- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Угроза вторичных санкций для Армении и других стран ЕАЭС нарастает

С 1 августа в России вырастет утилизационный сбор на автомобили. Коэффициент индексации будет зависеть от вида машины и объема двигателя и составит от 1,7 до 3,7 литра. Ставка сбора увеличится как для новых, так и подержанных автомобилей, импортируемых юридическими лицами. Правительство сделало исключение только для физических лиц, которые ввозят для личного пользования машины с объемом двигателя до 3 литров – утилизационный сбор для них не изменится и составит 3,4 тыс. рублей за новые машины до трех лет и 5,2 тыс. рублей за машины старше трех лет.

Согласно разъяснениям Министерства промышленности и торговли России, новая ставка коснется физических лиц, ввозящих импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующих перепродать его на территории России в течение одного года с даты ввоза. Сборы вырастут и для тех граждан, которые ввозят в Россию более одного автомобиля за год. Эксперты считают, что новая мера больнее всего ударит по параллельному импорту, возникшему после введения санкций США и ЕС по отношению к России.

В беседе с корреспондентом РУСАРМИНФО главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков подчеркнул, что повышение утилизационного сбора ударит по всему импорту. Он отметил, что в последнее время выросла роль поставок автомобилей в Россию именно из Армении – у россиян появилась возможность покупать машины не по «драконовским ценам». Это касается ввоза как новых, так и подержанных автомобилей.

М. Кадаков указал, что рынок (в том числе и армянские поставщики) уже отреагировал на объявленное повышение ставки утилизационного сбора. Речь идет о временном снижении продаж. Пока мало кто готов платить чрезмерно высокий утилизационный сбор за автомобили с большим объемом двигателя плюс 20% налога на добавленную стоимость. По прогнозам эксперта, импорт, скорее всего, постепенно восстановится, но вряд ли достигнет прежних объемов.

А ведь всего за один год Армения резко нарастила объемы поставок автомобилей на российский рынок. По информации Financial Times, в январе 2023 года экспорт легковых автомобилей в Россию составил 180 млн долл. против 800 тыс. долл. годом ранее. При этом из США в январе 2022 г. Армения импортировала автомобилей на 2,8 млн долл., год спустя – уже на 29,5 млн, а в апреле – на 34 млн. В марте 2022 г. США запретили поставлять в Россию «роскошные автомобили». ЕС сначала запретил экспорт машин дороже 50 тысяч евро, а в июне 2023 г. – новых и подержанных машин с объёмом двигателя больше 1,9 л.

Многие зарубежные автопроизводители избавились от своих российских активов и закрыли салоны, однако у россиян есть ещё один способ купить западный автомобиль – и в этом помогает Армения. По словам посредников и покупателей – собеседников издания, автомобили в основном прибывают из США через черноморский порт Поти в Грузии. После этого многие из них отправляют в Армению для таможенного оформления, поскольку страна вместе с Россией находится в одной таможенно-экономической зоне. В Армении «ключевой хаб» – город Гюмри, откуда машины затем снова через ту же Грузию отправляют в Россию.

Один из собеседников издания сказал, что «схема США – Грузия – Армения – Грузия – Россия» не единственная, «их много». Большинство подержанных автомобилей недорого приобретается на аукционах в США, после чего их ремонтируют в Грузии или Армении. Это позволяет продать машину дороже в России и избежать возможных проблем с местными таможенниками из-за европейских санкций.

Российских покупателей подержанных автомобилей можно легко найти также на авторынках на окраине Еревана. Рынок в Эребуни существует много лет, но, по словам одного из работников, сейчас сюда приезжает гораздо больше россиян. По словам одного из них, этот бизнес был популярен в 1990-е годы, когда официальный авторынок ещё не сформировался, а теперь ситуация возвращается.

Публичная реакция официальных лиц Армении на вышеупомянутую публикацию в Financial Times была достаточно оперативной. Уже в день её появления министр иностранных дел Арарат Мирзоян, отвечая на соответствующий вопрос, заверил на совместной пресс-конференции с австрийским коллегой Александром Шалленбергом в Вене, «что Армения не собирается создавать условия для обхода санкций. Мы очень тесно и прозрачно сотрудничаем не только с соответствующими структурами ЕС, но также с США и другими заинтересованными сторонами». Кабинет министров гарантирует решимость не потакать обходу ограничительных мер.

Через день после выхода статьи, 20 июля глава Комитета государственных доходов (КГД) Армении Рустам Бадасян заявил журналистам, что руководство Армении находится на связи с коллегами из ЕС и США, работая открыто и прозрачно по вопросу санкций: «Кстати, данное СМИ (Financial Times) также обратилось и к нам, мы им ответили, однако наш ответ не включён в публикацию». По его словам, армянская сторона сообщила, что большой поток автомобилей из Армении в РФ был зарегистрирован и в 2019 году, что никак нельзя связать с антироссийскими санкциями. Не все автомобили подпадают под санкции, добавил глава КГД.

Более чем очевидно, что США, ЕС и другие западные международные институты и отдельные страны, обложившие Россию и Беларусь санкциями, беспокоит сама возможность т. н. параллельного импорта для Москвы и Минска. Естественно, что под их «микроскопом» оказались, прежде всего, страны Евразийского экономического союза, через который идёт некоторая часть параллельного импорта. Под особым вниманием – малые страны, такие как Армения и Киргизия. Под немалым прессингом находится и Грузия, которая также оказалась в числе бенефициаров этой жёсткой санкционной линии коллективного Запада и его союзников. Естественно, что Еревану приходится «отбиваться» и чуть ли не ежедневно доказывать, что санкции, введенные против России, он не нарушает.

Тем не менее угроза вторичных санкций для Армении существует. Тем более что в западных странах есть круги, которые постоянно поднимают вопрос вторичных санкций для таких стран, как Армения. Правительство Никола Пашиняна старается не допустить этого и внимательно следит за тем, чтобы страна не стала транзитной для подсанкционных товаров. Сделать это очень непросто, т. к. списки этих товаров весьма объёмные и ситуация все время меняется. Возможны также непреднамеренные ошибки таможенной службы и самих компаний.

В своем последнем по времени интервью агентству France Presse Пашинян сказал, что «Армения является членом ЕАЭС, Россия является нашим основным торговым партнером, и, естественно, с первых дней мы понимали, что санкции, применяемые западными странами против РФ, вызовут определённые проблемы». По его словам, в Ереване также понимали, что у Москвы будут определенные ожидания от армянских коллег в том, чтобы помочь им в этой сложной экономической ситуации. В Армении осознавали, что Запад также будет ожидать от Еревана поддержки в плане соблюдения санкционного режима: «В разговоре с нашими российскими партнёрами мы сказали следующее: мы понимаем ваши ожидания и готовы оправдать их, но до тех пор, пока не возникнет опасность попадания Армении под санкции, потому что если такое огромное государство, как Россия, может позволить себе попасть под санкции, то Армения, особенно в такой военно-политической обстановке, такой роскоши себе позволить не может. То же самое мы сказали Западу».

Насколько успешной является деятельность властей Армении, можно судить по итогам последнего саммита G7 в Хиросиме, в дни которого «флагманы» западного мира, каждый по отдельности объявляли о новых антироссийских санкциях. Так, администрация Байдена добавила в черный список 71 компанию: 69 из них российские, одна киргизская и одна армянская – Medisar, LLC. «Медисар» специализируется на поставках химического сырья и реактивов, является официальным представителем в Армении иностранных производителей лабораторного оборудования: Kinematika AG (Швейцария), ATAGO (Япония), Hanna instruments (Германия), Citizen (США) и других. Киргизская компания – Tro.Ya, LLC, поставляющая электронное оборудование для промышленной автоматизации, навигационное оборудование, компоненты для телекоммуникации.

Таким образом, хотя единичные случаи нарушения запретов возможны, в целом у официального Еревана всё же нет намерения подпадать под вторичные санкции, но при этом очевидно, что страна не откажется от своего права поставлять через свою территорию не подпадающие под санкции товары в Россию. Такие товары, ранее следовавшие с Запада в Россию через Беларусь, страны Балтии, Финляндию и пр., сейчас идут через Турцию, Армению и Грузию. Автомобили с большим объемом двигателя – только малая часть из всего параллельного импорта, проходящего сегодня через Армению.

Примечательно, что на международном автомобильном пропускном пункте (МАПП) «Верхний Ларс» удалось достичь рекордных результатов по пропуску автомобилей и грузовиков: в июне были пропущены 31622 грузовика. Темп сохраняется и в июле. «Это больше тысячи грузовиков в день, притом что в сезон от 3 до 3,5 тысячи легковых машин проходит в этом же месте и до 15 тысяч физических лиц. Там нагрузка запредельная. Это огромная заслуга всех ведомств и наших партнёров», – подчеркнул глава Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов во время встречи с главой правительства 19 июля.

Михаил Мишустин, в свою очередь, назвал такое взаимодействие здоровой кооперацией, поблагодарив сотрудников Минтранса, ФТС и других ведомств за увеличение пропускной способности МАПП «Верхний Ларс». По словам Мишустина, такова была просьба его армянского коллеги: «Мы в Сочи (7 июня этого года) дали ему соответствующие обещания, которые были неукоснительно выполнены». Надо полагать, стабильное функционирование и модернизация транзитных магистралей будет способствовать дальнейшему развитию армяно-российских экономических связей, и этому не сможет помешать вмешательство «бдительных» США и ЕС.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1758
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика