- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Что пока мешает Узбекистану присоединиться к Евразийскому союзу?

Сложившаяся политика многовекторности стала удобной для Ташкента, позволяя ему балансировать между разными центрами силы. Однако геополитическая турбулентность настойчиво заставляет сделать выбор.

Тема вступления Узбекистана в ЕАЭС активно обсуждается с 2019 г., когда же появятся реальные результаты? В интервью «Ритму Евразии» политолог заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций по международному сотрудничеству Финансового университета при правительстве РФ Дарья Осинина рассказала о внешнеполитической направленности узбекской политики.

– Дарья Дмитриевна, Узбекистан заявлял о заинтересованности своего членства в Евразийском союзе. Почему тогда до сих пор не вступил?

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним визит в феврале 2020 г. госсекретаря США Майка Помпео в Узбекистан. Смысловая сторона визита касалась двух моментов - презентации новой модели взаимоотношений Соединенных Штатов с Центрально-Азиатским регионом, в рамках которой ключевая роль отводилась именно Ташкенту, а также стремлению «притормозить» евразийский трек узбекистанской внешней политики.

За полгода до приезда Помпео в октябре 2019 г. председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко объявила о намерении Узбекистана присоединиться к ЕАЭС в качестве полноправного члена. Однако перед визитом госсекретаря США узбекистанские власти объявили, что страна присоединится к организации только в статусе наблюдателя.

Причин для подобной позиции, на мой взгляд, две. Первая касалась президентских выборов 2021 г. в Узбекистане, которые актуализировали как поиск сильных союзников, так и необходимость налаживания отношений с остальными акторами. Транзит власти, каким бы бескровным он ни был, всё равно включал в себя «мягкую» борьбу с «каримовским наследием», результатом которой было не только укрепление власти нового президента, но и появление противников идущего передела.

Учитывая, что перераспределение влияния коснулось не только политической сферы, но и экономической тоже, это неизбежно сеяло недовольство среди тех, кого «новая система» обделила. В тех условиях, скорее всего, узбекистанское руководство посчитало, что играть на два фронта – на внешнем и внутреннем – в сложившихся условиях оно не сможет. Поэтому при Шавкате Мирзиёеве в Узбекистан возвращаются американские СМИ и неправительственные организации, запрет на деятельность которых был наложен И. Каримовым после Андижанских событий 2005 г. А сам Узбекистан проводит политику многовекторности, в то же самое время сохраняя с Москвой добрососедские и партнерские отношения.

Далее осенью 2021 г. президент Узбекистана анонсировал необходимость проведения конституционной реформы. А в июле 2022 г. в Каракалпакии начались протестные события. Анализируя центральноазиатскую повестку, можно сделать вывод, что такие протестные акции никогда не бывают случайными. И, как правило, социально-экономические лозунги очень быстро трансформируются в политические.

1 марта 2023 г. незадолго до объявленного в Узбекистане референдума страну снова посетил госсекретарь США – на этот раз уже Энтони Блинкен, актуализируя вопросы политической стабильности в стране и в регионе. Поэтому Узбекистан сегодня находится под серьезным внешнеполитическим прессингом США, Турции и других акторов. И этот момент нужно отчетливо понимать. Для Центрально-Азиатского региона характерны как внутристрановые проблемы, так и межстрановые конфликты, некоторые из которых «заморожены», но от этого они существовать не перестают. Тактика США на постсоветском пространстве всегда была нацелена на провоцирование политической напряженности и разжигание старых конфликтов.

В этой связи Узбекистан занимает прагматичную позицию во внешней политике, делая ставку на многовекторность. Другое дело, что, если раньше подобная политика могла иметь определенную эффективность, сегодня в условиях глобальной перестройки мира и международной системы всем придется определяться, кто и с кем союзничает – центральноазиатские страны в этом смысле исключением не являются.

– И всё же вступит ли Узбекистан в ЕАЭС в обозримом будущем?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет ни у меня, ни у других экспертов. Мы в данном случае руководствуемся анализом текущих тенденций, которые во многом ситуативны. Поэтому здесь можно сказать следующее: Узбекистан сохраняет свое присутствие в проектах с российским участием. Если посмотреть на другие республики региона, то Узбекистан при Мирзиёеве занимает, пожалуй, самую последовательную внешнеполитическую позицию.

Вопрос вступления в ЕАЭС зависит от очень многих факторов. К примеру, сейчас на последнем саммите ШОС была подписана Нью-Делийская декларация, которая снова зафиксировала стремление к сопряжению проектов «Один пояс, один путь» и Евразийского союза. В случае реализации всех намеченных целей можно говорить о формировании на пространстве большой Евразии региональной архитектуры безопасности, экономического и политического сотрудничества. Скорость и результативность реализации этого проекта будет зависеть от ситуации в основных центрах (России, Китае и Индии), а также от конъюнктуры внутри Центральной Азии – сегодня это взаимосвязанные вещи.

– Какие интеграционные объединения, помимо ЕАЭС, интересны Узбекистану?

– Все инициативы, которые продвигаются в том числе в отношении Узбекистана, связаны с интересами конкретных акторов. Есть проекты Турции, которая делает особенную ставку на две центральноазиатские республики – Кыргызстан и Узбекистан. В отношении Узбекистана Турция «играет» на языковой и культурной близости двух стран, продвигая вопросы политического, гуманитарного и бизнес-сотрудничества. При этом можно вспомнить, что именно Турция была первой страной, признавшей независимость Узбекистана и в 1990-е гг. стремившейся экспортировать в молодую республику «турецкую модель» политико-экономического устройства государства.

Определенный отклик у политического руководства Узбекистана турецкие инициативы находили. В свое время И. Каримов заявлял, что восхищается Ататюрком и надеется, что «центральноазиатские страны повторят турецкий путь». В дальнейшем отношения Турции и Узбекистана складывались по-разному, и с 1999 по 2017 г. в них наметилась пауза. Однако сегодня Ташкент и Анкара наращивают объемы взаимной торговли, открывают совместные предприятия, филиалы вузов. В 2022 г. было подписано соглашение о военном сотрудничестве между странами. Наконец в 2019 г. Узбекистан «вернулся» в Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ныне Организация тюркских государств), инициированный в свое время Турцией для поддержания связей с государствами региона и продвижения своей геополитической стратегии. А также предложил создать Инвестиционный фонд и Банк развития ОТГ.

Помимо Турции и России, свои проекты продвигает Китай – это, прежде всего, геополитическая инициатива «Один пояс, один путь», а также с 2023 г. – формат С5+1 (саммит «Китай – Центральная Азия»).

ШОС, безусловно, тоже интересен Узбекистану, особенно в контексте его расширения и повышения политического веса на пространстве Большой Евразии.

Американские интересы продвигаются через двухстороннее сотрудничество, а также аналогичный формат «С5+1», но, разумеется, со своим, а не китайским участием. Именно американцы первыми начали продвигать подобную площадку в регионе, делая ставку на Узбекистан. Сегодня в Центральной Азии только две страны не входят в ОДКБ – Туркменистан и Узбекистан, а значит, являются потенциальной целью США для продвижения своих интересов, в том числе создания здесь военной базы.

Как я уже отметила ранее, Узбекистан придерживается принципа многовекторности во внешней политике, что видно на примере членства в разных организациях. Однако сегодня в условиях глобальной перестройки мира и выстраивания архитектуры новой системы международных отношений подобная политика может не только приносить дивиденды, но и нести серьезные риски.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1858
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика