В середине июля пресса Японии разнесла известие о том, что власти этого государства готовятся ввести новые антироссийские санкции, и на этот раз они коснутся автомобилей. Говорилось о намерениях правительства ввести запрет на экспорт в Россию автомобилей с объёмом двигателя более 1,9 литра, а также электромобилей и «гибридов».
Позже в Токио вроде бы пошли на попятную и от «автомобильных» санкций отказались, но ненадолго. Санкции Япония всё равно ввела, и это даёт хороший шанс для отечественного автопрома.
Yomiuri предупреждает
За минувшие без малого полтора года Япония ввела множество антироссийских санкций, но и при этом экономический взаимообмен между государствами остается достаточно активным. На данный момент основной статьей японского экспорта в Россию остались подержанные автомобили. Вопреки логистическим и иным сложностям их поставки в нынешнем году пока растут. Как следует из свежих данных, опубликованных японским Минфином, Страна восходящего солнца в первом полугодии нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию на 32,8% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). В 2022 году на поставки в РФ подержанных автомобилей пришлось 26% от общего японского экспорта подобной продукции. Издание Yomiuri сообщало, что в прошлом году в РФ было направлено порядка 200 тыс. подержанных автомобилей общей стоимостью около 250 млрд иен (1,8 млрд долларов).
Эксперты предрекали, что в 2023-м в РФ могут ввезти всего вдвое больше подержанных японских авто, чем в 2022-м, т. е. примерно 400 тысяч единиц. Машины из Японии используются главным образом на российском Дальнем Востоке, и их популярность у россиян вполне объяснима. «Японские автомобили – одни из лучших в мире по соотношению "цена-качество". Поэтому российские покупатели их охотно берут, несмотря на правый руль», – отмечает эксперт по экономике Петр Шкуматов.
Однако в середине июля Yomiuri сообщило о том, что Токио хочет с начала августа запретить поставлять в РФ машины с объемом двигателя более 1,9 литра. Также сообщалось, что Япония планирует полностью запретить экспорт в Россию электромобилей и гибридных авто. Новость прозвучала вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что в июне генеральный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно пообещал, что его страна продолжит вводить санкции против России. Евросоюз в рамках 11-го пакета санкций ввел запрет на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 л, а также электромобилей и гибридов. Япония в рядах ЕС не состоит, но старается координировать с ним свою санкционную деятельность.
Российские эксперты тут же начали давать оценки относительно последствий такого запрета. Они предрекли, что санкции приведут к подорожанию японских автомобилей на российском рынке, так как экспорт нужно будет осуществлять через третьи страны. При этом цены на них в самой Японии как раз могут снизиться, ведь основным покупателем подержанных «праворулек» является именно Россия. «Цены на японские автомобили уже в сентябре 2023 года неизбежно повысятся. Это произойдёт из-за увеличения утилизационного сбора в России и введения экспортных ограничений в Японии. Общее подорожание б/у японских авто в рублях можно оценить в 15-20% процентов», – предсказал П. Шкуматов.
При этом полностью японские машины с российского рынка не исчезнут в любом случае, так как остаётся возможность по ввозу «японцев» через страны Средней Азии, Грузию и других посредников. «Конечно, по Дальнему Востоку будет серьёзный удар, потому что в импорте автомобилей из Японии задействованы многие тысячи предпринимателей. Но схемы какие-то обязательно будут, вода дырочку найдет. В Казахстане, Киргизии еще в прошлом году было достаточно много праворульных машин», – комментирует специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. Он считает, что запрет на ввоз машин с объёмом двигателя свыше 1,9 литра скажется на российском потребителе не так уж сильно. «В последние годы было интересно везти из Японии или микролитражки ("кей-кары", двигатели которых по определению имеют рабочий объем не более 0,7 л) или микроавтобусы, минивэны. А в этой категории, например, самые ходовые двигатели в последних поколениях – турбированные 1,5-1,6 литра. Двухлитровые - уходящая натура», – рассказывает Островский.
По его словам, модный в последние годы у автомобилестроителей «даунсайзинг» (уменьшение рабочего объема двигателя внутреннего сгорания, компенсированное турбонаддувом) в полной мере коснулся и японского автопрома. Многолитровых «атмосферников» на японском рынке осталось немного. К тому же особо мощные и объемные версии «праворулек» в Россию и так ввозили не слишком охотно – из-за высоких таможенных пошлин. «При наличии внушительной суммы на покупку большого джипа покупатели обычно выбирали леворульные версии. Их везли из Штатов, ОАЭ и других мест по параллельному импорту», – констатирует специалист.
Ложная тревога? Не факт…
Более серьёзное ограничение, по мнению Островского, касается электромобилей: ряд моделей в б/у варианте в России стоят около 1 млн рублей и пользуются хорошим спросом как в Москве (где есть разветвленная сеть электрозарядок), так и в южных регионах (Краснодарский край, Ставрополье, Ростовская область). Вторая позиция, по которой ограничения чувствительны, – коммерческая техника. «Серьезный сегмент техники, который тащили из Японии – грузовики-трехтонники с манипуляторами. Эти грузовики можно массово видеть на стройрынках, где они работают уже вперемешку с "китайцами", но заметно превосходят их по надежности и долговечности. Если возможность их ввозить прикроют, это будет очень грустно: отечественные аналоги будут стоить заметно дороже, а надежность и ремонтопригодность их ниже, чем даже у сильно подержанных "японцев"», – предупредил Островский.
Однако в конце июля власти Японии вроде бы опровергли информацию о новых автомобильных санкциях. Генеральный секретарь японского кабинета министров Хирокадзу Мацуно сообщил, что его страна пока ещё «не конкретизировала содержание дополнительных санкций в отношении России». Мацуно рассказал, что власти изучают варианты дальнейших действий с учетом принятия ограничительных мер США и Европы в отношении экспорта автомобилей в РФ. Секретарь кабмина не подтвердил планы по введению запрета на поставки уже в ближайшее время. Мацуно напомнил, что Япония и так уже приняла дополнительный пакет санкций против России в конце мая.
Впрочем, специалисты сразу предупредили, что говорить «отбой» в этой теме рановато. Специализированный российский автомобильный интернет-портал «Дром» обратился к представителям фирм-импортеров Carwin и «Япония-Транзит» с просьбой прояснить ситуацию. Там отметили, что газета Yomiuri является «серьёзным изданием», а публикация в ней – скорее всего, не что иное, как желание прощупать реакцию общества и бизнеса на вероятность такого рода запрета.
Эксперты отметили, что относительно ввоза японских «праворулек» через третьи страны, те же Южная Корея и Китай, возможности отпадают сразу же. Жители этих стран сами не приобретают бэушных «японок», поэтому поток машин туда моментально вызовет подозрения, и японские власти быстро перекроют этот канал. «Из ближайших, где покупают "праворульки", на ум приходит только Монголия. Гипотетически через неё возможно. Вопрос только в том, готов ли будет клиент переплачивать, скажем, 1500-2000 долларов и ждать несколько месяцев. Первыми странами, через которые можно организовать "параллельный импорт", напрашиваются Киргизия и Казахстан. Но там запрещен правый руль. Через Эмираты – далеко», – отмечают эксперты Carwin и «Япония-Транзит». Они предупреждают, что после введения запрета поставки автомобилей из Японии могут сократиться на 60-65%. Это солидный показатель.
Впрочем, некоторые модели, которые потеряют россияне, из-за возросшей стоимости не пользуются популярностью уже сейчас – это, к примеру, Toyota Land Cruiser Prado, Alphard, Nissan X-Trail. А вот потерю популярных вэнов Toyota Noah/Voxy, Nissan Serena и, не исключено, Mitsubishi Delica и Mazda Biante покупатель заметит. Вместо них россияне будут брать 1,5-литровый турбовый Honda Stepwgn (который и без того сейчас очень востребован), начнут пересаживаться на немолодые уже минивэны Toyota Isis и Wish. Также санкции «выкосят» ряд популярных крупных кроссоверов – Toyota Harrier, RAV4, Subaru Forester. Вариантом станет Honda CR-V с той же «турбополторашкой». «Легковушки» можно будет выбирать среди Honda Civic, Subaru Impreza и Levorg; продолжится ввоз Toyota Axio, Corolla и Honda Jade. «Иными словами, наш рынок отрежут лишь от отдельных классов. Другое дело, что из-за предполагаемого запрета гибридов потребитель в рамках востребованных моделей лишится популярных бензоэлектрических модификаций», – отмечают специалисты.
Свершившийся факт
28 июля все толки об «отсрочке», о «сомнениях», которые якобы испытывает японское правительство, оказались отброшены. Поступило теперь уже официальное сообщение о том, что с 9 августа в Японии начнет действовать новый пакет санкций в отношении России. В японском министерстве экономики, торговли и промышленности пояснили, что новый перечень товаров, которые будут запрещены для экспорта в Россию, содержит, в частности, автомобили с бензиновыми или дизельными моторами объёмом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными и электрическими силовыми установками.
Основатель компании Rucars Роман Рассудков подчёркивает, что Токио бьёт по собственным экономическим интересам. «Японцы сами себя лишают возможности избавляться от старых машин и ещё получать за них деньги. Теперь им самим придется платить за утилизацию. А рынок Дальнего Востока и Сибири вполне могут насытить китайские автомобили, в том числе и подержанные», – полагает Р. Рассудков.
Учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев добавляет, что в России уже сейчас можно встретить многочисленные предложения новых автомобилей японских брендов, оснащённых двигателями объемом более 1,9 литра и ввезённых по «параллельному импорту». Это седаны Toyota Camry, кроссоверы Toyota RAV4 и Honda CR-V, внедорожники Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. Но все они поставляются не напрямую из Японии, а с рынков Китая и из арабских стран, благодаря чему удаётся ввести введённый Токио в апреле 2022 года запрет на поставку в РФ автомобилей стоимостью больше 6 миллионов йен (43 тыс. долларов). Однако у российских дилеров можно встретить машины из Китая и ОАЭ и существенно дороже этой суммы.
На пресс-конференции, приуроченной к введению новых санкций, глава японского Минпромторга Яситоси Нисимура пообещал, что страны G7 поддержат контроль за поставками машин из Японии в Россию. Однако, по мнению О. Мосеева, на российском рынке новых машин эти санкции почти не отразятся. «В поставках по параллельному импорту ничего не изменятся. Цены, конечно, вырастут, но не из-за новых санкций, а из-за повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Что касается подержанных праворульных моделей из Японии, то в 2022 году их ввезли около 200 тысяч, а за первое полугодие 2023 года примерно 150 тысяч. Из них 75 тысяч были с моторами больше 1,9 литра. На фоне всего рынка подержанных машин в 6 млн единиц это очень небольшое количество. Оно ощутимо разве что для Дальнего Востока», – говорит Мосеев.
При этом некоторые заговорили, что Россия получит от японского запрета и прямую выгоду. Ведь Российская Федерация и сама выпускает и грузовики различных марок, и электромобили. То есть японские ограничения могут послужить на пользу отечественному автопрому.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram