, которая по трехстороннему заявлению не перешла под контроль Баку, то уже в этом году в условиях, когда России явно не до Карабаха, а США и ЕС прилагают усилия для расширения влияния в регионе, согласился признать территориальную целостность Азербайджана.

А это значит, что Нагорный Карабах, за который было пролито столько крови и слез с обеих сторон, станет неотъемлемой частью Азербайджана. Вопрос лишь в том, какая судьба ждет армянское население этого региона. И его предстоит решить в ходе дальнейших переговоров.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1991
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика