- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Как стать российским репатриантом

За прошлый год около 100 тыс. граждан России получили вид на жительство в Турции, что свидетельствует о крайне серьезных объемах «антивоенной» эмиграции. Ее масштабы ставят перед российскими властями вопрос об инструментах, которые позволили бы компенсировать прошлогоднюю миграционную убыль населения.

Одно из объяснений резкого увеличения получателей вида на жительство из России в Турции заключается в том, что с августа прошлого года Анкара стала выдавать долгосрочный вид на жительство крымским татарам, наделив их статусом «соотечественников с тюркскими корнями». То есть, по сути, она начала проводить в отношении крымских татар типичную политику репатриации, основанную на этнической, конфессиональной и языковой близости турок с этим народом.

Ранее такой статус имели турки-месхетинцы, уйгуры и этнические турки из Болгарии и Греции. «Обычным» иностранцам для получения долгосрочного вида на жительство надо прожить в Турции не менее 8 лет, что для крымских татар теперь не обязательно. Долгосрочный вид на жительство сегодня имеют 75% проживающих в Турции «тюркских соотечественников», тогда как среди прочих иностранцев – только 5%.

Впрочем, вряд ли крымские татары сыграли в притоке граждан России на территорию Турции столь уж значительную роль. Во-первых, предоставление им вида на жительство началось только в августе и воспользоваться им можно было лишь в течение последней трети 2022 года. Во-вторых, в самой России по переписи 2021 г. проживает всего 257,6 тыс. крымских татар, составляющих 14% населения Крыма. Чтобы обеспечить столь значительные показатели эмиграции, в Турцию должно было уехать более трети всего крымскотатарского населения полуострова, что невозможно было не заметить. В-третьих, отток населения из России в Турцию после начала военных действий на Украине секретом ни для кого не является. По информации РИА «Новости», ссылающегося на данные управления по миграции Турции, в прошлом году граждане России по выдаче видов на жительство заняли первое место среди иностранцев.

Схожая численность российских релокантов наблюдается и в других популярных у них странах. Так, в Армению за прошлый год переехало 108-110 тысяч граждан России, в Грузию – 112 тысяч. Около 200 тысяч граждан РФ к сентябрю 2022 г. перебрались в Казахстан. Все это свидетельствовало об очень значительных масштабах «антивоенной» эмиграции 2022 г. За прошлый год Россию, по словам проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, покинули около 800 тысяч человек. Поскольку часть из них выехали вместе с семьями, общее число релокантов, по-видимому, может составлять 1-1,5 млн человек.

Как показало исследование «Тренды на рынке труда–2023», проведенное компаниями «Яков и Партнёры» и hh.ru, около 62% релокантов (около 300 тыс. человек) готовы вернуться. Большинство из них проживает в странах бывшего СССР – Грузии, Армении, Казахстане, Узбекистане и Киргизии, а из зарубежных государств – в Таиланде.

Массовая эмиграция 2022-2023 гг. и стала причиной появления в России института репатриации. Правда, пока в проекте. В конце июня на правительственном сайте правовой информации был опубликован проект указа президента РФ о внесении изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся долгосрочной иммиграции в Россию. В соответствии с ним в госпрограмму содействия переселению соотечественников вводится новое понятие – репатриант, ранее в российском праве отсутствовавшее.

Под репатриантом в проекте указа понимается «соотечественник, изъявивший желание переселиться в Российскую Федерацию». К ним относятся четыре категории потенциальных переселенцев: 1) граждане РФ, постоянно проживавшие за рубежом на 24 февраля 2022 года; 2) бывшие граждане Российской Федерации; 3) родившиеся или постоянно проживавшие на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве бывшего СССР; 4) имеющие родственников по прямой восходящей линии, которые родились или постоянно проживали в РСФСР, Российской империи или СССР в пределах границ РФ и имели соответствующее гражданство.

Главным критерием отнесения к репатриантам, таким образом, является наличие в прошлом или настоящем у самих претендентов либо же их родственников по прямой линии российского, советского гражданства или же подданства Российской империи. Но касается это не всей территории этих государств, а лишь тех земель, которые находятся в пределах современных государственных границ России.

Тем самым статус репатрианта кардинально отличается от соотечественника, определение которого сформулировано в законе довольно расплывчато. В действующей редакции закона «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» 1999 г. под ними, помимо постоянно проживающих за рубежом граждан России, понимаются также проживающие вне пределов страны лица и их потомки, «относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации».

Что следует понимать под народами, исторически проживающими на территории РФ, а также свободным выбором в пользу связи с Россией, закон не поясняет. Большинство народов Средней Азии, за исключением казахов, исторически в границах современной России не проживали и данному критерию не соответствуют. Зато в Российской империи были широко представлены, например, немцы, которые массово переселялись на ее территорию со второй половины XVIII века. Однако представители коренного населения стран Средней Азии сегодня участвуют в программе переселения соотечественников гораздо более широко, чем немцы. И происходит это потому, что к числу соотечественников закон также относит бывших граждан СССР, проживающих на территории ранее входивших в его состав союзных республик. Немцы же попадают под другой признак соотечественника – выходцы из Российской империи, СССР и современной РФ, получившие иностранное гражданство. Но пользоваться им не спешат.

Такое определение делает круг потенциальных претендентов на статус соотечественника очень широким, что уже привело к доминированию среди участников программы переселения выходцев из среднеазиатских государств СНГ.

Понятие репатрианта выглядит гораздо более четким и конкретным. Его переселение на территорию РФ будет происходить в рамках той же госпрограммы переселения соотечественников. Однако в качестве места жительства он может выбрать любой регион. Одновременно с заявлением об участии в программе репатриант подает заявление о выдаче вида на жительство, а решение о предоставлении статуса участника программы принимается местными органами МВД без согласования с региональными властями. На репатрианта не распространяются требования 27-го пункта программы, требующего соответствовать критериям региональной программы переселения. То есть согласовывать с региональными властями переселение во все без исключения регионы РФ не требуется, и выбрать репатриант может любой из них, включая Москву и С.-Петербург, которые сейчас в программе не участвуют. Не требуется репатриантам предоставлять и документы о владении ими русским языком.

Но при этом и предусмотренные для соотечественников выплаты, такие как компенсация затрат на переезд, оформление документов, подъемные (240 тыс. на главу и 120 тыс. руб. на каждого члена семьи в регионах Дальнего Востока и соответственно 20 и 10 тыс. на остальной территории России), ежемесячное пособие при отсутствии работы проектом указа для репатриантов не предусмотрены. Они имеют право на компенсацию расходов, связанных с оформлением документов на переезд, – консульского сбора, расходов на оформление визы, заявления о виде на жительство и госпошлины за оформление документов переселенцев. Кроме того, они освобождаются от таможенных платежей на товары личного пользования, включая транспорт.

В целом главным преимуществом статуса репатрианта является упрощенное оформление документов на право въезда и проживания в РФ. К «антивоенной» эмиграции репатриация напрямую не привязана, поскольку релоканты российским гражданством и так располагают. Результативность же репатриации будет напрямую зависеть от тех госструктур, которые будут отвечать за работу с репатриантами.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2023
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика