- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Транзит товаров через Белоруссию – настоящее лицо европейских санкций

Белоруссия живет под жесткими западными санкциями с конца 2020 года, когда ЕС и США решили наказать официальный Минск за его нежелание следовать указаниям, которые они ему давали. С того момента западные политики сделали все, чтобы разрушить создаваемые годами торгово-экономические связи между сторонами. В свою очередь, белорусские власти всегда подчеркивали, что санкционная политика крайне контрпродуктивна и предлагали сесть за стол переговоров, одновременно предупреждая, что готовы ввести ответные ограничительные меры.

Вполне вероятно, что переговорный процесс между официальным Минском и Брюсселем рано или поздно состоялся бы, как это было уже не раз, однако ситуация встала на путь невозврата после начала специальной военной операции. Запад практически полностью разорвал отношения не только с Россией, но и Белоруссией, приняв решение уничтожить экономику обеих стран. Правда, как показывают последние события, такой план полностью провалился, больнее ударив не столько по Минску и Москве, сколько по их противникам. И сколько бы сегодня европейские политики ни втолковывали своему электорату о правильности и эффективности вводимых санкций против Белоруссии и России, в реальности ограничения превращаются в серьезную проблему для их инициаторов, что постепенно сводит эффективность рестрикций к нулю.

В частности, недавно стало известно, что ЕС принял очередной санкционный пакет в отношении и России, и Белоруссии, хотя отдельных антибелорусских санкций не было уже около года. Сами по себе новые санкции выглядят неоднозначно. И связано это с тем, что, требуя полностью изолировать Белоруссию и Россию, главные инициаторы ограничений оставляют в них для себя множественные исключения, что во многом нивелирует вводимые рестрикции.

Не секрет, что ввести более разрушительные санкции против Белоруссии, чем они уже есть, практически нельзя. Одним из немногих инструментов, которым Запад еще может навредить Минску, является закрытие границ и нарушение транзита грузов через РБ. Правда, до настоящего времени соседи республики, как и власти ЕС, все еще не решились пойти на такие меры, хотя разговоры об этом стали звучать все громче.

В частности, Польша, которая начала ограничивать пересечение своей границы с Белоруссией сначала под предлогом коронавирусной инфекции, затем в рамках общей антибелорусской политики Запада, сегодня заговорила о возможности полностью изолировать соседнюю республику. Причиной этого в Варшаве называют появление в Белоруссии ЧВК «Вагнер», чьи бойцы, как ранее отмечал Александр Лукшенко, очень хотят сходить на «экскурсию» в Польшу. Как заявил 27 июля польский министр внутренних дел Мариуш Каминьский, «если будут серьезные инциденты с участием группы «Вагнер» на границах стран НАТО и таких стран ЕС, как Польша, Литва или Латвия, мы, безусловно, будем действовать сообща», и «я не исключаю, если мы примем решение, что это правильный ответ, что мы придем к полной изоляции Белоруссии».  

Аналогичные заявления стали все чаще звучать и со стороны Вильнюса, где министерство транспорта уже направило в Департамент госбезопасности просьбу оценить риски, которые несет пассажирское автобусное сообщение с Белоруссией, и в случае необходимости отказаться от них. Кроме того, глава литовского МВД Агне Билотайте, говоря о присутствии в Белоруссии подразделений ЧВК «Вагнер», заявила, что в Вильнюсе рассматривают возможность полностью закрыть не только границу на юге, но и с Калининградской областью. Чем это грозит самим Польше и Литве, политики этих двух стран стараются не говорить, так как прекрасно понимают, что это серьезно снизит их политический рейтинг, а в перспективе сделает виновными в новом экономическом кризисе.

Проблема для стран ЕС в данном случае заключается в том, что экономическое сотрудничество с Минском, как и транзит товаров через территорию соседней с ними республики, все еще остается для них крайне необходимыми. Если вспомнить статистику прошлых лет, то оказывается, что, например, в 2021 году через два пограничных пункта между Польшей и Белоруссией прошло 9399 поездов, что в полтора раза больше, чем через два транзитных пункта на границе с Германией (6193). На литовском направлении ежегодно железнодорожным транспортом перевозилось 1,5-1,6 млн тонн товаров нефтехимии и калийных удобрений на сумму свыше $1 млрд долларов. Объемы же продукции из Белоруссии в лучшие годы образовывали примерно 20% от общего латвийского объема транзита, а через белорусскую территорию в эту страну попадало около 6-10 млн тонн грузов, которые позволяли зарабатывать и железной дороге республики, и портам в Риге, Вентспилсе и Лиепае.

Поэтому, несмотря на все громкие слова об изоляции, и прибалтийские республики, и Польша продолжают отправлять и принимать товары с белорусского направления, прекрасно понимая, что соседняя с ними республика остается крупным логистическим центром на пути в Азию, и в первую очередь в Китай. При этом Варшава, Вильнюс и Рига вынуждены в рамках общеевропейской политики устраивать целые спектакли, которые должные продемонстрировать их стремление к формированию блокады Белоруссии.

Например, Польша, которая отменила весной 2023 года последние ограничения в связи с Covid-19, так и не запустила пассажирское железнодорожное сообщение с Белоруссией, хотя грузовые поезда продолжает спокойно пересекать белорусско-польскую границу. Аналогичная ситуация наблюдается и с «Литовскими железными дорогами», которые еще 30 июня 2022 года заявили об отсутствии планов возобновлять в ближайшие годы пассажирские перевозки на белорусском направлении «с учетом всех обстоятельств». Одновременно Вильнюс показательно ограничил объем железнодорожных грузоперевозок: 15 февраля 2023 года было объявлено о приостановке движения грузовых поездов через пункт пропуска «Стасилос» якобы по причине модернизации пункта пропуска для борьбы с контрабандой.

Кроме того, с 1 марта основной грузоперевозчик Литвы LTG Cargo совместно с государственными органами страны начал применять более жесткую систему таможенной проверки грузов, повысив требования к срокам и содержанию сопроводительной документации. В результате уже к концу мая было отклонено 1339 из 6636 поданных заявок на перевозку грузов, из которых 562 были связаны с белорусским направлением. С июля литовская таможня дополнительно начала требовать декларации производителя на некоторые товары, которые следуют транзитом через Белоруссию и Россию с целью «борьбы с параллельным импортом».

Однако в данном случае следует отметить, что все вышеуказанные ограничения касаются так называемых санкционных грузов (нефть и нефтепродукты, сырье для пищевой промышленности, стройматериалы, химические и минеральные удобрения, а также техническое снаряжение), поток которых и так практически прекратился и уже не играет существенной роли в общем объеме двустороннего транзита. Более серьезным шагом Вильнюса можно считать ограничения в отношении железнодорожного сообщения между Белоруссией и Калининградской областью, из-за чего Минск, по сути, лишился возможности использовать порты этого региона для своего экспорта.

Казалось бы, подобные действия Польши и Литвы свидетельствуют о том, что соседи Белоруссии всерьез намерены ее изолировать. Однако стоит помнить, что все европейские, как и национальные санкции в отношении Минска, всегда были более чем половинчатыми. Например, введенный в апреле 2022 года пакет санкций объявлял об ограничениях для белорусских и российских транспортных компаний и запрет на импорт хлористого калия из Белоруссии, а в принятый в июне того же года новый санкционный список попали «Беларуськалий» и Белорусская калийная компания. Однако рестрикции тогда так и не коснулись продукции с наличием 58% калия, который и составляет основу белорусского экспорта удобрений. Этот «недочет» некоторые европейские политики требовали исправить в новом пакете ограничений, однако согласованные в ЕС в конце июля санкции снова не затронули данный вид белорусской продукции.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере транзита через белорусскую территорию, о запрете на который часто говорят в Польше и Прибалтике. Несмотря на все громкие заявления о необходимости изоляции и полной экономической блокады РБ, в Варшаве, Вильнюсе и Риге понимают роль соседней республики в логистике перевозки товаров из Европы в Азию и обратно. При этом любые попытки полностью изолировать белорусский транзит неизменно натыкаются на сопротивление в самих странах ЕС, где все еще есть те, кто умеет считать деньги и смотреть на шаг вперед. Примечательна в данном случае ситуация с Латвией, где стремление выполнять присланные из Брюсселя и Вашингтона указания по борьбе с Россией и Белоруссией порой не поддаются логическому объяснению. Так, после того как в 11-й пакет антироссийских санкций, который вступил в силу 23 июня, попал руководитель Белорусской железной дороги (БелЖД) Владимир Морозов, Рига стала единственной, кто решил, что это является поводом для прекращения работы с БелЖД. С этого момента в страну был остановлен поток товаров из стран Центральной Азии, что, по оценкам экспертов, грозит убытками бюджета в 2023 году в размере не менее 750 млн евро.

В то же время литовская, польская, немецкая и австрийская железные дороги по-своему интерпретировали санкции и решили не отказываться от транзита грузов по территории Белоруссии, в том числе от сотрудничества с БелЖД. Подобная двойственность ситуации привела к тому, что Рига была вынуждена обратиться в ЕС за разъяснениями, и на очередном заседании «транспортного коридора солидарности Европа-Украина» 6 июля представители Еврокомиссии подтвердили, что нынешние санкции разрешают сотрудничество с Белорусской железной дорогой и транзит грузов через белорусскую территорию. После чего через неделю Латвия возобновила грузовое железнодорожное сообщение с РБ, хотя и попыталась обставить свои действия «политически правильно». Было заявлено, что в случае сохранения блокады, грузы из Казахстана и Узбекистана, идущих по БелЖД, «могут попасть в российские порты», тем самым подыграв Москве и ударив по всем прибалтийским республикам.

Примечательно то, что, по словам латвийских политиков и бизнесменов, против закрытия транзита через белорусскую территорию выступили и США, которые, по всей видимости, на фоне украинского кризиса больше не в состоянии спонсировать своих прибалтийских сателлитов в прежнем объеме, а потому готовы закрывать глаза на нарушения ими же навязанных всем правил санкционной войны против Москвы и Минска.

Таким образом, сегодня становится все более очевидно, что санкционная война Запада, развязанная против Белоруссии и России, не просто провалилась, но и становится серьезным бременем на плечах большинства стран ЕС. При этом никого из главных инициаторов политики ограничений – США и Великобританию – не интересуют проблемы тех, кого они используют в качестве инструментов в своей геополитической игре. В этой связи и Польше, и Литве, и Латвии, которые в прошлом получали немалую выгоду от экономического сотрудничества с Белоруссией и Россией, остается только два пути для дальнейших действий: либо искать возможность наладить отношения с Минском и Москвой, пусть и в ограниченном варианте, либо продолжать идти на эскалацию напряженности в надежде на то, что за их рвение они получат награду от своих заокеанских хозяев. Правда, в последнее сегодня верится с большим трудом.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2420
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика