- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Японские «автомобильные» санкции как вызов для российского автопрома

В середине июля пресса Японии разнесла известие о том, что власти этого государства готовятся ввести новые антироссийские санкции, и на этот раз они коснутся автомобилей. Говорилось о намерениях правительства ввести запрет на экспорт в Россию автомобилей с объёмом двигателя более 1,9 литра, а также электромобилей и «гибридов».

Позже в Токио вроде бы пошли на попятную и от «автомобильных» санкций отказались, но ненадолго. Санкции Япония всё равно ввела, и это даёт хороший шанс для отечественного автопрома.

Yomiuri предупреждает

За минувшие без малого полтора года Япония ввела множество антироссийских санкций, но и при этом экономический взаимообмен между государствами остается достаточно активным. На данный момент основной статьей японского экспорта в Россию остались подержанные автомобили. Вопреки логистическим и иным сложностям их поставки в нынешнем году пока растут. Как следует из свежих данных, опубликованных японским Минфином, Страна восходящего солнца в первом полугодии нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию на 32,8% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). В 2022 году на поставки в РФ подержанных автомобилей пришлось 26% от общего японского экспорта подобной продукции. Издание Yomiuri сообщало, что в прошлом году в РФ было направлено порядка 200 тыс. подержанных автомобилей общей стоимостью около 250 млрд иен (1,8 млрд долларов).

Эксперты предрекали, что в 2023-м в РФ могут ввезти всего вдвое больше подержанных японских авто, чем в 2022-м, т. е. примерно 400 тысяч единиц. Машины из Японии используются главным образом на российском Дальнем Востоке, и их популярность у россиян вполне объяснима. «Японские автомобили – одни из лучших в мире по соотношению "цена-качество". Поэтому российские покупатели их охотно берут, несмотря на правый руль», – отмечает эксперт по экономике Петр Шкуматов.

Однако в середине июля Yomiuri сообщило о том, что Токио хочет с начала августа запретить поставлять в РФ машины с объемом двигателя более 1,9 литра. Также сообщалось, что Япония планирует полностью запретить экспорт в Россию электромобилей и гибридных авто. Новость прозвучала вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что в июне генеральный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно пообещал, что его страна продолжит вводить санкции против России. Евросоюз в рамках 11-го пакета санкций ввел запрет на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 л, а также электромобилей и гибридов. Япония в рядах ЕС не состоит, но старается координировать с ним свою санкционную деятельность.

Российские эксперты тут же начали давать оценки относительно последствий такого запрета. Они предрекли, что санкции приведут к подорожанию японских автомобилей на российском рынке, так как экспорт нужно будет осуществлять через третьи страны. При этом цены на них в самой Японии как раз могут снизиться, ведь основным покупателем подержанных «праворулек» является именно Россия. «Цены на японские автомобили уже в сентябре 2023 года неизбежно повысятся. Это произойдёт из-за увеличения утилизационного сбора в России и введения экспортных ограничений в Японии. Общее подорожание б/у японских авто в рублях можно оценить в 15-20% процентов», – предсказал П. Шкуматов.

При этом полностью японские машины с российского рынка не исчезнут в любом случае, так как остаётся возможность по ввозу «японцев» через страны Средней Азии, Грузию и других посредников. «Конечно, по Дальнему Востоку будет серьёзный удар, потому что в импорте автомобилей из Японии задействованы многие тысячи предпринимателей. Но схемы какие-то обязательно будут, вода дырочку найдет. В Казахстане, Киргизии еще в прошлом году было достаточно много праворульных машин», – комментирует специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. Он считает, что запрет на ввоз машин с объёмом двигателя свыше 1,9 литра скажется на российском потребителе не так уж сильно. «В последние годы было интересно везти из Японии или микролитражки ("кей-кары", двигатели которых по определению имеют рабочий объем не более 0,7 л) или микроавтобусы, минивэны. А в этой категории, например, самые ходовые двигатели в последних поколениях – турбированные 1,5-1,6 литра. Двухлитровые - уходящая натура», – рассказывает Островский.  

По его словам, модный в последние годы у автомобилестроителей «даунсайзинг» (уменьшение рабочего объема двигателя внутреннего сгорания, компенсированное турбонаддувом) в полной мере коснулся и японского автопрома. Многолитровых «атмосферников» на японском рынке осталось немного. К тому же особо мощные и объемные версии «праворулек» в Россию и так ввозили не слишком охотно – из-за высоких таможенных пошлин. «При наличии внушительной суммы на покупку большого джипа покупатели обычно выбирали леворульные версии. Их везли из Штатов, ОАЭ и других мест по параллельному импорту», – констатирует специалист.

Ложная тревога? Не факт…

Более серьёзное ограничение, по мнению Островского, касается электромобилей: ряд моделей в б/у варианте в России стоят около 1 млн рублей и пользуются хорошим спросом как в Москве (где есть разветвленная сеть электрозарядок), так и в южных регионах (Краснодарский край, Ставрополье, Ростовская область). Вторая позиция, по которой ограничения чувствительны, – коммерческая техника. «Серьезный сегмент техники, который тащили из Японии – грузовики-трехтонники с манипуляторами. Эти грузовики можно массово видеть на стройрынках, где они работают уже вперемешку с "китайцами", но заметно превосходят их по надежности и долговечности. Если возможность их ввозить прикроют, это будет очень грустно: отечественные аналоги будут стоить заметно дороже, а надежность и ремонтопригодность их ниже, чем даже у сильно подержанных "японцев"», – предупредил Островский.

Однако в конце июля власти Японии вроде бы опровергли информацию о новых автомобильных санкциях. Генеральный секретарь японского кабинета министров Хирокадзу Мацуно сообщил, что его страна пока ещё «не конкретизировала содержание дополнительных санкций в отношении России». Мацуно рассказал, что власти изучают варианты дальнейших действий с учетом принятия ограничительных мер США и Европы в отношении экспорта автомобилей в РФ. Секретарь кабмина не подтвердил планы по введению запрета на поставки уже в ближайшее время. Мацуно напомнил, что Япония и так уже приняла дополнительный пакет санкций против России в конце мая.

Впрочем, специалисты сразу предупредили, что говорить «отбой» в этой теме рановато. Специализированный российский автомобильный интернет-портал «Дром» обратился к представителям фирм-импортеров Carwin и «Япония-Транзит» с просьбой прояснить ситуацию. Там отметили, что газета Yomiuri является «серьёзным изданием», а публикация в ней – скорее всего, не что иное, как желание прощупать реакцию общества и бизнеса на вероятность такого рода запрета.

Эксперты отметили, что относительно ввоза японских «праворулек» через третьи страны, те же Южная Корея и Китай, возможности отпадают сразу же. Жители этих стран сами не приобретают бэушных «японок», поэтому поток машин туда моментально вызовет подозрения, и японские власти быстро перекроют этот канал. «Из ближайших, где покупают "праворульки", на ум приходит только Монголия. Гипотетически через неё возможно. Вопрос только в том, готов ли будет клиент переплачивать, скажем, 1500-2000 долларов и ждать несколько месяцев. Первыми странами, через которые можно организовать "параллельный импорт", напрашиваются Киргизия и Казахстан. Но там запрещен правый руль. Через Эмираты – далеко», – отмечают эксперты Carwin и «Япония-Транзит». Они предупреждают, что после введения запрета поставки автомобилей из Японии могут сократиться на 60-65%. Это солидный показатель.

Впрочем, некоторые модели, которые потеряют россияне, из-за возросшей стоимости не пользуются популярностью уже сейчас – это, к примеру, Toyota Land Cruiser Prado, Alphard, Nissan X-Trail. А вот потерю популярных вэнов Toyota Noah/Voxy, Nissan Serena и, не исключено, Mitsubishi Delica и Mazda Biante покупатель заметит. Вместо них россияне будут брать 1,5-литровый турбовый Honda Stepwgn (который и без того сейчас очень востребован), начнут пересаживаться на немолодые уже минивэны Toyota Isis и Wish. Также санкции «выкосят» ряд популярных крупных кроссоверов – Toyota Harrier, RAV4, Subaru Forester. Вариантом станет Honda CR-V с той же «турбополторашкой». «Легковушки» можно будет выбирать среди Honda Civic, Subaru Impreza и Levorg; продолжится ввоз Toyota Axio, Corolla и Honda Jade. «Иными словами, наш рынок отрежут лишь от отдельных классов. Другое дело, что из-за предполагаемого запрета гибридов потребитель в рамках востребованных моделей лишится популярных бензоэлектрических модификаций», – отмечают специалисты.

Свершившийся факт

28 июля все толки об «отсрочке», о «сомнениях», которые якобы испытывает японское правительство, оказались отброшены. Поступило теперь уже официальное сообщение о том, что с 9 августа в Японии начнет действовать новый пакет санкций в отношении России. В японском министерстве экономики, торговли и промышленности пояснили, что новый перечень товаров, которые будут запрещены для экспорта в Россию, содержит, в частности, автомобили с бензиновыми или дизельными моторами объёмом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными и электрическими силовыми установками.

Основатель компании Rucars Роман Рассудков подчёркивает, что Токио бьёт по собственным экономическим интересам. «Японцы сами себя лишают возможности избавляться от старых машин и ещё получать за них деньги. Теперь им самим придется платить за утилизацию. А рынок Дальнего Востока и Сибири вполне могут насытить китайские автомобили, в том числе и подержанные», – полагает Р. Рассудков.

Учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев добавляет, что в России уже сейчас можно встретить многочисленные предложения новых автомобилей японских брендов, оснащённых двигателями объемом более 1,9 литра и ввезённых по «параллельному импорту». Это седаны Toyota Camry, кроссоверы Toyota RAV4 и Honda CR-V, внедорожники Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. Но все они поставляются не напрямую из Японии, а с рынков Китая и из арабских стран, благодаря чему удаётся ввести введённый Токио в апреле 2022 года запрет на поставку в РФ автомобилей стоимостью больше 6 миллионов йен (43 тыс. долларов). Однако у российских дилеров можно встретить машины из Китая и ОАЭ и существенно дороже этой суммы.

На пресс-конференции, приуроченной к введению новых санкций, глава японского Минпромторга Яситоси Нисимура пообещал, что страны G7 поддержат контроль за поставками машин из Японии в Россию. Однако, по мнению О. Мосеева, на российском рынке новых машин эти санкции почти не отразятся. «В поставках по параллельному импорту ничего не изменятся. Цены, конечно, вырастут, но не из-за новых санкций, а из-за повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Что касается подержанных праворульных моделей из Японии, то в 2022 году их ввезли около 200 тысяч, а за первое полугодие 2023 года примерно 150 тысяч. Из них 75 тысяч были с моторами больше 1,9 литра. На фоне всего рынка подержанных машин в 6 млн единиц это очень небольшое количество. Оно ощутимо разве что для Дальнего Востока», – говорит Мосеев.

При этом некоторые заговорили, что Россия получит от японского запрета и прямую выгоду. Ведь Российская Федерация и сама выпускает и грузовики различных марок, и электромобили. То есть японские ограничения могут послужить на пользу отечественному автопрому.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3771
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика