
Развитая промышленность является залогом развития и укрепления экономики страны. Наличие отечественных предприятий приветствуется в любой стране. Страны Центральной Азии уверенно шагают, следуя данной стратегии. Им помогает на этом пути Россия. В Агентстве по статистике при президенте Узбекистана подсчитали, что за этот год Москва оказалась лидером по количеству созданных на территории республики предприятий.
Российские предприниматели опередили по инвестициям и организации прямого производства на узбекской земле всех, включая лидеров – Китай и Турцию. В агентстве уточнили, что российская сторона в 2023 году принимала участие в открытии 393 предприятий в Узбекистане – самый большой показатель среди иностранных инвесторов.
«Всего в республике работает 12742 предприятия с участием иностранного капитала, 2869, или 22,5% из них, имеют российский капитал, 1869, или 14,6%, - китайский, 1 741, или 13,7%, - турецкий», – приводят точные цифры аналитики. Это подтверждает тенденцию прошлого года, где российские инвесторы также лидировали.
Для Узбекистана РФ остаётся на протяжении десятилетий одним из крупнейших инвесторов. С начала 1990-х годов российские компании вложили в экономику республики более $10 млрд. Торговый оборот между странами с января по октябрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 27,8% – до $7,439 млрд.
Интересы инвесторов из России разноплановы: энергетика, лёгкая промышленность, высокие технологии, транспортная инфраструктура. А ещё за прошлый год в республику въехали примерно 190 тыс. граждан РФ. Ташкент оперативно внедрил программы поддержки иностранного бизнеса. IT-компании могут рассчитывать на трехлетние рабочие визы в стране.
Кто осваивает узбекские дали
Российский бизнес стал особенно наращивать присутствие и активность на рынке РУз в последние полтора десятилетия. Среди крупных инвесторов обращают на себя внимание структуры USM – принадлежащего Алишеру Усманову холдинга. Его дочерние компании приобрели Ucell, «Ахангаранцемент», контрольный пакет в «Капиталбанке», хотя последний позже перепродали. В середине весны текущего года стало известно, что входящий в USM «Металлоинвест» купил пакет акций Ташкентского металлургического завода.
Промышленные объекты Россия в Узбекистане тоже строит. Группа компаний «Фомлайн» запустила в Ташкенте завод по производству эластичного пенополиуретана для мебельной промышленности. Здесь будут осваивать производство пружинных блоков, а затем матрасов. Журналисты со ссылкой на пресс-службу компании отметили, что стоимость проекта составила свыше $20 млн.
В городе Ангрен открыто производство гофрокартона и сестлайнера «Николь-Пак». Сейчас АО ИИ «Angren Pack» – развивающееся современное крупнейшее предприятие Узбекистана и Средней Азии по производству картонно-бумажной и гофропродукции.
Участвует российский бизнес и в работе Алмалыкского ГМК. Это единственный производитель меди в Узбекистане, добывающий около 90% серебра и 20% золота.
IT-компании нашли остров стабильности в океане санкций и ограничений
С конца февраля прошлого года, после начала спецоперации на Украине, ряд предпринимателей России перевели в Узбекистан свой бизнес. Релокацию совершили те IT-компании, у которых были обширные связи с иностранными клиентами, и дело могло просто прекратиться, останься они в РФ.
В начале текущего года компания «Юникорн», разработчик цифровой платформы для умных зданий Ujin, и компания Safety Smart Home (торговая марка IQON), подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, после чего SSH стала официальным представителем решений Ujin в Узбекистане. Ташкент позитивно воспринимает приход российских компаний к себе.
В качестве пилотных проектов умных зданий выбраны два комфортабельных жилых комплекса в центре Ташкента Manhattan и Parkent Plaza, их строит девелоперская компания First Development Group (FDG). Их должны по окончании строительства подключить к платформе Ujin. Это позволит жителям получать доступ к цифровым сервисам и управлению смарт-инфраструктурой домов через единое мобильное приложение.
Проявляет интерес к Узбекистану и IT-компания HFLabs. Директор по продуктам фирмы Михаил Березин отметил, что активность отечественного бизнеса в республике можно разделить на несколько направлений. «Есть компании, у которых выручка в России была международной, – это либо аутсорс-разработчики, либо бизнесы, направленные на международный рынок. Такие компании стараются сменить юрисдикцию, чтобы спокойно продолжить работать с иностранными клиентами. При этом в ИТ-парке Узбекистана созданы отличные налоговые условия для работы таких компаний. А также тут подрастают талантливые молодые разработчики, которых можно нанимать на меньшие деньги, чем коллег из России».
Вторым направлением М. Березин назвал «компании, которые пытаются расширить бизнес и выйти на рынок Узбекистана». На прошлогодней выставке ICTWeek, по словам российского бизнесмена, «практически половину стендов занимали российские ИТ-компании, предлагающие продукты для энтерпрайз-рынка – банков, телеком-компаний и даже госсектора».
Востребованным вариантом выступает направление локальных компаний, имеющих российские корни. Сейчас в Узбекистане формируется первая экосистема из маркетплейса, банка и телекома. Российские корни и команда из РФ – в Uzum Market, компания входит в это объединение. Humans – телекоммуникационный оператор с финтех-сердцем, который попал на узбекский рынок несколько лет назад, он сформировал команду из России.
Сервис и услуги – возможность укрепить связи
Узбекистан привлекателен также для ритейлеров, сетевых платформ, сферы услуг. Сервис доставки Broniboy с апреля работает в Ташкенте. Сразу после появления к платформе подключились свыше 50 партнёров. Сервис, как и в РФ, доставляет еду из ресторанов, товары из магазинов, аптек и цветочных лавок. Инвестиции, по данным компании, составили $300 млн. Руководство объяснило свой выбор локации ростом экономики РУз, а также низкой конкуренции в регионе.
Однако не стоит обольщаться по поводу отсутствия конкуренции. На пятки наступает мегасервис Wildberries. В феврале этот маркетплейс открыл в Ташкенте пункт выдачи с примерочными кабинами. Любопытно, что в декабре 2021 года ритейлеру выделили домен wildberries.uz, который ранее принадлежал местному производителю компотов.
Товары здесь доставляют сотрудники собственной логистической службы компании. Администрация Wildberries призывает местных предпринимателей своими силами открывать пункты выдачи и получать доход до 3,5% с оборота.
Ритейл вообще стал одной из интересных тем взаимодействия. Fix Price, «Доброцен» (позже ушёл), с недавнего времени «Магнит» – все они пытаются выйти на узбекские просторы. Российская розничная сеть «Магнит» в апреле организовала в Ташкенте первый магазин MCosmetic. Здесь предлагают покупателям товары для здоровья и красоты: косметика, парфюмерия, бытовая химия, гигиенические средства, товары для дома и детские товары. Любопытно, что ассортимент магазина составляют как российские и зарубежные, так и узбекистанские марки. Покупатели могут приобретать товары собственных брендов «Магнита» – Stellary, Beauty Bomb, KuMiHo, Gardenica.
Работает в Узбекистане с конца мая Российский центр пространственных исследований. Geointellect сотрудничал с такими российскими ритейлерами и девелоперами, как Leroy Merlin, X5 Group, Adidas, KFC, Lamoda, Ozon, Wildberries и др.
Выгода для Москвы
Затраты на организацию производства в Узбекистане Россия окупает взаимовыгодными долгосрочными контрактами между Москвой и Ташкентом. Уже подписаны соглашения о том, что РУз будет поставлять электротехнику крупнейшим российским торговым сетям электроники и бытовой техники.
«В этом году были достигнуты договоренности об экспорте отечественной продукции в российские крупные торговые сети «Эльдорадо», «М.Видео», DNS», – заявил пресс-секретарь отраслевой ассоциации АО «Узэлтехпром» Намоз Толипов.
О поставках текстиля из хлопка из РУз, главного поставщика этой ткани на мировой рынок, и упоминать лишне. Сейчас Ташкент практически монополизировал поставки качественного материала на российский рынок к удовольствию потребителей, которые с советских времён знают его «в лицо».
Но не обходится и без ложки дёгтя со стороны Запада. Его санкции добрались косвенно и до Центральной Азии. Евросоюз в 11-м пакете санкций уже подверг ограничениям некоторые узбекские компании за помощь России. Ташкент понимает, что значит попасть под вторичные санкции, но от сотрудничества с Москвой отказываться не собирается. А значит, дальнейшему взаимодействию быть.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram